Это Луганск, детка: итоги ушедшего года
Итак, дорогие земляки, мы пережили ещё один год. Поэтому ненадолго отвлечёмся от праздничных мероприятий и постараемся вспомнить, что примечательного случилось в наших краях в закончившемся 2013-м году.
Главным событием этого года стали, безусловно, массовые гражданские протесты под собирательным названием «Евромайдан». Протестная волна ударилась и о консервативно-апатичную твердыню Донбасса – с предсказуемым нулевым результатом.
Немногочисленные евромитинги в центре города проходили тихо. Если бы не мелкие провокации казаков и каких-то невнятных личностей, никакого революционного драйва бы не получилось. Примечательно, что срывать акции евромайдановцев принялся бывший активист местной «Батькивщины» Сергей Сафо, причём в весьма экстравагантной манере – с песнями и в костюме Деда Мороза.
Впрочем, «реакционные» силы Луганщины тоже особой активности не проявили. Несколько раз помитинговав против «евросодома» и отказавшись кормить нахлебников из «гейропы», пророссийские активисты снова впали в спячку. Самым крупным ивентом «регионалов» стал Форум депутатов всех уровней. Несмотря на накал политических страстей и параллели с 2004-м годом, никакого Северодонецка-3 не произошло. Собравшиеся послушали речи и родили совершенно беззубую декларацию о поддержке президента и осуждении майдана. Местный «Антимайдан», организованный молодёжным крылом ПР, также не оправдал ожиданий: сторонники евроинтеграции ожидалии тысяч «свезенных бюджетников», а противники – жесткой символической отповеди «майданящим». Вместо этого состоялся вялый пикет на 70 человек.
Не оправдал ожиданий и Виктор Медведчук. Потратив шальные суммы на то, чтобы утыкать Луганск билбордами «Украинского выбора», организовать местный актив он так и не смог. Проведенная в сентябре конференция не получилась ни внушительной, ни результативной. Как сообщили в прессе, сам Медведчук оценил её как провальную. Правда, ясности это не добавило: несоответствие между огромными масштабами агитработы (преимущественно в «джинсовом» варианте) и околонулевым практическим результатом оставляет народ в недоумении на предмет того, какие же цели преследует Медведчук.
В общем, ни революция, ни контрреволюция в Луганске особо не развернулись. Тем не менее, кое-какие веяния извне в наш край всё же просочились. Как известно, одним из общественных трендов 2013-го стали попытки самосуда над водителями, устраивающими ДТП. Когда в августе пьяный водитель сбил девочку на ул. Победоносной, луганчане проявили невиданную активность: толпа в несколько сот человек не дала преступнику скрыться и, по некоторым данным, немного ему «навешала». А водителя, сбившего в ноябре девушку на ул. Оборонной, таксисты не просто побили, но и даже гнались за ним на машинах. А что поделаешь? Ведь переходить дорогу в Луганске уже давно приходится с опаской. Сфетофор сфетофором, но от пьяного за рулём он не спасёт. Впрочем, и с общественным транспортом у нас не намного лучше: в декабре в Луганске перевернулась маршрутка – 18 из 35 пассажиров угодили в больницу.
Продолжая тему местных ужасов, нельзя не вспомнить о взрыве дома на ул. Шевченко, который произошёл в августе. Тогда пострадало 18 человек и двое погибли. Несмотря на обещания властей восстановить разрушенное жильё в кратчайшие сроки, ремонтные работы ведутся до сих пор, а заселить жильцов обратно обещают лишь весной 2014-го. Также в декабре произошёл взрыв дома в г. Молодогвардейске, хотя жертв чудом удалось избежать – кроме пьяницы-виновника происшествия. Также в этом году произошла авария в г. Горловка на заводе «Стирол», в результате которой погибло 6 человек и двадцать пострадали в результате выброса аммиака. В случился взрыв на шахте в г. Макеевка, а в марте был пожар на Углегорской ТЭС.
Не менее шокирующим инцидентом стало убийство бывшего луганского журналиста Сергея Старокожко, произошедшее в ноябре. Напомним, он был убит сотрудниками-наркоманами на автомойке, где на тот момент подрабатывал. Также был убит его коллега. Убийцы были оперативно найдены. И хотя подобные зверства происходят в Луганске и области почти каждую неделю, этот случай оказался самым резонансным – сработала корпоративная солидарность журналистов. Тем не менее, Луганск всё ещё остаётся опасным для жизни городом – некоторые поговаривают уже о возвращении «лихих 90-х» с уличными грабежами и бандитизмом. В таких условиях невольно задумаешься о душе.
В религиозной сфере в этом году отмечалось бурление луганской православной общественности по поводу визита главы УПЦ Киевского патриархата Филарета. В июле он наведался в Луганск, чтобы торжественно открыть храм, возведённый стахановскими темпами в 2013-м году. Правда, визит «неканоничного» патриарха прошёл без эксцессов – православные активисты организовали мини-пикет и, постояв на солнцепёке, разошлись. Немного оживила «духовную жизнь» евроинтеграция, к которой ещё осенью присматривался Янукович и которую одобрили украинские церкви. Тогда протоиерей Александр Авдюгин заявил, что сторонников евроинтеграции видеть в своём храме не желает – разве что с покаянием. А позже местные православные монархисты провели «Русский марш», одним из лозунгов которого был «Патриарх, ты не прав».
Что касается дел земных, то в сентябре в Луганске наконец-то открыли Ледовую арену. Многие луганчане откровенно потешались над этой идеей, считая её несвоевременной на фоне коммунальной разрухи в городе. Но, как бы то ни было, её всё же построили и вроде бы благополучно сдали в эксплуатацию. Казалось бы, живи и радуйся! Но по злой иронии судьбы, в 200-х метрах от Ледовой арены, прямо у жилого массива Мирных кварталов, строится мусороперерабатывающий завод. В связи с этим местные жители уже неоднократно митинговали, в результате чего строительство было якобы приостановлено. Но как долго будет длиться эта пауза и запретят ли строительство официально – неизвестно.
В общем, год выдался стрёмный, под стать предыдущему: ДТП, убийства, катастрофы и мелкие политические заварухи. Маловато позитива? Ну что ж поделаешь – «это Луганск, детка!»