Здоровье и безопасность. Как получить услуги врача и не попасть в беду
Невежливое отношение, отказы в предусмотренных законом услугах и даже вымогательство денег за бесплатные услуги. Украинцы нередко сталкиваются с такими проблемами в больницах. «Восточный Вариант» узнал, как избежать таких ситуаций и отстоять свои права
С началом эпидемии коронавируса украинцы стали чаще обращаться к врачам. Самые частые жалобы на острые респираторные заболевания, но и хронические никто не отменял.
При этом следует помнить, что сейчас как никогда нужно соблюдать безопасность, находясь в больничных коридорах. Как это сделать и как, в случае необходимости, отстоять свои права при посещении врача, выясняли журналисты «Восточного варианта».
Право на здоровье
В наше время эпидемий и карантинов очень важна возможность легкого и своевременного доступа к услугам врача.
В 2018 году в Украине запустили реформу здравоохранения, благодаря которой каждый украинец теперь может получить консультацию медика даже не выходя из дома. Для этого только нужно подписать декларацию с врачом независимо от места регистрации. То есть в любой удобной для пациента поликлинике и с тем врачом, который нравится.
Когда вы сделаете это, не нужно будет выстаивать часы в очередях под кабинетом. На прием можно будет записаться по телефону. В случае, если вы не сможете из-за болезни прийти в больницу самостоятельно, семейный врач посетит вас дома.
Несмотря на то, что система семейных врачей работает уже третий год, лишь около трети жителей (1,4 млн из 4 млн) Донецкой области заключили договор с врачом. Дело в том, что не каждый человек имеет четкое представление, как оформить эту самую декларацию. Особенно такие проблемы возникают у людей старшего возраста. Но процедура эта очень проста.
О том, как заключить декларацию с семейным врачом мы попросили рассказать Игоря Винниченко — заместителя главврача одной из поликлиник Славянска.
«Для того, чтобы подписать декларацию, человеку необходимо иметь документы, позволяющие идентифицировать личность. Это паспорт, индивидуальный налоговый номер (ИНН — прим. авт) и желательно телефон, — рассказывает медик. — В принципе, можно сделать декларацию и без телефона, но возникает проблема в скорости. Потому что мы тогда вынуждены сканировать документы, отправлять эти сканы в медицинскую информационную систему, чтобы они могли там эти сканы идентифицировать. Это занимает около двух-трех недель. Тогда как при использовании телефона в течение 1-2 минут приходит специальный код, позволяющий подтвердить, что это действительно тот человек, который есть».
Также декларацию с семейным врачом можно заключить онлайн.
Для этого необходимо зайти на сайт Helsi, ввести свой номер мобильного и дождаться, когда вам позвонят. Далее нужно будет следовать инструкциям. Хорошо, если вы уже заранее выбрали себе врача, но на этом электронном ресурсе можно найти информацию о медицинских работниках в вашем городе (для этого не забудьте указать свой город в левом верхнем углу).
И помните, вы можете заключить декларацию с любым врачом. И в любой момент можете сменить его. Главное при выборе руководствоваться здравым смыслом. Иначе, по словам Игоря Винниченко, может доходить до курьезных ситуаций.
«Я бы рекомендовал выбирать врача из той амбулатории, которая находится ближе к вашему месту расположения. Это удобнее, и пациенту быстрее добраться до врача на прием, и врачу удобнее добраться до места проживания пациента. А то у нас бывали случаи, когда врачу приходилось ездить к пациенту в соседнюю область. Просто потому, что там человек захотел оформить договор именно с нашим врачом», — рассказывает Игорь Винниченко.
Однако, не стоит сильно переживать, если отношения между семейным врачом и пациентом еще не оформлены. По словам Игоря Винниченко, при крайней необходимости человек может получить помощь от медиков в любом медицинском учреждении.
«Если есть какая-то проблема, вы можете обратиться в ближайшую амбулаторию. Если есть необходимость в неотложной помощи, вам ее предоставят без всякой декларации», — утверждает заместитель главного врача.
В любом случае помните — право на получение качественной медицинской помощи гражданину Украины дает Конституция, Закон «Основы законодательства Украины о здравоохранении» и гражданский кодекс.
В конце концов в экстренной ситуации на помощь может прийти бригада скорой помощи или мобильная бригада тестирования COVID–19. Но лучше с оформлением декларации не затягивать.
Помнить о защите
К тому же врачи напоминают не забывать о непосредственно физической личной защите во время посещения поликлиник. Потому что эпидемия коронавируса хоть и не такая интенсивная, но еще не покинула нашу жизнь.
«Самый эффективный способ защиты от коронавируса — это прививка. Но даже если вы вакцинированы, то это не значит, что вы должны пренебрегать средствами индивидуальной защиты. Они по-прежнему актуальны. Тем более когда вы идете в лечебное учреждение. В принципе медицинские учреждения — это те места, где собираются больные, и вероятность встретить больного коронавирусом в лечебном заведении намного выше, чем в любом другом месте», — рассказывает Игорь Винниченко.
Итак, не забываем о защитных масках, средствах дезинфекции и банальном мытье рук.
Право на безопасность
Качественная медицинская помощь — это не только вовремя выписанные лекарства или оперативно поставленный диагноз. Это еще и «человеческое» отношение работников медицины к пациентам. Это и отсутствие коррупционной составляющей при предоставлении врачебной помощи. Это в целом безопасность посещения медицинского учреждения во всех смыслах, в том числе и в правовом.
Не секрет, что одной из самых распространенных проблем в больницах является взимание платы за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно. Купить бумагу для принтера, заплатить за бахилы или бесплатные анализы. Такое происходит сплошь и рядом. А еще не редкость халатное или даже хамское отношение, некомпетентность врача.
Такой случай произошел зимой текущего года в одной из больниц Славянска.
В начале февраля местная жительница Анна Абрамова зарегистрировала петицию со следующей формулировкой:
«Уволить заведующего травматологическим отделением Павла Анатольевича Хайло за хамство, издевательства над пациентами, вседозволенность и непрофессионализм».
Петиция очень быстро набрала необходимое количество голосов, что позволило перевести ее на рассмотрение в городской совет.
Вопрос рассматривала специальная контрольная комиссия. Сейчас до увольнения дело не дошло. Но знать, как можно защитить себя в случае, когда врач ведет себя не корректно, должен каждый.
Активист Дмитрий Браславский побывал в похожей ситуации и смог выйти из нее победителем.
«Я хотел сделать вакцину от кори. Это было два года назад. Пришел, моего врача не было. Мне сказали идти к другому врачу. Я пришел, а она начала хамить. Сказала, что доза на двух человек и нужно искать кого-нибудь себе. «Ради одного тебя ничего открывать не буду», — рассказывает Дмитрий. — «Мне это не очень понравилось, ее хамство. Я пришел домой и написал жалобу на имя главврача. Мне перезвонила моя врач на следующий день и сделала со мной эту вакцину. То есть она стала тем вторым человеком».
В подобных ситуациях Дмитрий оказывался не один раз. Но каждый раз ему помогала его настойчивость и знание своих прав и обязанностей медицинских работников.
Как предотвратить неприятные ситуации и что делать, если уже столкнулся?
В целом существует определенный алгоритм действий защиты от недобросовестных медиков, который обнародовала еще в 2019 году бывшая и. о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Защитить свои права в больнице вы можете лично, через представителя или коллективом. Кому еще не исполнилось 18 или недееспособные лица — через представителей.
Конкретные инструменты приводим ниже.
Готовиться заранее
Обязательно узнайте рекомендации о враче, к которому собираетесь. Пользуйтесь отзывами ваших знакомых, вероятно некоторые из них ходят к одному и тому же специалисту несколько лет и довольны результатом. Также можно поискать отзывы в социальных сетях. Даже самому задать вопрос. Но к ним следует относиться внимательно и отличать скрытую рекламу от реплик пациентов.
Написать обращение через письмо
Самый простой способ — обращение через письмо: зарегистрированное заявление обязывает учреждение предоставить вам ответ.
Поэтому, если лично передаете жалобу, требуйте регистрации.
Если отправляете по почте, то заказным письмом или с уведомлением о вручении.
Если обращение направляется по электронной почте, то надо указывать адрес электронной почты, на который должен прийти ответ — это требование Закона Украины «Об обращениях граждан».
В письме необходимо указать
- фамилию, имя, отчество;
- место жительства;
- суть вопроса и четкую формулировку просьбы или требования. Если вы хотите присутствовать при рассмотрении обращения, нужно это указать;
- подпись и дату.
Куда можно обратиться с жалобой
- К главному врачу с учетом рекомендаций, предоставленных выше.
- Если не удалось решить ситуацию, обратиться в департамент/управление здравоохранения вашего города или области
- На горячую линию местных органов исполнительной власти.
- Если не сработали вышеперечисленные инстанции, то на горячую линию Правительства по телефону 1545.
Еще один способ — обращение в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей
Эта услуга бесплатная.
Если на предыдущих этапах не удалось решить ситуацию, вы имеете право обратиться в суд.
Также можно обратиться в Центры по предоставлению бесплатной правовой помощи по адресам.
Если вы не согласны с решением, которое вы получили после жалобы и решили обращаться в орган или к должностному лицу высшего уровня, не затягивайте. Обращаться можно в течение месяца после того как вас ознакомили с решением. Иначе ваш запрос могут отклонить (исключение — уважительная причина нарушения сроков).
Сколько времени могут рассматривать обращение:
- до 15 дней — обращения, не требующие дополнительного изучения
- до 30 дней — обращения, требующие дополнительного изучения
- до 45 дней обращения, изучить обстоятельства которых невозможно в 30-дневный срок. В таком случае вам должны обязательно об этом сообщить.
Участие международных организаций
В этом году в рамках Программы ООН по восстановлению и развитию мира и при финансировании Европейского Союза было организовано «Школу менеджмента качества в здравоохранении» — ряд учебных мероприятий с участием управленческого состава (главные врачи, заместители главных врачей, заведующие амбулаториями и отделениями), практикующих врачей, главных и старших медицинских сестер лечебных учреждений первичного звена, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи Донецкой и Луганской областей.
Основной целью Школы стало развитие и укрепление способности медицинского персонала всех уровней оказания медицинской помощи в области управления качеством здравоохранения в контексте соответствия требованиям доступности, безопасности, эффективности, ориентированности на пациента, своевременности, рациональности и справедливости, с применением лучших национальных и мировых практик, методов и инструментов для улучшения, контроля и обеспечения качества медицинских услуг.
Помните — право на безопасное, своевременное и качественное медицинское обслуживание является безоговорочным для вас как гражданина Украины и просто человека.
***
Стаття підготована у межах проєкту «Корисні інструкції для безпечного життя», що реалізується онлайн-виданням «Восточный Вариант» (ГО «Наш Дім — Слов'янськ») за технічного адміністрування ЗУРЦ у межах Програми ООН із відновлення та розбудови миру за фінансової підтримки урядів Данії, Швейцарії та Швеції.