"Факт того, что вы украинец — это уже опасность": как жители временно оккупированных территорий оказывают сопротивление захватчикам
Российская оккупационная власть продолжает грубо нарушать права людей на временно оккупированных территориях Украины: местные жители живут в условиях гуманитарной катастрофы, страха и насилия со стороны оккупантов. Однако, несмотря на жестокие репрессии, движение сопротивления только крепнет — украинцы продолжают бороться за свою идентичность. О том, какие вызовы приходится преодолевать на ВОТ, и как можно поддержать тех, кто сопротивляется, читайте далее в статье.
12 ноября Всеукраинская платформа “Молодежные ценности” организовала мероприятие в поддержку гражданского движения сопротивления “Желтая Лента” и украинцев, которые живут на временно оккупированных территориях. Участники обсудили формы сопротивления, а также гуманитарные и психологические вызовы, с которыми люди в оккупации сталкиваются ежедневно.
Восточный Вариант присоединился к дискуссии, осветив важную роль горячей линии “Help Print” для жителей временно оккупированных территорий, которая начала свою работу в феврале 2024 года.
Гуманитарная катастрофа, репрессии и психологические последствия
Россия систематически нарушает права человека на временно оккупированных территориях Украины, начиная с 2014-го года. С тех пор на этих территориях началась гуманитарная катастрофа, которая имеет последствия во всех сферах жизни до сих пор. Люди оказались без доступа к жизненно важным медицинским препаратам и элементарных условий для нормального существования.
Местные жители вынуждены искать альтернативные пути для удовлетворения базовых потребностей, в частности, для покупки продуктов. Часто люди едут в Ростов или другие приграничные города россии, чтобы купить товары, поскольку цены в оккупации значительно завышены — иногда втрое больше, чем на территории россии. Об этом рассказала спикерка движения сопротивления “Жовта Стрічка” Валерия Лисиченко.
“Кроме того, что объем продуктов уменьшают, цены на него еще и неоправданно завышают. Если говорить за последние полгода, то цены на товары в магазинах на временно оккупированных территориях выросли, примерно втрое, по сравнению с российскими городами. Поэтому людям гораздо дешевле купить билет на поезд до какого-то российского города или заплатить перевозчику, приехать туда, закупиться продуктами и вернуться домой”, — рассказывает Валерия.
Жизненно важные лекарства тоже довольно трудно получить, их выдача стала одним из методов насильственной паспортизации оккупантов.
“Есть люди, которые нуждаются в постоянном употреблении медикаментов, таких как инсулин для диабетиков или обезболивающие от других заболеваний. Однако, чаще всего, эти препараты выдают только по паспортам россии, что является еще одним способом принудительной паспортизации. К сожалению, для того, чтобы получить необходимую помощь, люди вынуждены брать паспорт страны-агрессора”, — отмечает спикерка “Желтой Ленты”.
В течение всех этих лет россия нарушает Женевскую конвенцию 1956 года, в частности в вопросах обращения с военнопленными, принудительной мобилизации и прав гражданских лиц. Принудительная мобилизация стала одной из самых распространенных проблем: украинцы, которые оказались под российской оккупацией, вынуждены идти на войну против собственной страны.
С таким запросом обратился мужчина с временно оккупированной Луганщины на горячую линию Восточного Варианта “Help Print”.
“К нам действительно поступают запросы о принудительной мобилизации и других связанных вопросах. Один из таких запросов был очень показательным и чувствительным. Мужчина, который проживает на временно оккупированной территории Луганской области с 2014 года, обратился к нам с просьбой совета. Он до сих пор ждет возвращения Сил обороны Украины и верит, что оккупированные территории будут освобождены. Он спрашивал, есть ли возможность избежать принудительной мобилизации и сохранить свою жизнь. Общение с нами для него было как некое утешение. Мы выслушали его и поделились нашими материалами с рекомендациями украинских правозащитников относительно принудительной мобилизации”, — об этом рассказала координаторка горячей линии Восточного Варианта “Help Print” Валерия Круподеря.
Валерия отметила, что этот случай является очень показательным примером того, что есть люди, которые с 2014 года ждут освобождения временно оккупированных территорий и сохраняют четкую проукраинскую позицию, несмотря на опасность.
Кроме того, она поделилась особенностями работы горячей линии для жителей ВОТ:
“Наша горячая линия не только оказывает практическую помощь, но и является важным инструментом для моральной поддержки украинцев на временно оккупированных территориях. Многие люди обращаются к нам не только за инструкциями, но и просто для того, чтобы поговорить. Например, одна из спрашивающих из временно оккупированной Запорожской области отметила, что для нее наш разговор стал как психотерапия, и это для нас очень важно, потому что такие контакты помогают людям чувствовать себя менее изолированными. Мы хотим, чтобы люди знали, что они не оставлены наедине со своими проблемами”.
Важным фактором также является психологический аспект оккупации и его влияние на ментальное здоровье украинцев. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела психологии труда Института педагогического образования и образования взрослых имени Ивана Зязюна НАПН Украины Алла Шевенко рассказала, что психологические последствия оккупации — это сложный и длительный процесс, который требует особого внимания и чувствительности со стороны общества.
Люди, которые пережили оккупацию, сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами, которые возникли не только из-за физического насилия, но и из-за постоянного стресса, давления и страха. Самое сложное — это интегрировать этих людей в мирное общество, которое не проживало таких травм. Это требует терпения и поддержки.
“Психологическое состояние этих людей значительно изменяется из-за страха, который стал наиболее эффективным инструментом для контроля в оккупации. Люди, которые пережили насилие или психологическое давление, могут чувствовать себя потерянными и сломанными. Стресс, который возникает от такой ситуации, оставляет глубокие следы, которые требуют длительного процесса восстановления”, — объясняет Алла Шевенко.
Экспертка отмечает, что задача каждого из нас — быть внимательным к людям, которые приезжают с временно оккупированных территорий, не задавать им некорректных вопросов, например “Почему вы не выехали раньше?”, и не делать поспешных выводов. Нарушение таких тем, как язык или личные переживания, может вызвать еще большую психологическую боль. Наша задача — максимально облегчить их адаптацию.
“Люди продолжают оказывать сопротивление и ждут, что Украина обязательно вернет все территории”
Движение сопротивления на временно оккупированных территориях Украины набирает обороты, становясь все более заметным и влиятельным. Об этом рассказала членкиня правления Международного женского движения “За семейные ценности” Ирина Веригина. С каждым днем на улицах оккупированных городов все чаще появляются символы сопротивления, которые напоминают захватчикам, что они временно на чужой земле.
Одним из таких важных движений является “Жовта Стрічка”, которое активно поддерживает людей, которые стремятся выразить свою непокорность оккупационной власти.
“«Жовта Стрічка» часто неправильно ассоциируется с партизанским движением, хотя на самом деле она является символом ненасильственного сопротивления. Его основная цель — информировать и поддерживать моральный дух в условиях оккупации. «Жовта Стрічка» помогает людям осознать, что они не одиноки в своих убеждениях, даже если не могут открыто выражать свою позицию”, — рассказывает спикерка движения сопротивления Валерия Лисиченко.
Также Валерия добавляет, что это важный инструмент для донесения месседжа к международному сообществу, а еще — создает значительное психологическое давление на оккупантов, ведь даже в самых жестоких условиях люди продолжают выражать протест и поддерживать Украину.
Спикерка отмечает, что никто не обязан прибегать к радикальным действиям, чтобы поддержать движение сопротивления. Однако важно распространять информацию, особенно среди иностранной аудитории.
Для того, чтобы быть частью этого движения, достаточно быть украинцем и иметь проукраинскую позицию.
Несмотря на давление и жестокость оккупантов, украинцы на временно оккупированных территориях не теряют надежды на победу Украины. В каждом жесте сопротивления, в каждой желтой ленте, в каждом проукраинском символе — их сила, смелость и несокрушимая вера в собственную страну.
***