RU
UA RU
20 февраля 2025, 16:54
"Дело тянется почти 5 лет": как жители Славянска борются против неправомерных тарифов за тепло
Разбор

"Дело тянется почти 5 лет": как жители Славянска борются против неправомерных тарифов за тепло

Жители одного из домов в Славянске считают, что тарифы, установленные Областным коммунальным предприятием (ОКП) “Донецктеплокоммунэнерго” (“ДТКЭ”) в 2020 году, не соответствуют законодательству. Они подали жалобу, которая стала началом многолетнего судебного процесса. Восточный Вариант выслушал все стороны и узнал у юристов, на чьей стороне правда и чего достигли дончане в своей борьбе.

Все началось с Кириленко?

29 июля 2020 года, когда в Украине был карантин из-за COVID-19, тогдашний глава Донецкой облгосадминистрации Павел Кириленко издал Распоряжение № 805/5-20 “Об установлении тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по поставке тепловой энергии и снабжению горячей водой для всех категорий потребителей областному коммунальному предприятию «Донецктеплокоммунэнерго»”. Им глава Донецкой ОГА обязал «Донецктеплокоммунэнерго» установить новые повышенные тарифы на тепловую энергию.

указ
Публикация Распоряжения главы ОГА на сайте облгосадминистрации

Жители одного из домов в Славянске, по адресу ул. Донская, 11, увидели в этом нарушение. Ведь на период карантина в Украине действовало ограничение на подписание новых договоров между коммунальными предприятиями и потребителями. Иными словами, было ограничение на установление новых тарифов для коммунальных услуг.

Объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) “Донская, 11” обратилось в ГУ Госпродпотребслужбы в Донецкой области с просьбой проверить правомерность установленных тарифов. Госпродпотребслужба после проверок вынесла предписание № 2, которым обязало ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” выполнить 4 пункта:

  • Применить для жителей дома на Донской, 11 те тарифы на тепло и горячую воду, которые были до заключения нового договора.
  • Не брать плату за абонентское обслуживание по поставке тепловой энергии и горячей воды до момента заключения новых договоров с потребителями дома на Донской, 11.
  • Устранить нарушения относительно государственных регулируемых цен и провести перерасчет для жителей дома на сумму в размере 208 251,87 грн.
  • А также привести в соответствие тарифы на тепловую энергию и горячую воду.

Кроме этого, начальник ГУ Госпродпотребслужбы в Донецкой области в связи с неправомерным повышением тарифов и неправомерным применением платы за абонентское обслуживание с 1 октября 2020 по 31 января 2021 года оштрафовал “Донецктеплокоммунэнерго” на 99 066,75 грн и обязал вернуть потребителям сумму необоснованно полученной выручки в размере 99 066,75 грн.

Не соглашаясь с таким предписанием, ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” обратилось в суд с иском для защиты, по его мнению, своих прав и интересов.

Борьба, которая длится почти 5 лет

Донецкий окружной административный суд в 2021 году отменил пункты 1,2,4 предписания № 2 ГУ Госпродпотребслужбы в Донецкой области. Иными словами, жителям дома Донской, 11 в Славянске пересчитали тарифы на тепло и горячую воду только за 4 месяца — с октября 2020 по январь 2021 года. Возмещение за эти 4 месяца в размере 208 251,87 грн, как узнал Восточный Вариант, они получили. Однако тарифы не были приведены в норму, и все последующие годы жители Донетчины (в том числе этого же дома по адресу Донская, 11) и дальше платили за тепло и горячую воду по повышенным тарифам, которые не соответствуют законодательству Украины.

Жители обращались к “Донецктеплокоммунэнерго” с просьбой привести тарифы в норму и возместить им средства за все время, когда они платили за услугу по неправомерной цене. В качестве доказательства, они ссылались на решение суда, который признал тарифы такими, которые действительно подлежат перерасчету (правда, за 4 месяца — с октября 2020 до января 2021 года, а не за все годы). 

платіжки
Фото иллюстративное, Укринформ

Однако “Донецктеплокоммунэнерго” в этом отказывало, объясняя, что суд касался только одного дома потребителей по адресу Донская, 11 в Славянске и только периода в 4 месяца с октября 2020 по январь 2021 года, а не за все время. По другим просьбам на предприятии сказали, что жителям стоит снова подавать в суд, если они с чем-то не согласны. Об этом Восточному Варианту рассказал представитель бывшей общественной организации “Наш дом — Славянск” Анатолий Жирный, который следит за развитием дела, которое тянется почти 5 лет.

“Не согласившись с решением суда 2021 года, «Донецктеплокоммунэнерго» обратились в апелляционный суд. Первая инстанция оставила жалобу без изменений. А вторая инстанция приняла к рассмотрению и продержала у себя дело 3 года и 2 месяца. Мы обращались по этому поводу, но нам отказывали в ответе, потому что мы не являемся участниками судебного процесса. И только после того, как уже руководитель ОСМД обратился, доказал, что он является участником, и тогда суд назначил рассмотрение дела на 17 октября 2024 года, а затем перенес на 31 октября”, — рассказывает Анатолий Жирный.

31 октября 2024 года Верховный Суд Украины наконец-то вынес окончательное решение в деле, которое тянулось более 3 лет: оставить иск “Донецктеплокоммунэнерго” не удовлетворенным. Так, пункт 3 из предписания № 2 ГУ Госпродпотребслужбы в Донецкой области признали действующим.

Однако вопрос неправомерности тарифов остался и остается сейчас открытым. Все эти годы — с 2020 до 2025 — потребители “Донецктеплокоммунэнерго” будут оплачивать платежки по неправомерно установленным тарифам.

суд вага
Фото иллюстративное, с сайта depositphotos

Анатолий Жирный говорит, в доме по адресу Донская, 11 — 108 квартир. Получается, что за 4 месяца каждая квартира (то есть потребитель) получила 1928 грн компенсации:

“Это только за октябрь, ноябрь, декабрь и январь. А еще же есть февраль, март и апрель, за которые мы платим за тепло и за горячую воду. Если предположить, что у «Донецктеплокоммунэнерго» 70 тысяч или 100 тысяч потребителей, то за 5 лет им придется возместить не просто сотни миллионов, а может и более миллиарда гривен”.

Позиция “Донецктеплокоммунэнерго” и Донецкой ОВА

Восточный Вариант обратился в Донецкую ОВА с просьбой прокомментировать ситуацию, которая формально началась после того, как тогдашний глава Донецкой ОГА Павел Кириленко издал Распоряжение о повышении тарифов для “Донецктеплокоммунэнерго”.

В Донецкой ОВА подтвердили, что по состоянию на сейчас для потребителя продолжают действовать те тарифы на тепло и горячую воду, которые были установлены Распоряжением главы облгосадминистрации 29 июля 2020 года.

“Следует отметить, что к полномочиям Донецкой облгосадминистрации, областной военно-гражданской администрации принадлежало только установление областному предприятию тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по поставке тепловой энергии и снабжению горячей воды, а не их применение”, — говорит и.о. директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Донецкой ОВА Ольга Соловей.

Ольга Соловей.

Как пояснили в Донецкой ОВА, “Донецктеплокоммунэнерго” в 2020 году осуществили расчет тарифов на тепловую энергию и горячую воду на отопительный период 2020-2021 годов и 29 мая 2020 года обратились с заявлением в Донецкую облгосадминистрацию для их установления. Коммунальное предприятие проинформировало об этом потребителей. Однако тогда вступил в действие Приказ № 130 с новой процедурой информирования потребителей. Из-за этого Донецкая облгосадминистрация вернула заявление ОКП без рассмотрения.

“15 июня 2020 года «Донецктеплокоммунэнерго» подало в облгосадминистрацию новое заявление с расчетами тарифов. Также ОКП для исполнения требований Приказа № 130 провело новую процедуру информирования потребителей. Замечания и предложения принимались в течение 12 календарных дней со дня уведомления о намерении осуществить изменение тарифов. За это время замечаний и предложений в ОКП не поступило. С учетом требований Закона № 2189-VIII, распоряжением № 805 «Донецктеплокоммунэнерго» установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду для всех категорий потребителей”, — Ольга Соловей объясняет предысторию, почему глава Донецкой ОГА принял соответствующее Распоряжение в 2020 году.

Донецкой ОВА известно о судебном споре между “Донецктеплокоммунэнерго” и Госпродпотребслужбой, хотя администрация и не является участником процесса.

“Как следует из решения суда в 2021 году, суд согласился с установленными в акте Главного управления Госпродпотребслужбы в Донецкой области нарушениями порядка применения ОКП «ДТКЭ» государственных регулируемых цен/тарифов на услуги по поставке тепловой энергии и снабжению горячей воды, предоставленные жителям конкретного жилого дома, а не их установлением облгосадминистрацией. Относительно того, отменила ли облгосадминистрация распоряжение № 805, то несоответствие распоряжения № 805 действующему законодательству судом не установлено. Распоряжение № 805 не отменено”, — сообщила Ольга Соловей Восточному Варианту.

суд
Фото иллюстративное, с сайта Pexels

Тариф для ОКП “Донецктеплокоммунэнерго”, согласно действующему законодательству, устанавливается областной государственной администрацией. Об этом Восточному Варианту сообщил генеральный директор “Донецктеплокоммунэнерго” Виталий Кощей. Исполнители коммунальных услуг (то есть ОКП “ДТКЭ”) осуществляют расчеты экономически обоснованных затрат на производство и предоставление коммунальных услуг и подают их органам, уполномоченным осуществлять установление тарифов (то есть в Донецкую ОГА).

“ОКП «ДТКЭ» подало в Донецкую ОГА заявление и пакет документов по расчету тарифов на тепловую энергию и горячую воду в соответствии с Законом № 2189. О намерении изменить цены потребители были проинформированы на официальном сайте ОКП, на обратной стороне счета об оплате услуги, в социальной сети ОКП в Facebook, на досках объявлений жилых домов, в местах большого скопления людей, в «Уголках потребителей» абонентских служб ОКП. «ДТКЭ» полностью выполнило процедуру, определенную законодательством, по информированию потребителей о намерении изменения цен/тарифов с обоснованием такой необходимости”, — говорит Виталий Кощей.

Віталій Кощей

Поэтому распоряжение главы Донецкой ОГА от 29 июля 2020 года утвердило новые тарифы на тепловую энергию и горячую воду.

И “Донецктеплокоммунэнерго”, и Донецкая ОВА прокомментировали, что в 2020 году не действовали запреты на установление новых тарифов. Почему же тогда жалобу жителей дома по адресу Донская, 11 в Славянске удовлетворили в суде?

Кто прав? И что делать жильцам? Мнение юристки

Обязательность судебного решения — это один из главных принципов судопроизводства, гарантированных нам Конституцией. С таких слов юристка Центра правовой помощи Екатерина Бескоровайная начинает комментировать ситуацию, которая сложилась вокруг Донецкой ОВА, “Донецктеплокоммунэнерго”, Госпродпотребслужбой и жителями Донетчины.

“Наше общество должно знать, что рычаги влияния по выполнению решений суда в нашей стране есть и они действуют. Вернемся к нашему делу. Суть спора в деле, которое мы сейчас обсуждаем, — это требование ОКП «Донецктеплокоммунэнерго» признать противоправным и отменить предписание от 04.03.2021 года № 2 Главного управления Госпродпотребслужбы в Донецкой области. Решением суда первой инстанции отменено только 1, 2, 4 пункты предписания, но пункт 3 у нас не отменен. В пункте 3 не содержится определенного периода, а именно периода с 1 октября 2020 до 31 января 2021 года. Сумма возмещения определена за период с 1 октября 2020 до 31 января 2021 года. Здесь у нас действительно установлен временной промежуток”, — отмечает Екатерина Бескоровайная.

Согласно Постановлению Верховного Суда, которое и сделало решающий вывод по этому делу, истец, то есть “Донецктеплокоммунэнерго”, не имел права применять новые тарифы, путем подписания новых договоров.

Катерина Безкоровайна

“Три судебные инстанции подтвердили, что ОКП «Донецктеплокоммунэнерго» является лицом, которое самостоятельно формирует тарифы на услуги и в дальнейшем подает их на утверждение в Донецкую областную государственную администрацию. Суд отметил, что аргументы жалобщика о том, что им были использованы тарифы, которые 29 июля 2020 года были утверждены распоряжением главы Донецкой ОГА и являются такими, которые подлежат обязательному исполнению, коллегия судей считает безосновательными.

Это один из главных аргументов, который потребители ОКП «Донецктеплокоммунэнерго» должны использовать в дальнейшей борьбе за справедливость”, — говорит юристка.

Екатерина Бескоровайная подчеркивает: жителям дома по адресу Донская, 11 и другим потребителям “Донецктеплокоммунэнерго” стоит продолжать бороться.

“Действительно, судебное дело касалось только жителей дома по адресу Донская, 11 и обязанность ОКП «Донецктеплокоммунэнерго» осуществить перерасчет платы была непосредственно перед жителями дома, расположенного по адресу Донская, 11, о чем четко указано в спорном предписании. Мой совет потребителям ОКП «Донецктеплокоммунэнерго» — это обращаться непосредственно с заявлениями к ОКП «Донецктеплокоммунэнерго», где будут указаны четкие требования осуществить перерасчеты платы, указав определенный промежуток времени, а именно определить дату начала этого произвола. В дальнейшем с перспективой судебного разбирательства.

Жителям дома по адресу Донская, 11 советую посчитать промежуток времени, за который им не осуществили перерасчета, и с этими требованиями обращаться в ОКП «Донецктеплокоммунэнерго». Обратиться можно коллективно, так же можно подать коллективный иск в суд. То есть не обязательно каждому пользователю подавать отдельно заявление, можно сделать это коллективно.

И не стоит забывать об общественной огласке. Можно приводить множество случаев, когда общественная огласка в сети интернет стала движущей силой для тех или иных случаев. Давление общества — это вспомогательный механизм в борьбе за справедливость”, — прокомментировала юристка Центра правовой помощи.

Почему вообще начался спор?

Законом № 540-ІХ (за март 2020 года) были внесены изменения в пункт 3 раздела “Заключительные и переходные положения” Закона № 2189-VIII “О жилищно-коммунальных услугах”. В соответствии с этим, новые договоры между коммунальными предприятиями и потребителями должны были бы заключаться в течение 5 месяцев со дня завершения карантина из-за COVID-19.

В суде ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” пыталось утверждать, что пункт 3 раздела “Заключительные и переходные положения” Закона № 2189-УІІІ не содержит слова “исключительно”, поэтому, по мнению истца, этот пункт не означает, что в период действия карантина у последнего отсутствует право на заключение договоров, а словосочетание “должны быть заключены” означает граничную (конечную) дату для заключения таких договоров.

Однако коллегия судей в своем решении обращает внимание, что в пункте 3 раздела “Заключительные и переходные положения” Закона № 2189-VIII (в редакции Закона № 540-ІХ) отсутствует какая-либо ссылка на возможность (разрешение) во время карантинных мероприятий заключать между потребителями и исполнителями коммунальных услуг договоры по новой форме, которая установлена этим Законом, и с новыми ценами/тарифами.

Следовательно, в 2020 году, когда в Украине был карантин, все же были ограничения на заключение новых договоров между коммунальными предприятиями и потребителями. Несмотря на это, ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” подал в Донецкую ОГА заявление с расчетами новых тарифов. Как результат, глава Донецкой ОГА издал Распоряжение о новых тарифах на тепло и горячую воду.

Мікрорайон Хімік у Словʼянську
Микрорайон “Химик” в Славянске, где располагается дом по адресу Донская, 11. Источник: Википедия

И согласно законодательству, ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” могло не выполнять условия этого Распоряжения! И более того — вообще не подавать в облгосадминистрацию заявление с новыми расчетами. Несмотря на это, коммунальное предприятие ввело новые тарифы, которые противоречили законодательству.

По словам юристки Екатерины Бескоровайной, судебное дело Верховного Суда Украины — это своеобразная основа, которую потребители ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” могут в дальнейшем использовать в свою пользу. Ведь в этом решении очень подробно и правильно описаны все объяснения и характеристики, почему ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” обязано пересмотреть свои тарифы и возместить средства за почти 5 лет всем потребителям.

Однако потребителям ОКП действительно надо еще раз подавать обращение. Можно коллективно — от имени всех пользователей. Сначала к ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” с просьбой пересмотреть тарифы и возместить неправомерно уплаченные им средства. В случае отказа можно подать коллективный иск в суд.

“Замечательный механизм, когда обращение подается лично в канцелярию государственного органа или юридическому лицу. Рекомендую сделать два экземпляра заявления, если с дополнениями — то и с дополнениями. Один экземпляр вручить лично предприятию, а на другом попросить поставить отметку о принятии заявления к рассмотрению с датой и подписью”, — советует юристка.

Екатерина Бескоровайная советует потребителям ОКП “Донецктеплокоммунэнерго” продолжать бороться, ведь правда — на их стороне.

За дополнительными консультациями юристов можно обратиться в Центр правовой помощи: https://urist24.com.ua или номер телефона +38067–996–42–60

***

Этот материал был профинансирован Европейским Союзом. Его содержание является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
История

День родного языка: 5 исторических фактов об украинском на Донетчине и Луганщине

Разбор

"Дело тянется почти 5 лет": как жители Славянска борются против неправомерных тарифов за тепло

Память

День Героев Небесной Сотни: истории борцов за свободу с Донетчины

Разбор

"Войны ведутся за ресурсы". Какие полезные ископаемые есть на Донетчине и Луганщине, нужны ли они Трампу и что уже украла россия

Разбор

Перезахоронение украинских военных с прифронтовых территорий: почему этот вопрос до сих пор не урегулирован в Украине

Что происходит

Обязательная военная подготовка для студентов: как она повлияет на поступающих с ВОТ

Что происходит

Миллионы долларов помощи утрачены? Или как закрытие USAID повлияет на Донецкую и Луганскую области

Разбор

Разрушенное восстановление: миллионные проекты Донетчины, которые уничтожила рф после полномасштабного вторжения

21 февраля Пятница
19:51

В оккупированном Луганске горит автовокзал

19:34

Дети из 16 громад Донетчины отдохнут в Закарпатье (фото)

19:31

В полиции рассказали подробности российского обстрела Славянска на Донетчине (фото)

19:18

Россияне из артиллерии обстреливали волонтерский автомобиль, эвакуировавший жителей Николаевки (видео)

Россияне из артиллерии обстреливали волонтерский автомобиль, эвакуировавший жителей Николаевки (видео)
18:44

В Краматорске упала российская управляемая 250-килограммовая авиационная бомба: подробности

18:41

В результате российских ударов по северу Донетчины один человек погиб и 9 ранены (фото)

18:12

На одной из локаций в Торецке взвился флаг КОВДа Нацполиции (видео)

На одной из локаций в Торецке взвился флаг КОВДа Нацполиции (видео)
17:30

Водитель с признаками алкогольного опьянения совершил ДТП в Краматорске

17:10

В Генштабе ВСУ сообщили о 53 боевых столкновениях на фронте

16:31

Безгинская проверила, как хаб Старобельской РГА в Киеве взаимодействует с ветеранами (фото)

16:09

Прифронтовые регионы получат мобильные криминалистические лаборатории от правительства Японии (фото)

15:59

В оккупированной Макеевке за сутки пришлось ликвидировать почти 40 аварий на сетях водоснабжения

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: