Сначала реструктуризация, теперь - оптимизация
САМЫЙ ДЕПРЕССИВНЫЙ ГОРОД
4 июня 2010 года тогдашний губернатор Луганской области Валерий Голенко подписал распоряжение «О создании рабочей группы по изучению положения дел в исполнительных комитетах Брянковского и Краснолучского городских советов по вопросам формирования городских бюджетов на 2010 год». Результаты руководитель рабочей группы, начальник главного финуправления ЛОГА Юрий Балковой презентовал на коллегии ЛОГА 12 августа 2010-го. Выводы были крайне негативными. Балковой фактически пытался опровергнуть мнение о том, что виной катастрофического экономического состояния Брянки является закрытие шахт и заводов, которые обслуживали углепром. Напомним, по официальной статистике, с 1995 года сокращение численности работников на предприятиях угольной промышленности составило 72%, там были закрыты 7 шахт из 8. Фактически же за закрытием предприятий должно было последовать радикальное сокращение сети бюджетных учреждений – школ, больниц и учреждений культуры. Во-первых, из-за того, что город стремительно обеднел и на их содержание не оставалось средств, а во-вторых – из-за стремительного снижения численности населения. Но этого не случилось – до «оптимизации» соцсферы руки власти дошли только сейчас.
Главная претензия комиссии к исполкому горсовета Брянки – искусственное завышение расходов города и формирование априори невыполнимого бюджета, что, соответственно, предполагает получение дополнительных субвенций из областного и государственного бюджетов, потому что городу не хватает денег даже на зарплату учителям и врачам.
За первые 5 месяцев 2010 года бюджет города был выполнен всего на 47%, все остальное было поучено в качестве дотаций и субвенций из госбюджета.
- В Брянке создана и действует система расхищения бюджетных средств через школы, в которых нет детей, больницы, в которых нет больных. Вы просто украли эти деньги и будущее у жителей Брянки, – так охарактеризовал ситуацию в городе первый заместитель губернатора Эдуард Лозовский.
Основной вывод был таков: соцсферу – школы и больницы - нужно закрывать, потому что город себе не может позволить тратить на это деньги. Комиссия из ЛОГА установила, что в городе 5 школ, в которых была зафиксирована минимальная численность учащихся – в классах от 6 до 15 детей. Эти учебные заведения было рекомендовано «оптимизировать». Планировалось, что 668 учеников будут переведены в другие школы, 104 педагога-пенсионера будут уволены, на их места будут устроены 69 учителей трудоспособного возраста. Это позволило бы только в 2010 году сэкономить около 2,2 млн. грн.
Вместе с выводами комиссии «волчий билет» был выписан и мэру города Николаю Грязеву - в результате губернатор Голенко непосредственно участвовал в определении того, кто сменит Грязева на посту. Но, что показательно, никаких серьезных кадровых перемен в городе не произошло. Новым мэром Брянки стал бывший заместитель Грязева Николай Моргунов.
ПОСЕЛОК ВЕРГУЛЕВКА
«Сейчас начнется, - сказал наш водитель, когда машина, миновав Брянку, повернула в сторону Вергулевки - поселка, входящего в состав Брянковского горсовета. - Обратите внимание, какая дорога, только вездеходом проехать можно». Не заметить, как изменилась дорога, было сложно: машину трясло так, что мы, подпрыгивая на каждой кочке, поминали «незлым тихим словом» местных дорожников. «И по этой дороге они собираются детей возить, - возмущалась сопровождавшая нас депутат Брянковского горсовета Валентина Бузанова - Зимой здесь вообще проехать невозможно, оледеневшую дорогу никто не посыпает».
Поселок, находящийся в 18 километрах от Брянки, знаменит тем, что на его территории расположена одноименная шахта «Вергулевская» - единственное в этих краях угольное предприятие, пережившие реструктуризацию. Но теперь Вергулевская школа первой значится в планах местных реформаторов от образования.
К моменту нашего приезда у порога поселковой школы уже собралось человек 20 родителей. «Вы напишите о том, как зимой школу разморозили, а теперь вообще закрывают», - говорит одна из ученических мам, женщина средних лет. Действительно, в этот отопительный сезон трёхэтажное здание вергулёвской девятилетки простояло без отопления. 39 учеников занимались в шахтном общежитии. «И ведь всего-навсего одного ученика не хватает, чтобы не закрывали, - вздыхает молодая мама Юлия Кондратенко. - В 2013-2014 учебном году у нас только в начальной школе будет уже более 40 детей. Только с 1 по 4 класс. Это если смотреть в перспективу. А на 2015-й, если не ошибаюсь, около 70. У нас в детском садике сейчас более 40 детей».
«Нам главное выжить эти 2 года, - с грустью заключает учитель истории и правоведения Людмила Сидоренко. - Главное, чтобы школа сохранилась. Понимаете, с ее закрытием культурная жизнь в посёлке просто прекратится. У нас на праздники собираться больше негде. Уже несколько десятилетий здание школы является культурным центром Вергулевки: здесь проходят встречи местной интеллигенции, здесь «квартируется» музейная экспозиция, повествующая об истории поселка (экспонаты для нее собирали силами школы), здесь чествуют ветеранов на День Победы».
Содержание этого «центра культуры» руководители Брянки посчитали слишком накладным. Учащихся собираются по вышеупомянутой, непригодной для передвижения, дороге возить в соседний Перевальский район в посёлок Комиссаровка, либо в соседнюю Ломоватку. «Дороги – это ещё полбеды, но на пути ещё и нерегулируемый железнодорожный переезд. Шлагбаума там нет, - снова включается в разговор мама первоклассницы Юлия Кондратенко. - Я думаю, не один из родителей не согласится отпустить своего ребёнка».
«Ремонт дороги, закупка двух автобусов – неужели для городского бюджета это будет дешевле, чем сохранить нашу школу?!» - возмущённо вопрошает женщина, сидящая рядом с Юлей.
«А пусть наш казначей скажет, сколько мы сдаём!» - слышу голос с задних рядов.
Функции хранителя «родительской кассы» доверили матери девятиклассника Ирине Летуновой. «Гороно финансирует только заработную плату нашим учителям и электроэнергию, - выдаёт финансовый отчет казначей из родительского комитета. - 180 дней школа отапливалась за счет шахты. Шахта нам помогает, родители собирают деньги на все ремонты. Приблизительно 200 гривен в год каждая семья платит в фонд школы. И плюс отдельно - еще в фонд класса. Не считая ремонтов и прочего». По утверждению чиновников из отдела образования Брянковского горсовета, на оплату угля городской бюджет потратил более 300 тысяч гривен. Из расчета - здание отапливалось полностью. Но, уже продолжительное время на 2 и 3 этажах отопление отключили. А уголь, как уже говорилось ранее, поставляла местная шахта. Эту информацию подтвердил и пришедший на собрание заместитель директора угольного предприятия Юрий Лещинский. В перечень расходов включили также водно-распределительное устройство, которого в школе нет...
ПОСЕЛОК САБОВКА
В школе поселка Сабовка нас встречала аналогичная группа, состоящая из представителей родительского комитета и просто неравнодушных граждан. Здесь ситуация аналогична: 47 сабовских школьников переводят в соседнюю Анненку. Всё по тем же «убитым» дорогам.
«Зимой, когда заметёт, к нам маршрутки проехать не могут. Продукты питания не подвозят, хлеб отсутствует, - жалуется пенсионерка Лариса Дадюк, несколько десятков лет проработавшая в школе. - Как они детей возить собираются?! Мы спрашивали у городского головы (Николая Моргунова, - авт.) что делать, если следующей зимой дороги засыплет. Так он порекомендовал выводить на расчистку старшеклассников».
Маршрут, по которому собираются везти школьников, пролегает через технологическую дорогу бывшей шахты «Анненской», закрытой в период реструктуризации. Узкая полоса побитого асфальта, по которой двум машинам никак не разъехаться – так можно описать этот участок «школьной трассы». Водитель, рискнувший повезти детей по этой дороге, должен обладать мастерством автогонщика - здесь крайне сложно не вылететь в кювет.
Чиновники, приезжавшие в Сабовку с «радостной» вестью о грядущей реформе, говорили о том, что поселковая школа обходится городскому бюджету в 800 тысяч гривен в год. «Для того, чтобы начать ездить в Анненку, городскому руководству нужно купить два автобуса. Это, как минимум 700 тысяч гривен, плюс ремонт дороги, оплата топлива, которое регулярно дорожает, компенсация амортизации машин», - считает председатель отраслевого совета работодателей перевозчиков города Брянки и депутат горсовета Владимир Гудзь. Невольно возникает вопрос, а не дешевле ли было оставить школу?..
БРЯНКА–6
Школа № 2, последняя попавшая «под топор» оптимизаторов, расположена в черте города, в районе, носящем официальное название «Брянка-6». В этом учебном заведении среднее образование получат 130 юных горожан. По мнению чиновников, должно учиться на 270 больше. «Это абсолютно нереально, - говорит выпускница школы и мама четвероклассницы Лариса Хмарская. - Ещё в лучшие времена, когда я училась, получалось 370 учеников максимум».
Чтобы сохранить школу, родители предлагали открыть в ее помещении детсад. На что получили одобрение Министерства образования и науки Украины. Но местные руководители были непреклонны: школу всенепременно «оптимизировать». Притом, до сих пор неясно, кто будет осуществлять подвоз школьников к их новым местам учебы. «Поначалу нам обещали выделить автобус, - продолжает Хмарская. - Но это с условием, что все пойдут в одну школу. Это нереально. СШ № 1 всех не примет, это естественно. А до СШ № 5 очень далеко. Кто будет наших детей забирать? Останется бросать работу и пойти за ребенком».
Школа в Брянке-6, как и предыдущие осмотренные нами, получает «солидную помощь» из городского бюджета. «Этой зимой, когда проблема с отоплением была, силами родителей 25 тонн угля раздобыли», - слышу я от одной из родительниц.
«Мы - предприниматели - хотели бы помогать школе, оказывать ей помощь и в отоплении и коммунальных вопросах», - говорит мужчина средних лет.
Предприниматель Григорий Рясный, выпускник СШ №2, говорит от имени группы бывших брянковчан, занимающихся бизнесом в Донецкой области. Чтобы сохранить родную школу, они готовы пойти на эксперимент. «Мы просим, чтобы хотя бы на год ее не закрыли, чтобы дали нам возможность и они бы, правительство, посмотрели, сможем ли мы справиться. Хотя бы год. Экспериментальный такой вариант», - озвучивает он предложение своих земляков.
СЛОЖНО БЫТЬ РЕФОРМАТОРОМ
Но в Брянковском горсовете никаких экспериментов не хотят.
«Прежде, чем принять это решение, была проверена демографическая ситуация, которая есть в посёлках, в городе, в центре города. Самая большая перспектива – это 3,4,5 человек в классе. О нормальной наполняемости классов речи не идет абсолютно», - пытался оправдать оптимизацию Брянковский городской голова Николай Моргунов.
«Как же, - удивляюсь я, - в той же Вергулевке в 2015 году будет около 70 учеников».
«Поверьте, мы всё изучили – никаких перспектив нет», - ответствовал градоначальник.
«Вы же понимаете, что никакой бюджет не справится с такой нагрузкой. Это не потому что мы хотим, что б вы знали. Это просто ситуация. Сейчас кто б ни был при власти, он бы это делал», – оправдывался заместитель городского головы по социально-гуманитарным вопросам Виктор Колесник.
«Программу по оптимизации» принимали на сессии горсовета 10 февраля 2011 года.
«Принимали с боем, - вспоминает участница того заседания Валентина Бузанова. - Вопрос буквально «протаскивали». Первый раз не набрали голосов и вопреки всем законам повторно ставили на голосование. И так не один раз, пока не получили 18 + 1 голос (у нас 36 депутатов) - вот таким количеством было принято». После нажима оппозиционно настроенных депутатов руководители города согласились повторно вернуться к рассмотрению этого вопроса в июле. Будет ли толк от этого рассмотрения, когда учителя будут в отпусках, а дети на каникулах?..
НА ОЧЕРЕДИ – БОЛЬНИЦЫ
В прошлом году, когда предыдущему мэру Брянки Грязеву выносили политический приговор, кроме политики в сфере образования значительную долю критики получило и городское здравоохранение. Комиссия тогда установила, что, кроме финансовых проблем, есть и масса организационных. Одной из ключевых стало двухкратное превышение нормативного количества коек, притом, что на каждую из этих коек выделяется в 3 раза меньше денег, чем в среднем по области, на питание – почти в 2 раза меньше.
Меры по улучшению ситуации предлагались те же – сокращение коек, уменьшение площади, занимаемой самыми «бедными» и малонагруженными отделениями, закрытие гинекологического и психиатрического отделений. Благодаря организационным мерам в 2010 году планировали сэкономить 5 млн. грн. и хотели направить их на модернизацию оставшихся отделений Центральной городской больницы. В конце декабря 2010 года появилась информация о том, что в поселке Анненка закрывают больницу, чему пытались сопротивляться местные жители. В ответ на народные возмущения чиновники из ЛОГА потребовали от медиков и организаторов здравоохранения качественно проводить разъяснительную работу среди населения.
О ТОЧНОСТИ ФОРМУЛИРОВОК
«Не ошибитесь, - напутствовал меня на прощание Николай Моргунов. - Мы не закрываем, а лишь «приостанавливаем деятельность школ».
В свое время в городе точно так же «приостанавливали деятельность» детсадов. В итоге из 27 дошкольных учреждений города Брянка до наших дней дожили только 6... Всего в Луганской области в ближайшее время планируют закрыть 24 школы и реорганизовать еще 17.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.