Социальный проект на миллион. Где взять деньги на мечту?
Как создать общественное пространство, имея идею и вдохновляя всех вокруг? Рецепт от преподавательницы английского из Северодонецка.
Обычный двор в новостройках Северодонецка. С конца 90-х годов прошлого века, говорят местные, инфраструктура двора в упадке. Ржавая детская площадка, футбольное поле, которое больше напоминает заготовку под строительство какого-то дома, потрескавшиеся тротуары и машины припаркованные на «зеленых» зонах. Все это реалии сегодняшнего дня.
Анастасия Муранова основала школу английского языка English club около пяти лет назад в доме 17 на улице Новикова. С тех пор, говорит, не устает бороться за хоть какое-то эстетическое состояние прилегающей территории.
«Ходишь на работу каждый день. Смотришь — там лежит мусор, там гуляют бездомные собаки, детская площадка в аварийном состоянии. Сначала идея была сделать двор в английском стиле, чтобы популяризировать нашу школу, английскую культуру, затем стали мыслить немного шире. Захотели сделать что-то яркое для этого достаточно депрессивного региона, чтобы люди улыбались. Но, когда пообщались с соседями, людьми, которые живут рядом с нашей школой, поняли, что нужен несколько иной подход. Мы захотели “отрезвить”, так сказать, людей. Чтобы они не бросали мусор на детскую площадку, не парковали авто на газонах. Потому что так жить нельзя», — рассказывает она.
Тогда Анастасия с единомышленниками решили, что надо сделать что-то такое, о чем людям приятно было бы заботиться и не загромождать.
Пять лет борьбы за мечту
Идея сделать красоту у себя дома возникла у Анастасии 5 лет назад, рассказывает девушка. С тех пор ее команда не останавливалась ни на минуту на пути к мечте.
«В начале мы рассуждали: вот соберем денег, найдем инвестора и сделаем все, как мы хотим. И с каждым шагом проработки идеи мы понимали, что своими силами это сделать почти невозможно. Тогда начали искать пути реализации задуманного», — говорит она.
Первым шагом именно в реализации Анастасия называет академию краудфандинга, организованную ПРООН.
«Мы очень увлеклись этим. Потому что нам объясняли, что это — возможность для социальных проектов. А английский двор именно таким проектом и был. Мы начали собирать деньги на свой двор через “Спільнокошт”. В общем собрали 140 тысяч гривен и средства гранта нам эту сумму удвоили», — вспоминает она.
Посчитав все расходы на свою идею, Анастасия с командой поняла, что этих денег будет мало. И мотивированные первым опытом, решили двигаться дальше.
«Мы заключили меморандум с городскими властями. Потому что этих денег фактически хватило только на несколько частей. Однако почва во дворе песчаная, и мы понимали, что ставить ту же детскую площадку в песок — это напрасно потраченные деньги. И мы заручились поддержкой исполкома в подготовке», — рассказывает она.
Но бюрократический механизм выделения денег не позволил даже начать проект вовремя.
«Пока деньги утверждались комитетами, пока проходили тендерные процедуры, стоимость проекта возросла. И проект “заморозили”. Никто ничего нам не сказал. Как действовать дальше? И уже в этом году, после введения военно-гражданской администрации в городе, нам снова удалось договориться уже с новой властью. Мы заново проработали проект, разделили его на две части, чтобы не потерять выделены по меморандуму деньги. И вот, наконец, начали реализацию. Уже установили площадку, залили бетоном и сейчас ждем хорошей погоды, чтобы продолжить», — рассказывает девушка.
Также Анастасия участвовала в «Общественном бюджете города». Подались одновременно на два проекта — большой и малый. Однако из-за введения ВГА в Северодонецке все это немного затормозилось. Однако команда English club не опускает рук и надеется хоть что-то успеть в этом году.
Основная проблема в том, что деньги не твои
Основным минусом всех грантовых проектов Анастасия называет то, что фактически ты не можешь распоряжаться своими деньгами.
«Это — самая большая преграда. Когда деньги не ваши, вы — вне участия. Вы просто наблюдаете и все. Ни ускорить проект, ни повлиять хотя бы на что-то. Если бы деньги дали нам в личное пользование, все было бы гораздо быстрее, и мы бы уже сейчас пользовались результатом. А так с момента “получения” первых денег и до сих пор прошло почти два года. То есть целых два года мы не могли даже начать реализацию нашей идеи. Это все связано с рядом процедур: тендер, надзор и тому подобное. Все это замедляет реализацию».
Однако, несмотря на все трудности, основным препятствием на сегодня является только погода, говорит Анастасия.
«Мы до 10-го декабря вообще планировали закончить. Если бы не непогода, мы бы все успели. По общественному бюджету у нас два проекта — это тротуары и автомобильная парковка. Первый, скорее всего закончим, со вторым пока не ясно. Победитель тендера уже есть, но он не выходит на связь, поэтому мы не понимаем ни сроков, ни требований. По тротуарам уже начали. Старое асфальтовое покрытие уже сняли. Ждем оттепель, чтобы постелить красивую современную плитку», — объясняет она.
Это — только начало
Пять лет назад, вспоминает девушка, им казалось, что миллион гривен — это космические деньги.
«Нам казалось, что за миллион можно построить филиал Лас-Вегаса в Северодонецке. Однако сейчас мы понимаем, что на полную реализацию нашей мечты нужно как минимум еще три таких миллиона. Мы смотрим по каталогам на креативные элементы уличной архитектуры, на качели, на урны и лавочки. Считаем, сколько это все будет стоить, и понимаем, что нам еще работать и работать», — говорит она.
Анастасия планирует несколько зеленых зон во дворе с капельным поливом: газоны, кусты, декоративные деревья и тому подобное.
Кроме проекта английского двора не перестает работать и школа английского языка. Всего на сегодня открыто три офиса. В основном офисе стационарно работают 5 преподавателей. Еще двое работают на несколько офисов одновременно. Учатся в школе 450 человек.