
Создают рабочие места для людей с инвалидностью: как на Киевщине работает социальное производство из Краматорска
Краматорское учебно-производственное предприятие Украинского общества слепых ведет свою историю с 1954 года. Здесь учили и трудоустраивали людей с нарушениями зрения, которые затем изготавливали оборудование для региональных и всеукраинских заводов. С 2004 года Краматорское УПП работало с гофрокартоном для упаковки.
После начала полномасштабного вторжения предприятие в Краматорске разрушили российские ракеты. Прошлой осенью оно возобновило работу в Яготине Киевской области. Восточный Вариант побывал на месте и увидел, как Краматорское УПП работает сегодня
В чем проблема?
До полномасштабного вторжения в Украине проживало 2,7 млн людей с инвалидностью. Сейчас — более 3 миллионов. К сожалению, пока продолжаются активные боевые действия, цифра будет расти.
Сообщалось, что в Украине официально трудоустроено лишь 16% людей с инвалидностью. Для сравнения, в странах ЕС этот показатель превышает 55%. Поэтому перед государством стоит острый вопрос создания надлежащих условий для лиц с инвалидностью, особенно учитывая настоящее время.
Какое решение?
История Краматорского УПП
Журналистов Восточного Варианта на месте с улыбкой встречает Юрий Шугаров — директор Краматорского учебно-производственного предприятия. Юрию Леонидовичу 59 лет и почти всю жизнь он провел на производстве, которым сейчас руководит. Родители Юрия — Леонид и Лидия — познакомились на производстве, когда пришли туда работать в 1960-х годах. Тогда предприятие только начинало работу. Еще маленького Юрия родители брали с собой, и он наблюдал, как все работает.

Краматорское учебно-производственное предприятие Украинского общества слепых было открыто в 1954 году. Во время Второй мировой войны многие солдаты и гражданские получили инвалидность. В мирные времена встал вопрос их трудоустройства и социализации.
Сначала государство организовало в Краматорске производство деревянных ящиков, куда брали людей с нарушениями зрения. Постепенно оно росло: от деревянных ящиков перешли на цепи для скота, а затем на оборудование для региональных и всеукраинских заводов. Например, для Харьковского тракторного завода, Дружковского завода газовой аппаратуры, завода кондиционеров, завода елочных игрушек в Краматорске.

Краматорское УПП, рассказывает Юрий Леонидович, имело не только производство, но и общежития, где проживали работники с семьями, дома культуры, базы отдыха, медицинские учреждения, школы и клубы самодеятельности. Все было нацелено на полноценную социальную жизнь людей с инвалидностью.
«В советское время на производстве работало около 400 человек. После наступления независимости все остановилось. Многие заводы закрылись, заказы прекратились, люди ушли, оборудование пришло в запустение. Я пришел на предприятие в конце 1990-х годов и начал думать, как восстановить его стабильность. С 2002 года мы начали работать с гофропродукцией — картонными коробками для упаковки. Тогда, помню, мы получили безвозвратную финансовую помощь 250 тысяч долларов от Фонда защиты людей с инвалидностью. Я закупил новую линию производства гофрокартона из Индии: гофролиния, два ручных пресса, флексовая машина. До полномасштабного вторжения у нас работало около 50 человек, которые были обеспечены работой и досугом”, — рассказывает Юрий Шугаров.

После начала полномасштабного вторжения на территорию предприятия прилетела российская ракета — восстановить работу было невозможно. Юрий Леонидович с семьей выехал в Днепр. С собой забрал и некоторых работников предприятия, которые согласились выехать. Почти два года они жили в шелтере для переселенцев. А Юлия Леонидовича не покидала мысль о восстановлении Краматорского УПП.
“За эти два года мы каждый месяц загружали машину в Днепре гуманитарной помощью и ехали в Краматорск. Там оставались наши сотрудники, некоторые выехали с нами, некоторые — за границу. Мы возили помощь тем, кто в Краматорске. В Днепре мы помогали нашим оформлять помощь от государства, социальные выплаты. При этом я постоянно искал грантовые возможности, вел переговоры, чтобы восстановить наше предприятие”, — вспоминает Юрий Шугаров.

В 2022 году Краматорское УПП должно было получить грант от USAID на модернизацию мощностей, но все остановились из-за полномасштабной войны. Старую производственную линию накануне отправили на ремонт в Красногоровку. Забрать уже не смогли.

Донор согласился все же предоставить грант для предприятия, однако при условии релокации в более безопасный регион. Юрий Леонидович согласился.
Как это работает?
Восстановить полноценное производство
Прошлой осенью Краматорское УПП возобновило работу в Яготине Киевской области. Разместилось на базе бывшего завода “Будпластик”, который не работает уже 20 лет. Его помещения были в полуразрушенном состоянии — ремонт и подведение коммуникаций Краматорское учебно-производственное предприятие проводило за свой счет. За ограниченное время успели заменить окна, подвести воду и электроснабжение, починить крышу. В целом потратили более 2 миллионов гривен, чтобы только иметь возможность заехать.
После ремонта грантодатель окончательно согласовал новый проект Краматорского УПП и закупил новую линию оборудования.
Юрий Леонидович показывает все машины и подробно рассказывает, как это работает. Они изготавливают гофрокартон — материал для будущих коробок, в которые будут складывать товар. Сырье получают от Малинской бумажной фабрики.
Рулон картона (изначальный вид будущих коробок) грузят на гофролинию. Так начинается процесс производства. На машине картон обрабатывается клеем и склеивается в три слоя. Юрий Леонидович объясняет: так качественнее. В результате из гофролинии выходит трехслойный гофрокартон, который необходимо высушить.


“Сушка” в соседнем цехе. Отопления в здании нет, поэтому здесь 24/7 работают обогреватели и буржуйка, которую топят дровами. Чтобы клей впитался и высох, нужно 12–15 часов. Далее готовый картон грузят в резальную машину, где ему фиксируют нужные размеры (в зависимости от заказа) и наносят рилевку (боковые сгибы для дальнейшей сборки коробки).

По желанию заказчика на коробки могут нанести логотипы и дизайны. Для этого работает флексографическая машина.

Далее картонно-резательная машина режет картон в зависимости от установленных размеров. За один день может высечь до 13–15 тысяч коробок.


“В среднем за один день мы делаем от 10 до 40 тысяч квадратных метров гофрокартона. Себестоимость одного метра квадратного — 6–7 грн, мы продаем за 10–15грн”, — говорит Юрий Шугаров.
На ролевом прессе, который удалось эвакуировать с Донетчины, работает Светлана. Она из Краматорска, ей 57 лет, имеет 2 группу инвалидности по зрению. Светлана почти не видит, однако работать на ролевом прессе ей не сложно и в удовольствие. Юрий Леонидович рассказывает, когда Светлана только пришла к ним в 2002 году, некоторые не верили, что она сможет научиться. Однако Светлана все смогла и уже 23 года работает на Краматорском учебно-производственном предприятии.

“После начала полномасштабного вторжения Юрий Леонидович позвонил и сказал собирать вещи. Мы выехали в апреле 2022 года в Днепр и прожили там до октября 2024 года. В Яготине я с дочерью и внуком. Дочь тоже здесь работает на производстве. Внук скоро пойдет в школу. Арендуем дом за 5 тысяч гривен. Когда тяжело и не хватает на аренду, то Юрий Леонидович помогает”, — делится Светлана.

Светлана работает с 9:30 до 16:30, имеет перерыв на обед. Ее зарплата — от 8 до 10 тысяч гривен. С учетом аренды на жилье, семье не всегда хватает этих денег. В Краматорске у них есть собственное жилье, которое не затронула война. Однако делать в прифронтовом городе им сейчас нечего — работы нет, а обстрелы почти постоянные.

Сейчас на Краматорском УПП работает 28 человек, из них 18 — это люди инвалидностью. 17 работников — переселенцы из Донецкой и Луганской области. Однако есть уже и местные, которые трудоустроились из Яготина. Например, Руслан — заместитель директора. Руслан имеет 2 группу инвалидности по зрению. Он признается, что на работу ходит с удовольствием. Здесь ему нравится общаться с людьми.

“Услышал от знакомых, что открывается такой завод. Приехал, познакомился с Юрием Леонидовичем, пообщались. И начал работать. Все, что он делает, в его отсутствие делаю я. В первую очередь, мне нравится общаться с людьми, быть в социуме, делать полезные вещи”, — делится Руслан.

USAID предоставило Краматорскому УПП грант на 500 тысяч долларов. На них в основном было закуплено оборудование. Одно из условий гранта — выйти на производство 300 тысяч квадратных метров гофрокартона в месяц в течение 2 лет. За прошлый месяц, февраль, завод произвел уже 146 тысяч. Для сравнения, в Краматорске до полномасштабного вторжения ежемесячно выпускали 50 тысяч квадратных метров гофрокартона.

Среди заказчиков Краматорского УПП — Яготинский маслозавод, “Пятачок”, “Элика”, компания кондитерских изделий “Джерело” и др. На оборудовании, которое есть на производстве, в целом может работать до 50 человек. Сейчас предприятие планирует трудоустроить еще 4–5 человек. Предпочтение отдается людям с инвалидностью. Особенно украинским защитникам, которые получили травмы на фронте.

Места уже не хватает, признается Юрий Леонидович. Расширяться есть куда, однако на это нужны средства. Ремонт помещения обошелся в большую сумму, а еще надо провести отопление на будущую зиму, обустроить комнату для обедов, трудоустроить людей.
“Устал, — говорит, — легче станет, когда выйдем хотя бы на 300 тысяч квадратных метров гофрокартона в месяц. Думаю, что за 3–4 месяца выйдем”.

Возвращаться в Краматорск Юрий Леонидович не планирует. Перевезти тяжелое и дорогостоящее оборудование сложно. К тому же их производство разрушено и требует восстановления.
Да и до сих пор официально зарегистрировано в Краматорской громаде. По словам Юрия Леонидовича, хоть они далеко от дома, но хочется поддерживать собственный город. Если же выйдет постановление об обязательной перерегистрации, конечно, они не откажутся. И тогда окончательно станут “яготинскими”.

Контакты Краматорского учебно-производственного предприятия:
+380 (62) 641-20-46
+380 (62) 641-20-66
E-mail: [email protected]
***
Читайте также: Как мариупольцы основали социальное предприятие в Черновцах и помогают детям с особыми образовательными потребностями
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Районы оккупированного Донецка остались без света и отопления
В Славянске огнеборцы обуздали пожар после вражеского обстрела (фото)
Из-за российской агрессии уже пострадала по меньшей мере 201 памятка на Донетчине и Луганщине
Эксклюзив Библиотека, детский уголок и стенды, напоминающие о доме созданы для переселенцев из Мариуполя в Киеве

В оккупированном Антраците денег на новую мусорную свалку нет
На фронте произошло 216 боевых столкновений: на 40 больше, чем за предыдущие сутки
Эксклюзив Стало известно, где искать помощи людям, пострадавшим от войны, после ликвидации Минреинтеграции
