Социально страшная «цифра»
В 2006 году Украина подписала Женевский договор о переходе на новый цифровой формат вещания. К 2016 году в нашей стране будет полностью изменен способ передачи видео- и радиосигнала. Для потребителей это означает необходимость приобретения нового оборудования для того, чтобы смотреть телевизионные передачи и слушать радио. Самих каналов с переходом на цифру станет в десять-пятнадцать раз больше. Для радиостанций и телекомпаний введение цифрового вещания – это и новые возможности (например, существенно расширить эфир), и новые проблемы (от технических до кадровых).
Несмотря на то, что переход на «цифру» должен состояться уже через 4 года, до сих пор на многих уровнях украинские СМИ к реальному внедрению нового формата не готовы ни морально, ни профессионально. «Наши региональные телерадиокампании на последнем лицензировании в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания показали, что они абсолютно не понимают, о чем идет речь, и не понимают, почему им не дали лицензий», - говорит доцент кафедры телевидения и радиовещания Киевского национального университета им. Т.Шевченко Сергей Сербин. О будущем цифрового вещания в Украине и проблемах внедрения новой технологии ученый говорил на пленарном заседании конференции «Региональные СМИ: история, современность и перспективы развития» в Луганском национальном университете. Доклад Сергея Сербина очертил ключевые болевые точки украинской цифры. По его мнению, это - угроза нацбезопасности из-за того, что стандарт вещания на территории Украины будет общим с Россией и отличным от стандартов вещания в других странах мира. Кроме того, у него вызывает опасения и непонимание принципов и специфики цифрового вещания самими медиа, монополизация нового рынка услуг и появление спекулянтов на этом рынке. Сербин прогнозирует, что «цифра» приведет к сокращению техперсонала в нынешних аналоговых компаниях. «Восточному варианту» ученый более подробно рассказал об этих проблемах, а также поделился своим мнениемо качестве современных украинских СМИ, новых социальных преимуществах и угрозах, которые влечет за собой переход на цифровое вещание.
- Сергей Михайлович, в своем докладе вы говорили об угрозе национальной безопасности Украины в связи с переходом на цифровое вещание. В чем именно вы видите опасность?
- Украина в 2006 году в Женеве подписала очень невыгодные для себя договоры. Все европейское информационное пространство охвачено трансляцией сигнала через стандарт DVB, а Украина будет работать по DVB-2 . Это значит, что Украине необходим дополнительный декодер, чтобы получать информационный сигнал цивилизованных стран. А, значит, мы стали для кого-то рынком сбыта таких декодеров. В 2006 году не провели экспертизы, анализа, а подписали то, что предложили. В DVB-2 будут работать только Украина и Россия. В этом есть политический аспект - соревноваться с таким сильным конкурентом на медиа-рынке, как РФ, будет невозможно. С внедрением цифрового вещания количество каналов десятикратно увеличивается, и Украина не в состоянии заполнить их. Поэтому, скорее всего, Россия очень быстро воспользуется этим, заполнив их своим контентом - у них онпрактически готов.
- Россия, скорее всего, раньше Украины перейдет на цифровое вещание, так как у них больше мощностей.
- Да, они сильны, конкурентоспособны, у них есть кадры, они готовятся к этому переходу более серьезно. А наши региональные СМИ на последнем лицензировании в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания показали, что они абсолютно не понимают, о чем идет речь, не понимают, почему им не дали лицензий! Это наиболее печально. Аналоговый канал приходит и просит лицензию на цифровое вещание, при этом не имея понятия, чем будет заполнять еще 10 каналов, которые получит с этой лицензией.
Эту «пустоту», возможно, станут заполнять повторами программ. Но у нас даже с повторами работать не умеют. Психологи четко сказали, что повтор может быть не раньше, чем через 4 часа после показа. У нас одну и ту же новость крутят через каждые 15 минут, будто ждут, что аудитория выучит ее наизусть. Это лишь отталкивает зрителя.
- С переходом на цифру расширение информационного пространства неизбежно. Не повлечет ли это за собой снижение качества медиа-продукта?
- Проблема многих наших современных СМИ – несоблюдение профессиональных стандартов. Например, на «ТВі» в анонсе передачи нам говорят, что в эфире будут только факты, а в эфир выходят оценки событий и комментарии.
Необходима разработка четких профессиональных стандартов, соблюдение уставных норм каждой медиа-организации. Это важно, потому что с переходом на цифровое вещание информационное поле действительно станет в десятки раз шире, заполнять его будут, судя по опыту тех стран мира, которые уже перешли на цифру, прямыми эфирами. А наши журналисты, которые должны работать в прямом эфире, не подготовлены к этому. Мы в наших эфирах видим таких передач больше, чем достаточно: когда говорят все, и никого не слышно.
- Насколько у нас готово общество к тому, чтобы появилось в десять раз больше медиа-продукта, чем есть сегодня? Есть спрос? Порою кажется, что и то, что уже есть, не всегда востребовано в полном объеме.
- Наши медиа в аналоговой системе пошли вниз, заинтересованность медиа-продуктами падает, они теряют зрителя, слушателя. Дело в том, что аналоговые медиа стремятся расширить аудиторию за счет наполнения ограниченного эфира. Но нельзя удовлетворить всех зрителей одновременно. Большое количество каналов при цифровом вещании позволяет четко специализироваться, дать полноценный продукт для определенной аудитории.
- А тот фактор, что большинство украинских медиа так или иначе поддерживаются разными спонсорами, в том числе политиками, как влияет на качество?
- Это пагубный путь. В Австралии, где я работал много лет, тоже были «темники», но там давали список рекомендованных к освещению событий и на этом ограничивались.
Но проблема не только в темниках или контроле над СМИ. Сегодня если журналист пытается проявить себя, быть максимально объективным, сбалансированным, дать возможность высказаться и одной, и другой стороне в своем сообщении, возникает очень интересная ситуация: на него обижаются и те, кто выступил «за», и те, кто выступил «против». Это - парадигма мышления в Украине. Люди считают свое мнение истиной в последней инстанции. На Западе такого в принципе не существует, так как репортаж не может выйти в эфир, если не соответствует стандартам. Если вы дали проправительственную точку зрения, то должна быть и точка зрения оппозиции, хотя бы в соотношении 75% к 25%, чтобы был конструктив.
В цифровом формате, когда редакция выпускает более 150 часов продукции в день, ответственность за продукт лежит не только на редакторе, как в бюрократической аналоговой системе, но и на журналисте.
- Вы оптимист? Если канал будет давать действительно объективную информацию, то он завоюет внимание аудитории? Даже тех, кто сегодня пассивен в отношении СМИ?
- Я вижу в Украине очень высокую пассивность. Она вызвана и политической, и социальной, и общественной ситуацией в стране. Сегодняшние каналы, которые я знаю, не способны ничего сделать, не способны решить эту проблему. Привлечь зрителя, слушателя может интерактивность. Если вы даете мне телефон «горячей линии», а я не могу туда дозвониться, не могу задать свой вопрос, то понимаю, что эта компания, эта программа меня обманывают. Они теряют мое доверие. Даже если идет дискуссия в рамках «круглого стола», то слушатель или зритель не может присоединиться. А тех, кто присоединяется – сортируют, отбирают. Порой зритель набирает номер телефона и его так долго держат в ожидании, что уже меняется тема, он хотел что-то спросить у музыканта, а его выводят в эфир, когда речь идет уже о гонках на авто и спрашивают у него, что он думает о гонках. Это показывает, что мы не умеем работать в прямом эфире. Надо готовить специалистов. И это не просто. Не думайте, что так просто все сложилось на Западе.
- Техника, в принципе, в Украине есть: проходят выставки, посвященные аппаратуре для цифрового вещания. А есть ли специалисты, которые готовы работать с этой техникой?
- В Украине не было ни одного эксперимента по внедрению цифровой техники. Перед тем, как перейти на «цифру» в Швейцарии, Австралии, Англии и других странах они проводились. А в Украине - только драка за лицензии и больше ничего! В Австралии закупили пробную систему цифрового вещания, успешно отработали ее, и решили купить более дорогую и масштабную версию. Но в итоге оказалось, что системы не могут работать друг с другом.
Для цифровой техники требуется специфическое инженерное и техническое обслуживание, она очень сложная, своими силами ни одна организация, ни даже BBC, ни CNN, ни SBS не могут обеспечить ее бесперебойную работу. Решили по-другому: не надо покупать технику, ее надо арендовать. Например, RedBeeAustralian обеспечивала все компании цифровой техникой в Австралии, сдала технику в лизинг, телекомпаниям не нужно содержать инженеров, все обслуживание лежит на фирме. Для Украины это важно, ведь пока купить технику не успели, и потом говорить об этом будет поздно. Дело даже не в цене, а в совместимости. Мы пойдем на выставку, увидим современные образцы техники, это «Мерседесы» в медиа. Но, этот «Мерседес» должен быть совместим с той техникой, которая уже есть. Региональным СМИ ни в коем случае не надо идти на покупку техники. Только объединение, формирование локальных сетей и лизинг.
- Как долго мы еще пробудем на аналоге?
- Официально запланировано до 2016 года.
- Если верить подписанным договорам, то у нас и Болонская реформа уже полностью реализована. А на практике?
- Это вопрос системы передачи и приема сигнала. Тот, кто всю жизнь пользовался аналоговым приемником, до последнего момента будет ждать, пока не придет телемастер и не скажет: «Бабушка, это надо выбросить, аналоговый телевизор не сможет принимать сигнал». В Австралии, например, больше всего проблем было в тот момент, когда пришло время окончательного перехода, трансляция была готова, а приемников не было. Зрители оказались консервативными, никто не покупал современные приемники, потому что они дороже. А аналоговые телевизоры – такие, как сейчас стоят у большинства украинцев дома - в магазинах обесценились, стоили $20-30. Люди до последнего момента ждали, пока сигнал полностью не перейдет в цифровой.
Когда сигнал передается в цифровом формате, аналоговый приемник его не воспринимает, он работает с перебоями, часами просто «висит» (deadair), пропадает, появляется плохое «клетчатое» изображение и прочее. Условная «бабушка» будет ждать своего телемастера, но не поверит первому, вызовет еще пару. И в этом плане как раз надо работать с обществом – дать понять: будьте готовы, пока работает две системы, но скоро будет одна.
- Новая сфера услуг - это новое поле для бизнеса. Кто и как уже работает на этом рынке?
- Пока еще все операторы остаются аналоговыми, но при этом во многих регионах кабельный провайдер «Воля» себя назвала региональным цифровым провайдером. Но кабельное ТВ – это кабельное ТВ. Когда перейдем на «цифру», у нас будет законная возможность получать 30 каналов бесплатно. Вся проблема в том, что операторы кабельного телевидения в городах с высотных домов срезали антенны, и это - вопрос нацбезопасности. Когда состоится переход на цифровой формат, люди, которые живут в этих домах, не смогут получить ТВ-сигнал. А если государству необходимо передать какое-то экстренное, чрезвычайное сообщение, которое должны услышать все в стране? Госрегулятор выпустил это из рук! В условиях цифрового телевидения человек, который приобрел цифровой приемник, плюс в нашем случае еще и декодер, имеет полное право и должен иметь возможность получать 30 цифровых каналов бесплатно.