Тиндер для ОО и бизнеса: как построить коммуникацию между общественными организациями и предпринимателями
В Украине заработала инновационная платформа Gwara Back, которая помогает компаниям и общественному сектору найти друг друга, чтобы объединить свои усилия для социальных изменений через Цели устойчивого развития. Бизнес получает благотворительные льготы, социальное влияние и инновационные решения, а общественный сектор — финансирование и возможность реализовать свои проекты. Win-Win!
В чем проблема?
Деятельность общественных организаций в Украине стремительно развивается. Вместе с этим есть и негативная тенденция: без должного уровня продвижения, возможности устойчивого развития и финансирования, на любом этапе существования организации, ее деятельность придется прекратить.
Конечно, существуют гранты, и если достаточно опыта и желания, существовать можно и на такие поступления. Однако и здесь есть свои недостатки. Во-первых, они имеют свойство заканчиваться. Гранта может хватить на запуск, но сможет ли проект поддерживать свое постоянство в дальнейшем?
То же самое — и с донорскими программами: меняются приоритеты, меняется фокус доноров, меняются потребности, возникают новые направления, куда доноры вынуждены перефокусировать свои ресурсы. Непредвиденные события могут в любой момент нарушить планы и поколебать стабильность.
И самое главное: грантовые средства — это те же средства бизнеса, однако они прошли через систему налогов и международных организаций, чтобы вернуться к наиболее нуждающимся в реализации проектам. Но почему бы не упростить эту систему и не платить таким проектам напрямую?
Какое решение? It's A Match! между общественной организацией и бизнесом
Решение достаточно простое. Бизнес и общественные организации должны быть объединены, чтобы работать вместе. Это стратегия win-win, в которой общественная организация получает огласку о своей деятельности и финансировании, а бизнес работает в успешной громаде, получает лояльность клиентов, поскольку доверие к социально-ответственным предприятиям всегда выше, а покупать у них что-то более приятно, ведь ты меняешь мир к лучшему.
К тому же, благотворительная деятельность может значительно облегчить налоговую нагрузку на предпринимателя благодаря механизму благотворительной льготы, о которой мы позже расскажем. Забегая наперед — предприятие может уменьшить налогообложение на 18%!
Единственная вещь, которой не хватает в этой почти идеальной формуле — это удачная и качественная коммуникация. К сожалению, о социальных проектах общественных организаций в громадах мало кто знает, а бизнесы, даже если и не прочь поддержать проект, просто не могут их найти.
Сомнения бизнеса:
- прозрачность деятельности благотворительных и общественных организаций;
- постоянство поддержанных социальных проектов бизнесом;
- подотчетность по потраченным средствам, предоставленным на реализацию проектов;
- social impact;
- готовность общественных и благотворительных организаций к коммуникации с бизнесом;
- готовность общественных и благотворительных организаций слышать потребности бизнеса.
Проблему состояния доверия, отчетности и коммуникации между общественными организациями и бизнесом решает платформа Gwara Back.
ГВАРА МЕДИА — это общественная организация, которая победила в конкурсе инновационных решений для громад Донецкой и Луганской областей EastCode 2021 и основала онлайн-платформу Gwara Back, объединяющая общественные организации и бизнес, добавляет прозрачности в процессы их взаимодействия через цифровые инструменты и решения, которые они формируют в отчетность.
Не секрет, что большинство бизнесов, которые внедряют (реализуют) социальные проекты, — это национальные бренды и крупные компании. Они имеют отделы корпоративной социальной ответственности, отлаженные процессы, согласования, метрики, политики и видения. Маленьким организациям и небольшим бизнесам трудно найти свое направление в социальной ответственности и справиться с этим самостоятельно, поэтому Gwara Back предлагает свою помощь.
При чем здесь Цели устойчивого развития?
Первое, что делает сервис, — подбирает бизнес и общественную организацию, чьи запросы и деятельность отвечают друг другу, и делает это через Цели устойчивого развития.
СЕО Gwara Back Сергей Прокопенко рассказывает:
«Например, есть общественная организация, которая занимается урбанистикой, развитием инновационной инфраструктуры и экологией — она отвечает целям 9 и 13 или 15. И есть аграрий, считающий, что в его селе неразвита инфраструктура, да еще и проблемы с экологией. Обычно бизнесу не хватает времени, чтобы углубленно изучать, чем занимается общественная и/или благотворительная организация, но для этого и есть Gwara Back, которая валидирует ОО и БФ через определенные критерии: прозрачность, открытость, территориальная принадлежность, соответствие целям устойчивого развития и т. д. После валидации мы “соединяем” ОО/БФ с бизнесом», — объясняет Сергей.
Гудвилл, репутация и имидж
Мы же шутим, что Gwara Back — это «Тиндер» для общественного сектора и предпринимателей. Но Цели устойчивого развития нужны не только для того, чтобы совпасть. По словам СЕО Gwara Back, если компания упоминает о том, что вносит свой локальный вклад в решение глобальных проблем, это дает возможность выделить себя среди конкурентов в глазах других партнеров:
«Есть просто бизнес, а есть бизнес, который может позиционировать себя как работающий над реализацией Целей устойчивого развития, инвестирующий в них ресурсы и средства — таким образом делающий себя мощным и устойчивым. Это о деловой репутации и имидже», — объясняет Сергей.
Сергей Прокопенко также обращает внимание на качество социального влияния и отмечает, что для команды Gwara Back любое полезное дело — доброе. Однако есть разные уровни социального влияния от бизнеса.
Эффективны системные решения. Именно для этого создана платформа Gwara Back, которая позволяет бизнесу регулярно взаимодействовать напрямую с неприбыльными организациями.
Не нужно разбираться в бюрократии
Gwara Back позволяет ОО и бизнесу получить крутой функционал и услуги профессионалов — то есть полноценный сервис по кросс-коммуникации:
- автоматическое формирование отчетов, проектный подход, отчеты о положительном влиянии на локальном и глобальном уровне (с использованием Целей устойчивого развития 2030) ;
- привлечение адвокатов, экспертов по коммуникации, аудиторов и консультантов, а еще сотрудничество с агентством коммуникаций ACT4CHANGE и ОО СЕНС;
- обязательная проверка и верификация общественных организаций в центре противодействия злоупотреблениям на благотворительности Charity Tuner, чтоб обезопасить бизнес и повысить уровня доверия между будущими партнерами.
Бизнес будет платить меньшие налоги
Благотворительная льгота — это налоговый механизм, работающий во многих странах мира и Украине. Мировая практика, нашедшая отражение и в налоговом законодательстве Украины. Власти ввели благотворительную налоговую льготу, которой может воспользоваться каждый ответственный бизнес.
В Украине модель «благотворительной льготы» работает для предприятий, применяющих налоговые разницы в декларации по налогу на прибыль (налоги платят по разности доходов и расходов).
Например: Предприятие «Успех» в 2020 году получило 100 миллионов гривен дохода, общие расходы составили 90 миллионов, 10 миллионов гривен чистой прибыли. Это означает, что в текущем (2021) году предприятие может передать неприбыльной организации или на благотворительность взнос в размере до 4% от чистой прибыли предыдущего года. Такой взнос не будет облагаться налогом на прибыль. Значит в 2021 году предприятие «Успех» может использовать благотворительную льготу размером до 400 000 гривен и указать это в расходах.
В результате в 2021 году предприятие «Успех» укрепляет бизнес и социальную среду в своем регионе и еще высвобождает оборотные средства посредством уменьшения налогообложения на 18% от благотворительного взноса — 72 000 гривен.
В чем профит для Gwara Back?
Проект Gwara Back стал возможным при поддержке Программы ООН по восстановлению и развитию мира и при финансовой поддержке правительств Дании, Швейцарии и Швеции. Но вы скажете, что существование только на грантовую поддержку противоречило бы самой позиции платформы Gwara Back — и вы правы. Поэтому для существования платформы Gwara Back будет привлекать по 10% от бюджета, вносимого в общественные организации. Это будет происходить на финальном этапе, когда бизнес будет переводить средства в ОО, которая ему была подобрана.
«Потому что мы тоже общественная организация и будем тратить огромные силы на продвижение, дополнительные спецпроекты и информационное сопровождение. Это принцип нашего постоянства как общественной организации, и в этом наша финансовая инновация. А еще мы — медиаплатформа Gwara Media, у нас есть IT-команда, диджитал, и все это мы будем развивать и продвигать. Такое вот постоянство» — говорит Сергей.
Чем уже можно похвастаться?
Проект еще «горячий», его запустили только-только, в 2021 году, но Gwara Back уже заинтересовала первые общественные организации:
«Готовится вебинар для Украинской ассоциации франчайзинга, также с нами связалась Всеукраинская организация пекарей, переговоры ведутся с IT-компанией “КИНЕТИКС”. Мы пока что выбираем лучших партнеров», — говорит Сергей.
Кстати, интересный факт: еще одна заслуга Gwara Back — это их вклад в цифровую трансформацию Украины, который поддержала Минцифры. Представьте, Gwara Back обратились в Министерство цифровой трансформации, рассказали о своем проекте и… Получили разрешение использовать их айдентику. Именно поэтому сайт Gwara Back так похож на портал государственных услуг «Дія».
Заинтересовался сотрудничеством и бизнес. Денис Лаврищев — руководитель предприятия “Мартлет”, занимающегося обеззараживанием грузов и помещений от насекомых, вредителей, вирусов и всего, что может помешать санитарному состоянию и благополучию жизни людей и качеству продукции. Он уже подал заявку на сервисе для того, чтобы ему подобрали общественные организации, которые он сможет финансировать. Сотрудничество с ОО через сервис Gwara Back он рассматривает как возможность повысить уровень осведомленности людей о необходимости его услуг:
«Многие наши потенциальные клиенты готовы с нами сотрудничать, но они недостаточно проинформированы о проблеме, которую мы решаем. Повысить уровень знаний об этом вряд ли сможет бизнес — к нему мало доверия, поскольку клиенты знают: цель бизнеса — заработать на них. Но если бы они получали эту информацию от фондов и общественных организаций, не имеющих целью заработать, уровень доверия был бы значительно выше», — пояснил Денис.
По его мнению, финансирование общественных организаций и продвижение информации через их деятельность — это своеобразная маркетинговая стратегия, в которой компания получает клиента, знающего пользу бизнеса, а общественная организация — финансирование. Денис Лаврищев отметил, что в случае если такой механизм докажет свою эффективность, на финансирование общественных организаций он готов отдавать 10% прибыли компании.
Как присоединиться?
📌 Зарегистрироваться на платформе Gwara Back и создать профиль.
📌 Оставить заявку на проектную или институциональную поддержку для реализации миссии вашей организации в регионе вашего фокуса.
📌 Получить обратную связь.
***
Цей матеріал підготовлено у межах Проєкту «Gwara Back», який є переможцем національного конкурсу інновацій EastCode 2021, реалізується ГО «ҐВАРА МЕДІА» за технічного адміністрування Center 42 у межах Програми ООН із відновлення та розбудови миру та за фінансової підтримки урядів Данії, Швейцарії та Швеції.
Думки, зауваження, висновки або рекомендації, викладені в цьому матеріалі, належать авторам і не обов’язково відображають погляди ООН та урядів Данії, Швейцарії та Швеції.
Програму ООН із відновлення та розбудови миру реалізують чотири агентства ООН: Програма розвитку ООН (ПРООН), Структура ООН з питань гендерної рівності та розширення прав і можливостей жінок (ООН Жінки), Фонд ООН у галузі народонаселення (UNFPA) і Продовольча та сільськогосподарська організація ООН (ФАО).
Програму підтримують дванадцять міжнародних партнерів: Європейський Союз (ЄС), Європейський інвестиційний банк (ЄІБ), Посольство США в Україні, а також уряди Данії, Канади, Нідерландів, Німеччини, Норвегії, Польщі, Швейцарії, Швеції та Японії.