Формула успеха. Как тренер по настольному теннису воспитывает чемпионов в Северодонецке
Александр Минин начинал играть в теннис как любитель. Сейчас он является тренером мини-кадетской сборной Украины. За время работы Александр воспитал многих КМС и разрядников. А его юные ученицы Вероника Матюнина и София Шередега стали призерами последнего Чемпионата Европы. Девочки привезли 3 серебряных и одну бронзовую награды.
О важности поддержки родителей, влиянии школы и всестороннем развитии Александр рассказал “Восточному Варианту”.
От любителя к тренеру
Интерес к настольному теннису у Александра появился уже во взрослом возрасте. Поиграть в теннис его пригласил друг.
“Мне понравилось. Стали периодически приходить играть в ДЮСШ №1. А спустя год устроился на подработку сюда же сторожем. Тренировался и по ночам, и в свободное от работы время. Наблюдал за другими, изучал, пытался повторять за теми, кто сильнее меня", — вспоминает он.
В 2004-м году в спортивной школе освободился один зал. Директор ДЮСШ №1 Василий Иванович Кравцов предложил открыть секцию настольного тенниса.
“Это был как кружок по теннису. Приходили люди абсолютно разной возрастной категории. Тогда тренером можно было работать без образования. Я начал тренировать. Я играл с учениками, с ними учился и сам. Начал больше искать упражнений, стал больше обучаться, искать знания”, — говорит тренер.
Первыми самыми младшими учениками Александра был Самойлов Вова и Кожемякин Евгений.
“Эти малыши начали заниматься у нас в 2005-м году. Им было по 6-7 лет. Сейчас уже Кожемякин здесь работает тренером”, — отмечает Александр.
На данный момент среди его учеников есть мастера спорта.
“Вероника Матюнина и София Шередега — спортсменки, которые выиграли Европу, мир и попали в топ сильнейших спортсменов Украины и Европы”, — дополняет тренер.
Раньше, по его словам, не было мини-кадетских сборных. Для детей до 12 лет отдельных международных соревнований не проводилось.
“В прошлом году ввели возрастную группу 11, 13 и 15 лет. Было принято решение ввести тренеров и для двух младших мини-кадетских групп”, — объясняет Александр.
На конкурсе ежегодного выбора тренеров Федерация настольного тенниса Украины назначила Александра Минина тренером мини-кадетской женской сборной команды Украины.
На данный момент для тренерской деятельности необходимо соответствующее высшее образование. Поэтому Александр поступил в Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, в котором уже заканчивает обучение.
Современный зал с нуля
Александр рассказал, что в начале существования секции настольного тенниса в спортивном зале не было столов, надлежащего освещения и инвентаря.
“Для проведения тренировок не было ничего. Первые 5 лет тренировались на теннисных столах, которые сделали сами из обычного ДСП”, — вспоминает северодончанин.
По его словам, есть много любителей, которые подключаются и помогают.
Сейчас в зале новые теннисные столы, профессиональный линолеум для настольного тенниса, новые окна и качественное освещение.
“Таких залов, как у нас, в Украине больше нет. Есть просто большие, но покрытия, таких столов, баннеров, столько инвентаря — такого нет”, — отмечает Александр.
Теперь в КДЮСШ №11 приезжают тренироваться и соревноваться самые сильные спортсменки из других городов. Такие соревнования дают возможность набрать свои очки.
“Если раньше сборы проводились дважды в год, и нас вообще не брали на сборы, то сейчас уже для мини-кадетской сборной мы провели три сбора здесь, у нас в Северодонецке”, — говорит тренер сборной.
Директор КДЮСШ №1 Эдуард Чеботарев, по словам, Александра всегда активно принимает участие в жизни школы, всячески помогает спортсменам.
“Директор всегда отстаивает наших спортсменов, заботится о нас. Он всегда ищет, как отремонтировать, как помочь. Нам с ним повезло”, — дополняет он.
Родители и дети. Школа и/или спорт
Александр рассказал, что работа тренера заключается не только в обучении и коммуникациях с детьми. 50% работы — это общение с родителями.
“Когда ребенок доходит до уровня, ему нужно больше внимания, нужно увеличивать количество тренировок, добавлять утренние, добавлять сборы, выездные соревнования. И здесь начинается дискомфорт у родителей. И в первую очередь это из-за школы”, — делится с нами тренер.
Он поделился, что ситуации, когда ребенок после недельного выезда на соревнования вместо поддержки получает самый низкий балл, встречаются очень часто.
“Родители в шоке. Ребенок тоже расстроен: "На меня тут всем наплевать". Получается, что учитель давит и на ребенка, и на родителя. В итоге большинство родителей сдается”, — сетует Александр.
Из-за давления ребенок начинает пропускать тренировки.
“Есть родители, которые говорят: "Вот будешь хорошо учиться — будешь ходить на теннис". Но в наше время это тяжело. У детей много соблазнов, чтобы не делать. Тот же телефон, интернет. Дети просто не выдерживают”, — дополняет тренер.
По его словам, много талантливых детей бросают теннис из-за учебы.
“И будучи уже взрослыми, эти люди бросают все свои работы, и уходят зарабатывать тем, что они бросили в детстве. Потому что это им, действительно, нравится. Плюс еще за это платят. Но эти дети могли быть еще лучше. Хотя тогда родители приняли решение закончить тренировки”, — говорит Александр.
Тренер старается отстаивать детей, убеждать не только родителей, но и учителей в том, как важно поддержать ребенка.
“Учителя говорят, что их задача — провести урок. Но учитель — это не инструктор. Учитель — это педагог. А задача педагога — воспитывать, находить, чем увлекается ребенок, поддерживать его развитие в этом направлении, ощущать его моральное состояние, в котором он находится”, — уверен он.
Александр считает, что при правильном подходе учителей и тренера, без сопротивлений друг другу, может сформироваться хороший результат и среда для ребенка.
“Когда работает все вместе учитель заинтересовывает, на тренировках не монотонно, дома поддерживают родители, то так получаются успешные дети, успешные люди. Просто он привык добиваться. Он мыслит: “Я знаю, что у меня все получится. Неважно умею я или не умею. Я могу научиться всему””, — говорит северодончанин.
Преимущества тенниса и всестороннее развитие
Тренер рассказал, что настольный теннис хорошо тренирует мышление. Здесь так же, как в шахматах, надо задумывать много ходов.
“Просто в шахматах есть время подумать. Здесь нет. Также теннис — очень сложный технически. В теннисе должна быть хорошая координация, быстрые передвижения”, — уточняет он.
Александр уверен, что детям очень важно развиваться разносторонне.
“Монотонность детей губит. Им надо заниматься разными видами спорта. В нашей школе мы посещаем уроки скалолазания и легкой атлетики. Также периодически посещаем тренировки по рукопашному бою в 24-м училище”, — говорит тренер.
Тренировки по рукопашному бою преподает Сергей Солод. Александр поделился, что в юности ходил заниматься именно к этому тренеру.
“Он меня настолько зарядил. Его тренировки проходили и проходят с интересом и вдохновением. Было столько разнообразия. Думаю, это отразилось как-то на мне”, — вспоминает он.
Тренер уверен, что в дружной атмосфере детям легче перебороть страх высоты, страх боли, страх неудачи.
“Мы вместе смотрим мотивационные видео, видео о питании, о психологии. Я стараюсь полностью использовать возможности 21-го века”, — говорит Александр.
Он дополнил, что помимо физической нагрузки есть упражнений и для умственной активности.
“Нашел литературу об исследованиях мозга. Узнал, что решая простые задачи, но разные и на скорость, мозг человека задействован максимально. Мы играем в эффект Струпа, когда есть цвет и надпись разнятся.
Играем в таблицы Шульте, когда нужно на скорость искать в таблице нужную цифру. Такие задачи хорошо решать перед экзаменами. Это разогревает мозг. Потому что ты действуешь не по шаблону”, — объясняет тренер.
Среди инвентаря теперь есть и электронные тренажеры. Ими можно управлять с помощью приложения на телефоне. Датчики издают звук, меняют цвет, пронумерованы. На них есть и липучка, и магнит.
“Например, задача — найти быстро 5 цветов. Перемешали, снова найти. Задания разнообразные. И с ними можно провести тест. Не зная, какой спортсмен, ты можешь сказать, насколько он хорошо будет играть в настольный теннис. Задания с датчиками показывают уровень скорости принятия решения. В Украине этого не было. Я стал выкладывать наши видео. Когда к нам приезжают тренироваться, я показываю, объясняю”, — говорит Александр.
Александр создает много видео- и фотоконтента, ведет прямые эфиры. Это дает возможность показать любителям тенниса как процесс тренировки, так и результаты стараний детей. Поклонников настольного тенниса становится все больше.
"Выбирайте то, что любите"
Тренер мини-кадетской сборной Украины уверен, что общей формулы общения с детьми нет. К каждому ребенку нужен свой подход.
"Каждый ребенок уникален. Я ищу книги и видео по спортивному образованию и по психологии, как работать с детьми. Сразу же стараюсь применить новую информацию, учитывая физиологию каждого ребенка. Даю упражнение, смотрю на результат. Мы с детьми помогаем и дополняем друг друга", — говорит он.
Александр объясняет, что есть способные дети, у которых сразу все получается довольно неплохо. У них хорошо подходит мышление, ловкость, чувство мяча. Они с детства могут контролировать свое тело. Есть ученики, у которых не хватает таких данных, но они очень старательные. В итоге дети выходят на один уровень. Но всему свое время.
“Каждое качество достигается со временем. На тренировке ребенок взрослеет и пытается тянуться за всеми. Сейчас спорт — это то направление, в котором дети остаются осознанными: они учатся добиваться”, — считает северодончанин.
Любой спорт воспитывает в ребенке ответственность и самоорганизованность. Есть и другие преимущества. Если говорить о настольном теннисе, занятия плодотворно влияют на умственную деятельность, скорость реакции, способствуют успеваемости ребенка, лучшим математическим способностям. Но важно выбирать направление по душе.
“Мне нравится моя работа. Я никогда не устаю здесь морально. Раньше я на работах не задерживался, потому что становилось неинтересно. Даже, если работа прибыльная, но монотонная, она на меня она давит. Меня это выматывает. А здесь постоянно что-то новое. Я в этом я расту. И чем сложнее, тем лучше. Я начал работать без образования, потому каждый день я самообразовываюсь, мне это интересно. Я и детей учу: "Выбирайте то, что вы любите. Тогда вы в этом будете совершенствоваться". Дело даже не в теннисе. Моя задача, чтобы дети могли добиваться всего, чего хотят в своей жизни, чтобы им дальше было легко”, — делится с нами Александр.
Александр рассказал, что со сборной едут во Францию и в Бельгию на международный сдвоенный турнир.
“Едет 6 девочек, из них 2 наши. Одна играет в категории до 11 лет, другая до 15 лет”, — говорит он.
Если Ваш ребенок желает записаться в секцию настольного тенниса, с Александром можно связаться в Фейсбук или Инстаграм.
Желаем удачи нашим спортсменам и ждем их с хорошими новостями!