Как в Славянске активисты собственноручно строят велоинфраструктуру и мечтают о «зеленом туризме»
Появится ли в городе настоящая велосипедная инфраструктура и что об этом думает власть
В Славянске увеличивается количество велосипедистов. Велосипеды становятся все более популярны не только для поездок на природу, но и как транспортное средство. И пандемия коронавируса тоже располагала к этому.
В городе есть группа энтузиастов, которые уже несколько лет популяризируют это средство передвижения. Как транспорт и отдельную культуру в целом.
Недавно на День города в Славянске состоялся уже третий фестиваль «ВелоДвижОк». Несколько сотен велосипедистов колонной едут по центральным улицам города, проходят разнообразные квесты, конкурсы, воркшопы и другие интересности. Мы пообщались с самым рьяным велосипедистом Юрием Соколовым.
С чего начался фестиваль «Велодвижок»?
«События 2014 привлекли внимание к востоку Украины. Ассоциация велосипедистов Киева увидела, что здесь у нас никакой велоактивности нет и организовала проект под названием “Веловосток”. В рамках этого проекта были проведены веловыходные в 10 городах Донецкой и Луганской, среди них был Славянск. Проект проводился в сотрудничестве с общественными организациями, которые есть в городах. В то время у нас была известна как в Славянске, так и за его пределами Платформа инициатив “Теплица”. Так веловыходные провели вместе, название придумали сами — “Велодвижок”», — вспоминает Юрий.
В сотрудничестве двух местных общественных организаций, «Теплица» и велоклуб «Тор», совместно с Ассоциацией велосипедистов Киева удалось провести масштабное мероприятие за весь проект «Веловосток». Тогда собралось около 300 человек.
Как рассказывает Юрий, с тех пор они дружат с киевской ассоциацией. Сейчас она называется «U-Cycle». Киевляне до сих пор делятся впечатлениями от того «Велодвижка», который стал общественным подъемом на востоке.
«Это уже наши друзья, и они говорят, что очень рады нашему продолжению фестиваля. Это единственный фестиваль который идет третий год. Ранее веловыходные были единоразовыми.
Сам «Велодвижок» был презентован в прошлом году на Международном Велофоруме в Виннице, это большое событие в велосипедной общественности, которая занимается развитием велоинфраструктуры, безопасности, правил дорожного движения и так далее», — делится Юрий.
В этом году все события на День города Славянска имели политическую окраску.
«Велодвижок» единственный прошел без персонализации накануне политической борьбы. Им удалось остаться вне политики и сделать хороший городской праздник.
На первом фестивале 3 года назад были участники из Краматорска, Дружковки и Изюма. В этом году география расширилась: присоединились велосипедисты из Константиновки, клуб «Добровело» из Доброполья, которые появились именно после «Веловыходных» и уже второй год приезжают в Славянск. Каждый год приобщается все больше и больше участников.
Велоинфраструктуры у нас в городе нет
Велоинфраструктура сочетает в себе не только велодорожки или правильные съезды с бордюров. Это еще велопарковки, веломагазины и прочее. Этого всего в Славянске нет, хотя, по словам опытного велосипедиста Юрия Соколова, очень большое количество горожан использует велосипед именно как транспортное средство.
«Веловыходные, которые проходят у местного велоклуба, это фан. Люди, которые ездят за город, в большинстве не пользуются велосипедом как транспортом каждый день. Это отдых на выходных. Большая часть, которую, к сожалению, не замечают, это обычные люди, которые передвигаются на велосипедах на работу, домой, на огород или в сад и тому подобное. Также это дети, которые все свободное время проводят на велосипедах. У нас есть лишь единичные велопарковки, но не все они удобны», — говорит Юрий.
Киевская ассоциация «U-Cycle» разрабатывает нормативно-правовую и информационную базу, которой могут воспользоваться любые велосипедисты или граждане Украины в целом. Они уже перевели очень много иностранных пособий. Напрямую с Министерством внутренних дел разрабатывают изменения в правилах дорожного движения. Как вспоминает Юрий, он в то время интересовался этой темой, нашел сайт «U-Cycle». Там познакомился со справочниками, пособиями, нашел очень много информации.
«Я узнал как должна выглядеть правильная велопарковка и вместе с нашим генератором изменений в городе, ПИ “Теплица” в 2015 году их реализовал. На одном из хакатонов, проходившем в то время в платформе инициатив, наш проект “Велогород” победил. Мы получили малый грант и сделали велопарковки в разных точках города у общественных заведений. Это 8 парковок вблизи больниц, библиотек, парка, спортшколы, почты и другие. К тому “Теплица” уже устанавливала парковки возле больниц. Я тогда присоединился, подсказывал какими они должны быть. Эти парковки до сих пор пользуются спросом. Велопарковки устанавливаем не только мы, еще присоединились банк и супермаркет. Таких же 5 велопарковок мы планируем установить у городских учреждений.
Пока не все предприниматели города понимают зачем это нужно. Но это культура отношения к своим клиентам. Если поставить парковку возле своего магазина, то может и клиентов бы стало больше. А если поставить камеру и написать что охраняемая парковка, то вообще людей станет больше. Но у нас этого пока не понимают», — говорит Юрий.
Местная власть идет навстречу
Отношение городской администрации понемногу меняется. В течение всех трех лет в «Велодвижке» активно принимает участие заместитель городского главы Юрий Подлесный. Он оказался заядлым велосипедистом, участвует в квестах вместе со своей командой. Также фестиваль поддерживает отдел молодежи и спорта, занимаются квестами вместе с командой организаторов.
«В прошлом году мэр открыл наш “Велодвижок”, задекларировал поддержку велосипедной культуры. Это был один из шагов для нас зарегистрировать свою общественную организацию. К тому времени уже сформировалось свое велосипедное комьюнити и было желание и идея делать. По приглашению одного из депутатов горсовета, меня включили в состав комиссии по вопросам движения и безопасности транспорта, присутствовал на заседании. Там также были задекларированы наши намерения сотрудничества. Мы уже общались с “U-Cycle”, я был приглашен на учебную поездку по городам Украины и Польши для изучения велоинфраструктуры. После этой поездки у меня есть очень большое желание сделать такое же в Славянске», — рассказывает Соколов.
По поручению городского главы было принято решение сделать отдельную группу для разработки велоконцепции. Поэтому понимание и желание у городской администрации есть. Городской глава подписал согласие, что общественные организации при поддержке доноров сделают для города велоконцепцию, которую потом горсовет примет как документ. Это будет дорожная карта для разработки велоинфраструктуры в Славянске.
«Мы получили поддержку от руководства города, отдела ЖКХ, который затем будет заниматься проектом и возьмет велоконцепцию себе на баланс. Следующий шаг это ожидание принятия решения на сессии. Сейчас все зависит от депутатского корпуса. Нервничаем, ведь начинается предвыборная кампания и кто его знает, как это повлияет на принятие решения, но надеемся, что все будет хорошо.
При положительном решении будет объявлен тендер. Велоконцепция будет разрабатываться профессионалами, это консалтинговые компании, которые уже занимались разработкой в городах Украины и за рубежом. Их небольшое количество на самом деле. Будет публичное обсуждение, поэтому приглашаем всех жителей приобщиться. После изучения всего необходимого уже готовый документ выносится на сессию горсовета. В качестве подарка городу у нас также предусмотрена установка велопарковок. Сейчас процесс немного тормозит пандемия, а в то же время возле больниц нет велопарковок. К тому же городской транспорт рано прекращает движение. Это очень неудобно для горожан», — говорит Юрий.
Скоро ли в Славянске появится велоконцепция?
Велоконцепция — это дорожная карта, в которой будут учтены основные веломаршруты. Не на каждой улице появится велодорожка, это будут основные маршруты города. Чтобы жители могли доехать до любого основного района города. При новых строительных нормах это будет проходить или как строительство, или как реконструкция. Это будет зависеть от решения городского совета. Поэтому и нужна поддержка жителей, чтобы велодорожки были действительно там, где они необходимы.
«Этот процесс медленно продвигается по всей Украине. Надеемся, что в нашем небольшом городе первые дорожки появятся через несколько месяцев. А может и через несколько лет. Это будет зависеть от общества, инициативы жителей и как на это будет реагировать власть.
В разработке будет предусмотрено метод счета велосипедистов. Это возраст, пол и так далее, все статистически будет учитываться. Количество велосипедистов в городе растет. Велосипед становится удобным, более популярным. Как и другие малые транспортные средства как электросамокаты и гироскутеры», — рассказывает Юрий.
Как он считает, сейчас ограниченное использование велосипедов из-за инфраструктуры. Если бы она была развита в городе, количество велосипедистов значительно бы возросло. Наличие удобств стимулирует, ведь человеку гораздо дешевле и веселее проехать небольшое количество от дома до магазина, например, и вернуться назад, говорит Юрий. Но если у магазина нет велопарковки, то гражданин этим не воспользуется.
«Вообще по статистике большинство населения не имеет автомобиля. Пользуются преимущественно общественным транспортом или велосипедом, иногда пешком. Для города это гораздо удобнее, когда больше работает общественный транспорт и маломобильный. От этого город больше зарабатывает, к тому же экологические вопросы, это все понимают. Для нашего региона зеленый туризм растет с каждым днем, это интересно. У нас есть что посмотреть, и если будут знать, что у нас есть велоинфраструктура, к нам даже уже на это будут приезжать смотреть», — считает Соколов.
Общественная организация, которую возглавляет Юрий, уже придумала много интересных туристических маршрутов.
Сейчас больше внимания они уделяют велоконцепции и ждут, пока друзья с «U-Cycle» завершат работу над оборудованием веломаршрутов. Тогда их разработают по установленным стандартам.
«Если бы была развита велоинфраструктура, дети могли бы безопасно передвигаться от дома до школы и обратно. Так ребенок будет намного здоровее. Как мы видели в Польше, там под школой более двух сотен велосипедов. Это уже давно нормально. Главное понять, что велосипед — это транспортное средство. И пока нет инфраструктуры, ты не можешь им пользоваться. Это как иметь локомотив железнодорожный с вагонами, но не иметь рельсов. Ну и где ты так поедешь. Если есть желание, то уже надо иметь рельсы», — говорит Юрий.
Пандемия коронавируса для всего мира обнаружила проблему с транспортом. В Славянске насущной проблема стала еще в 2014 году, когда не работал общественный транспорт, не было фактически передвижения на авто. Единственный транспорт, которым могли воспользоваться жители, это велосипед. Велоинфраструктура решила бы много вопросов. Фактически все повторилось во время пандемии, когда общественным транспортом могли пользоваться только те люди, которые работают. Можно с уверенностью сказать, что передвигаться на велосипеде значительно безопаснее для здоровья.