Со съемочной площадки на передовую: как кинооператор стал военным
Когда-то за одну ночь он освоил камеру, а в 50+ решил покорить профессию военного. Рассказываем историю талантливого оператора, который отбросил мирную повседневность ради защиты Украины
30 лет Александр Андрияшин работал в кино-и телеискусстве. Даже сотрудничал с каналом Discovery, для которого снимал фильм о малых народах. Когда-то за одну ночь он освоил камеру, а в 52 года решил освоить новую профессию.
Как опыт помогает на службе, почему на передовой важнее всего отношения между людьми и каким бы он снял фильм о войне на Востоке Украины – Александр рассказал “Восточному варианту”.
Смотрел на жизнь через объектив
Фото Facebook Александр Андрияшин
Если вбить его имя в поисковике, первым делом появится список из полутора десятков фильмов и сериалов, среди которых “Я подарю тебе рассвет”, “Таисия”, “Стрекоза”, “Несладкая месть”, “Жена с того света”.
Александр родом из Днепра, но его карьера в основном развивалась в столице. Там он сотрудничал с компаниями “Star Media”, “FILM.UA”, “Укртелефильм” и даже сам снялся в эпизодической роли.
“Я начал работать в 88 году. В 89 уже работал коммерческим директором Днепропетровской ТРК. Так случилось, что у меня заболел оператор, а к нам приезжал тогдашний президент Леонид Кучма. Мне пришлось срочно за ночь освоить камеру и выйти утром на съемки. Я потом и сам сюжет смонтировал. Понял, что это хорошо, что у меня получается”, – рассказывает Александр.
По иронии судьбы, ему еще задолго до войны довелось поближе узнать будущего противника. Для канала Discovery снимал цикл “Неизвестная Россия” о малых народах.
Фото Facebook Александр Андрияшин
“Я был в самых отдаленных неординарных местах, это уже глубинка-глубинка. Поразило постепенное вымирание этих народов. Никому ничего не нужно. Люди выживают как могут. Скажем так, это люди с хорошей историей, доживающие свой век. Поразило, что эти территории никому не нужны, потому что “царству” не приносят никакой выгоды”, – вспоминает Александр.
“На передовой острее ценишь жизнь – каждую ее секунду”
Но с начала 2020-го его реальность если и смахивает на съемочную площадку, но только военного фильма. Вместо камеры в руках – специальный прибор, чтобы следить за противником. Незадолго до своего 52-го дня рождения Александр подписал контракт с Вооруженными силами Украины. Себя в шутку называет “молодым салагой”, хотя причины кардинально изменить жизнь у него вовсе не шуточные.
“Постепенно безразличие всех знакомых к происходящему здесь сподвигло на это. По-этому пошел на службу. Практически никто не понимает, что здесь происходит. Есть какое-то общее мнение, навеянное СМИ. Достаточно мало информации, люди уже вроде и устали от того, что происходит здесь. Относятся все более равнодушно. Свыклись, что армия находится на одних позициях, не продвигается, начинают чувствовать безопасность. Думают: “Там ребята стоят, с нами ничего не случится. А как они там стоят – уже мало кого интересует. Раньше люди больше переживали”, – говорит Александр.
Фото 30 ОМБР
Семья поддержала его решение связать свою жизнь с армией. Дети – а у Александра их трое – приняли папино решение. Правда, для самой младшей дочери он пока в командировке.
А вот многие контакты из киношного мира пришлось оборвать – слишком разными оказались взгляды на происходящее у него и уже бывших коллег из России.
В первые месяцы службы, рассказывает Александр, контраст с мирной жизнью ощущался, но не очень резкий. Ему приходилось раньше и на съемках жить в полевых условиях, а армейский быт, уверяет боец, хорошо организован и зачастую ничем не отличается. Добавляет – кроме риска для жизни.
“Я в очередной раз убеждаюсь, что нужно ценить каждую минуту, прожитую на этой Земле и максимально стараться жить так, чтоб не было мучительно больно. А тут это просто острее ощущается. Каждый день хочется финализировать и понимать, что ты жив, что все хорошо, что ты что-то хорошее сделал. Или не сделал ничего плохого. Здесь, конечно, бабушку через дорогу не переведешь. Но можно обеспечить ее спокойный сон”, – считает Александр.
“Получился бы интересный фильм, но не для всех”
Времени, да и желания что-то снимать на службе у него пока нет. Но операторские навыки, привычка “строить кадр” и всматриваться в мелочи на переднем и заднем плане оказались ценными для военного.
“Моя наблюдательность, умение держать композицию, запоминать, что находилось в кадре – тут очень понадобилось. Я замечаю любые изменения. Конечно, это совсем не кино. Здесь нет сценария. Здесь не прочитаешь текст, не запомнишь роль, не сделаешь необходимое количество дублей”, – делится впечатлениями Александр.
И добавляет – порой представляет себя на съемках очень многосерийного сериала.
Фото автора
“Как оператор замечаю те вещи, которые мало кто замечает. Очень интересны отношения между людьми и вообще правда этой войны. О ней мало кто говорит, к сожалению. Как бы ни старались журналисты, но правду быта, правду каких-то таких вещей показать сложно. О героизме, о погибших и раненых рассказывают все. А что происходит между этими моментами?”, – спрашивает он.
Такие мысли порой вызывают желание и самому поучаствовать в съемках фильма о необъявленной войне на Донбассе. Александр видит эту киноленту скорее не документальной, а художественной.
Фото 30 ОМБР
“Для этого нужно чтоб как минимум сюда приехал сценарист, который бы увидел, о чем он будет писать. Потому что писать сидя в кабинете это одно, а делать наброски с натуры, как настоящий художник – это другое. Для того, чтобы понять тот дух, который существует здесь. Ну и, как минимум, тут должен побывать режиссер, чтобы понимать, какие задачи ставить актерам. Солдат не сыграет так, как хочется режиссеру, а актеры, наверное, сюда многие и не поедут. Если бы мы снимали “безу купюр”, думаю, получился бы очень интересный игровой фильм. Но не думаю, что он бы всем понравился”, – резюмирует Александр.
Пока же его цель и работа сложная и простая одновременно – защищать свою страну. Ее Александр хочет в первую очередь видеть стабильной и сильной. И, несомненно, независимой.
Анастасия Дашко, Восточный вариант