ТАНКИСТ КРАВЧЕНКО ПРОТИВ ТАНКОВ
Около 10 часов утра к зданию Областного краеведческого музея подъехал подъемный кран, грузовая платформа и еще несколько тяжелых грузовиков. К этому времени информация о возможных работах на площадке с английскими танками распространилась по Луганску, так что там собралось больше 30 человек, в том числе журналисты и представители общественности. Всех интересовал вопрос: куда и зачем собираются увезти танки? Тем более, что несколько лет назад появилась информация о том, что некая английская фирма хочет купить их за большие деньги.
Ситуацию попытался уладить заместитель мэра Манолис Пилавов. По его словам, два танка должны быть транспортированы на территорию ХК «Лугансктепловоз» для ремонта и реставрации. Однако при этом никаких разрешительных документов он журналистам показать не смог.
Вокруг двух английских танков времен Первой мировой войны, которые достались Луганску по личному указанию К.Ворошилова, страсти не улегаются уже давно. Так, в одном из прошлых номеров «Восточный вариант» писал о том, что эти две уникальные машины находятся в критическом состоянии и перемещения даже на небольшое расстояние могут просто не перенести. Специалисты говорят о том, что танки нуждаются в квалифицированной реставрации, усилении внутренней конструкции, и даже после проведения этих мероприятий должны быть помещены под навес для защиты от дождя и снега.
Памятник «Борцам революции», в ансамбль которого входят танки, является памятником национального значения (всего в области таких объектов 12). Все работы, в том числе и реставрационные, на таких памятниках и в их охранных зонах должны быть согласованы с центральным и региональным органами охраны исторического наследия. Естественно, никто никаких разрешений ни на перенос танков, ни на их реставрацию мэрии не давал. Более того, начальник управления культуры и туризма Луганской областной государственной администрации Ирина Григорьева сообщила, что и этот орган не знаком с проектом проводимых работ.
Проведение реконструкции предприятием «Лугансктепловоз» вообще вызывает массу вопросов. Например, был ли проведен конкурс на лучший реставрационный проект? Каким образом будет обеспечена сохранность танков на территории завода? Кто отвечает за аутентичность конструкции машин после реставрационных работ? Но ни представители тепловозостроительного завода, ни чиновники ответить на эти вопросы не смогли. Как оказалось, на основании каких-то личных договоренностей и обещаний руководство города и завода решили судьбу уникальных экспонатов. Мы сильно удивились, например, когда один из чиновников, ответственный за реставрацию, сообщил о том, в каком виде она будет проходить: «Мы срежем заклепки, удалим всю старую броню, и на ее место нашьем новые металлические листы». Неужели и правда целью работ является превращение настоящих памятников в объекты, конструктивно сходные с танками?
Фактически, беспредел удалось остановить только после того, как Владимир Выборный, пока еще заместитель начальника управления культуры и туризма облгосадминистрации, связался с киевскими чиновниками.
На этот раз победила общественность и небезразличные журналисты. Ситуация находится на контроле и у губернатора, и на уровне Кабинета Министров.
Вот только луганчанам в очередной раз был продемонстрирован «изящный» и такой узнаваемый стиль руководства Сергея Кравченко (кстати, закончивший в свое время Омское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище имени П. Кошевого) и его команды. Но мне, например, приятно, что все же победил здравый смысл, а кроме того, громада Луганска показала, что в состоянии защитить свои интересы, пусть даже и от всенародно избранного мэра.
Алексей Бритюк