Школа с играми и доступностью. Как изменилось образование с новой реформой на примере Славянска
«НУШ» — аббревиатура, известная родителям всех первоклассников. Реформаторская инициатива изменила наше представление о школе и самое главное — подход педагогов. Готовы ли к нововведениям учителя самой демократической школы Славянска, какие плюсы и есть ли минусы в реформе и как происходит обучение детей с инвалидностью узнали непосредственно от педагогов.
«Новая украинская школа» — это название реформы общего среднего образования, которое реализует Министерство образования и науки. Она меняет всю философию обучения и полностью отличается от строгого школьного режима, к которому мы так привыкли. Отныне урок больше напоминает интересную игру, чем обычный учебный процесс. Главная цель Новой украинской школы (далее НУШ) уметь применять полученные в школе знания.
Светлана Юрьевна и Алла Георгиевна учителя начальных классов Славянской опорной школы. В прошлом учебном году они выпустили 4 класс и с сентября приняли первоклашек. Отныне учить детей будут по новой программе.
«Каждый учитель работает над самообразованием и мы уже изучали эту тему, кое-что внедряли в своих на тот момент четвертых классах. Сейчас предметы у нас стали интегрированными. Например, появились совершенно новые: «я исследую мир», это на основе естествознания; «творчество» — сочетание изобразительного и музыкального искусства; «технологии» — информатика вместе с трудовым обучением. Идет совсем другая программа. Мы считаем, что нам самим будет очень интересно», — рассказывает Светлана Бугаева.
Парты расставляются так, что четверо учеников сидят друг напротив друга. Так образуется команда, выбирается капитан. Каждый раз этот состав меняется независимо от степеней успешности. Это учит детей командной работе и воспитывает лидерские качества. Вся мебель легко передвигается, поэтому парты могут за мгновения создать круг или привычные всем нам ряды.
«Не все родители понимают такое размещение парт. Мы объясняем, что дети очень редко списывают с доски. Если нужно, то выставляем в ряды», — говорят учителя.
«Этот стол атрибут каждого класса НУШ. Такие столы заказала наша администрация в прошлом году в каждый класс. Они двигаются, можно легко передвигать, комплектуются канцтоварами. Можно быстро передвинуть, раздать нужные материалы и так же быстро собрать. Мы все пытаемся сделать закупки одинаковых канцтоваров. Немножко различить девочек и мальчиков. Примерно одинаковые пеналы с наклейками — фамилия и имя. Так же краски и контейнеры. В общем оборудование у нас во всех классах замечательное», — показывает Алла Георгиевна.
В классах действует определенное зонирование. Кабинет распределяется на 7-8 зон: чтение, исследования, игры, обучение, зона учителя и так далее. В определенной зоне соответствующее обустройство.
«Оценок в младших школах нет, это исключено. Но они так хотят какую-то наклейку, отметку, что они молодцы и заслуживают отметку. Мы даем возможность всем детям раскрыться», — говорит Светлана Юрьевна.
Каждый понедельник учителя выбирают тему, которую будут изучать в течение недели. Например, вода. Все, что связано, все свойства.
«Тогда стараемся ходить в школу в голубом цвете, если есть: футболочка, блузочка. Проводим опыты. Мы такое вводили уже в своем 3 классе, на естествознании изучали растения. На подоконнике стояли тарелочки, в них водоросли, мох собирали специально», — вспоминают педагоги.
При школе для начальных классов работает кружок анимации от Донецкого областного центра технического творчества детей и юношества. Дети учатся создавать собственные анимационные ролики. Сами прописывают сценарий, рисуют или лепят из пластилина героев, снимают на телефоны и затем монтируют видео, превращая его в полноценный мультфильм.
Учительница кружка Евгения вместе со Светланой Юрьевной и детьми разработали настольную игру «Переход в 5 класс». В ней надо «путешествовать» по островам — предметам. Попадая на остров, нужно взять карточки с заданиями.
«Если фишка попадает на кружочек с активным задачей, то дети встают и выполняют какие-то физические упражнения. Когда игру разработали, все, кто ходят к нам на кружок, поиграли. Всем очень нравится. Дети предлагали идеи для подвижных игр, сами лепили фишки из полимерной глины», — рассказывает учительница кружка и авторка дизайна игры Евгения Феофанова.
«Получилось так, что игра еще и заработала диплом на конкурсе “Веб-витрина” в мае. В августе нам позвонили и попросили прислать не в электронном, а в таком обычном виде. Затем мы представим ее на конгрессе, который проводится Министерством образования раз в год», — говорит Светлана Бугаёва.
Школа доступна для всех
В этом году в начальных классах опорной школы будут учиться 5 детей с инвалидностью. Здание полностью оснащено всем необходимым для комфорта. Работают два лифта между этажами, оборудованы гардеробные, у каждого входа есть пандусы.
«Это плюс, что в Украине стали внедрять инклюзивное образование. Каждый ребенок имеет право учиться точно так же, как и здоровые дети. На других детей это тоже влияет, чтобы они смогли общаться. У меня учился мальчик на коляске, ему помогали, общались и играли с ним. Дети терпеливы. Если ребенок долго произносит предложение, это нормально воспринимается», — рассказывает Алла Георгиевна.
У ее коллеги, Светланы Юрьевны, опыт работы с детьми с инвалидностью будет впервые. В этом году в ее классе таких учеников будет трое.
Педагог не скрывает своего волнения. Ранее закончила специализированные курсы, все лето изучала необходимые для работы материалы.
«Таким детям требуется особое внимание. Где-то коснуться, где-то прошептать, сказать, обнять. А в классе же еще дети. Были опасения, что я не справлюсь. Например, когда ребенок вскочит и побежит к конструктору. Ассистент в это время поможет. Думаю, все равно сначала будет сложно, но я себя настраиваю на такую работу. Много смотрю учебных видео на эту тему, изучаю литературу», — говорит учительница.
Два из трех первых классов опорной школы инклюзивные. В них должны учиться не более трех учеников с особыми потребностями. Остальные — индивидуально.
В каждом таком классе учителю помогает ассистент. Это новая профессия, которая существует в школе два года. Педагоги заканчивают дефектологический факультет педагогического университета и специализированные курсы.
Для детей старшего возраста в школе есть команда сопровождения. Это логопед, учитель-дефектолог, психолог. Учитель, работающий с инклюзией, получает дополнительные средства — 20% к заработной плате.
Для обучения в инклюзивном классе ребенку нужен вывод из инклюзивного ресурсного центра или заключение психолога педагогической комиссии. Тогда разрабатывается индивидуальная программа развития.
«Еще не все родители знают о такой возможности обучения. Многие боятся отправлять таких детей в школу, думают он получит какой-то другой аттестат или что. Но для ребенка такое обучение легче. Он сидит, так же как и все ученики, за партой, но у него индивидуальная программа развития на основе выводов врачей», — считает Светлана Юрьевна.
«Главное, чтобы родители соглашались и шли на контакт. Не все признают недостатки в развитии своего ребенка. Стесняются оформлять нужные документы. Вот тогда, без индивидуальной программы развития, могут возникнуть сложности. Педагоги не медики и не имеют права говорить родителям об особом подходе к ребенку», — добавляет учительница.
По словам ассистентки учителя Дианы, современные дети усваивают материал НУШ гораздо легче, так как основная деятельность игровая. Через игру они познают намного больше и им легче понять материал.
Сразу перестроиться с детского сада под более научные задачи довольно трудно.
«Детям с инвалидностью легче найти общий язык в начальной школе. Тогда у одноклассников возникает много вопросов: почему ребенок такой, почему он кричит, например. Мы объясняем, и тогда дети понимают, что надо с пониманием относиться к таким детям. Они все вместе общаются, играют и помогают друг другу», — рассказывает Диана.
Также на группе продленного дня можно посещать дополнительные занятия: у учителя-дефектолога, логопеда, психолога. Это позволяет достичь большего прогресса чем только занятия в школе.
Обучение для детей в оккупации
В школе работает дистанционная программа для детей с оккупированных территорий. В прошлом учебном году Светлана Юрьевна таким образом преподавала математику и «Я исследую мир». В виртуальном классе было до 40 детей. По словам учительницы, если сначала учились в основном дети постарше, сейчас появляется много первоклашек.
«В прошлом году мы не просто публиковали видеопрезентацию, но и проводили видеоконсультации. Иногда даже родители просили пообщаться с ними по скайпу или вайберу. Уточняли, как решать примеры или задачи. 5 минут консультации вечером — это для меня совсем не сложно. Я на украинском языке объясняла материал, и они очень благодарны за это. То есть, не только преподаем материал в сухом виде, но и работаем дистанционно. Научились такому формату быстрее благодаря пандемии», — говорит Светлана Бугаёва.
Как рассказывает учительница, украинские учебники родителям в ОРДЛО кажутся более сложными, чем книги по российской программе обучения. В некоторых школах на оккупированной территории оставили один час украинского языка, как факультатив. Но этого мало, многие жалуются, что не хватает для качественного обучения.
«Одна бабушка мне говорила, что они настолько ждут победы, чтобы Украина снова вернулась, что проводят в своей семье день украинского языка. Целый день разговаривают на украинском. Так ребенку значительно легче воспринимается. Мне было очень приятно это слышать», — рассказывает педагог.
По словам учителей, некоторые учащиеся с оккупированных территорий сходят с дистанции, но большая часть остается.
Многие охотно выполняют задания и очень хотят учиться. Некоторые ученики в этом году перевелись в школу уже офлайн.
Дистанционно занимаются не только с неподконтрольной части Донецкой области, но и из других регионов. Есть даже ученики из Киева. Родители могут сами выбирать способ обучения наиболее удобный для семьи.
«Очень жаль детей, которые привыкли к гаджетам и уже сложно от них оторвать. Поэтому обучение нужно здесь, в классе, среди детей, с живым учителем. Хотя сейчас много профессий, которые не требуют, чтобы человек ходил на работу. Но все же мы считаем, что детям лучше играть в подвижные и настольные игры, общаться между собой. Детям самим это нравится, дома этого нет. Родители не уделяют так много внимания, к сожалению», — добавляют учителя.