Тень защитника Отечества
Уже в этом году Родина перестанет спекулировать чувством долга и начнёт пользоваться услугами украинских мужчин на платной основе. Как заявил министр обороны Украины Павел Лебедев, уже в 2013-м призыв в вооруженные силы будет приостановлен. Похоже, прошлогодние заявления Президента Виктора Януковича и первого замначальника штаба ВСУ Игоря Кабаненко о создании контрактной армии наконец-то возымели практические последствия. Как планируют в Генштабе, число «контрактников» достигнет 85% уже к 2015-2017 гг. Луганск, похоже, оказался флагманом реформы: прошлогодний осенний призыв оказался в истории луганского комиссариата рекордным – меньше призывников у нас не набирали никогда. Скептики уже успели окрестить грядущую реформу чуть ли не саботажем и подготовкой страны ко внешней оккупации.
Если же отвлечься от фантазий на милитаристские темы, то следует признать: украинская армия уже давно перестала быть «кузницей характера», не говоря уже о её прямых оборонно-наступательных функциях. И дело совсем не в сознательном вредительстве властной верхушки. Коллективный разум украинского государства давным-давно понял, что основная угроза его существованию исходит не извне, а изнутри. В первую очередь правящие круги куда больше опасаются собственного народа, чем российского империализма или румынского шовинизма. Поэтому-то численность «армии для внутреннего пользования» (то есть МВД) примерно вдвое превышает численность ВСУ, не считая прокуратуры, спеслужб и налоговой. Неприятно, но факт: даже по законам природы активно используемые органы развиваются, а неиспользуемые – деградируют и в конечном итоге «отсыхают».
«Отсыхание» - это именно тот процесс, который мы наблюдаем в отношении ВСУ уже много лет. По мнению аналитиков, уже в 2009-м армия недополучала коло половины предусмотренного финансирования. Достаточно вспомнить, как в 2009-м в армии внезапно закончились деньги на питание солдат или тот факт, что в 2010-м на вооружении у единственной ракетной бригады состояла всего одна ракета. Или вот совсем недавнее: на Ровненщине ведутся разговоры о том, чтобы переоборудовать пустующие армейские склады под рыночные площади… В общем, о боеспособности говорить не приходится.
Что же касается побочных функций армии, она превратилась в социальный лифт для наименее обеспеченных слоёв населения. По сути дела, украинская армия уже давно де-факто является добровольческой. Молодые украинцы преимущественно идут в армию, чтобы потом иметь возможность устроиться на работу в правоохранительные органы или охранниками. «Откосить» же от зова Родины не так уж сложно – достаточно оформить соотвествующую справку от врача, поступить в университет или просто игнорировать повестки. В этом свете переход армии на контрактную основу выглядит как легализация уже существующей ситуации.
Конечно, реформа вряд ли сделает армию престижной: как сообщают источники в ВСУ, начальная ставка «контрактника» составляет около 1700 грн., а через 10 лет службы она вырастает в среднем до 2500 грн. Понятное дело, что работать за гроши будут разве что от безысходности, не говоря уже о том, чтобы рисковать жизнью.
Плачевное положение армии ни для кого не секрет. Согласно социологическим опросам, около половины украинцев считают службу в армии потерей времени, которым можно было бы распорядиться получше. Ещё больше (почти 68%) соотечественников не осуждают тех, кто уклоняется от призыва. Столько же соотечественников считают армию неспособной защитить страну в случае необходимости.
Самый очевидный выход из сложившейся ситуации – затянуть пояса потуже и на порядок увеличить финансирование ВСУ, что сделает контрактную службу желанной и солидной. Однако, это начинание (как и многие другие) в ближайшей исторической перспективе обречено на провал, но вовсе не из-за бедности нашей многострадальной Родины. Подобно мифическому фригийскому царю Мидасу, прикосновение которого обращало всё в золото, отечественные чиновники любят обращать всё в блага – правда, в свои собственные. Из-за этого «синдрома Мидаса» усиление финансирования может превратить (и наверняка превратит) ВСУ в очередную коррупционную кормушку. Свою роль играет и политическая нестабильность в преддверии президентских выборов 2015 года, которая не позволяет претворять в жизнь сколько-нибудь долгосрочные проекты. В этом смысле обороноспособность страны прямо зависит от порядка в государстве.
Между тем, кое-какой запрос на армейскую службу в обществе есть. Чего стоит одно только увлечение страйкболом, когда украинские мужчины тратят приличные деньги на снаряжение и бутафорское оружие, а потом скачут по лесполосам и заброшенным стройкам, имитируя баталии. О масштабах явления свидетельствует и стремительно развивающийся «страйкбольный» бизнес, и то, что почти в каждом крупном городе есть своя (и не одна) страйкбольная команда. Другой красноречивый факт – наличие парамилитарных патриотических организаций, балансирующих на грани законности. «Патриот Украины», «Национальный альянс», «Тризуб» и прочие привлекают молодёжь не только радикальной социально-политической риторикой (кого ею нынче удивишь?), но и возможностью ходить строем, проходить подготовку (пусть имитативную) и носить некое подобие униформы. Однако, чтобы загнать их в стройные ряды военнослужащих, кроме реформ и финансирования нужна одна маленькая деталь, а именно - самоуважение, которое армия даёт мужчине.
А с самоуважением у украинского государства вообще большие проблемы.
Фото с сайта mignews.com.ua