Украинская церковь на Донбассе: как в Славянске строят первый храм ПЦУ
Как единственная украинская православная церковь в Славянске пережила оккупацию и чем живет теперь?
На протяжении последнего десятилетия церкви московского патриархата растут в Славянске как грибы. В это же время единственный в городе храм Украинской православной церкви, святого апостола Андрея Первозванного, теснится в маленьком помещении, что раньше было обычным частным домом.
Спустя два десятка лет борьбы городские власти все же выделили землю, но строительство пока не двигается с места. Об истории, победах и испытаниях в жизни храма “Восточный вариант” поговорил с настоятелем отцом Саввой.
“Это действительно на народные деньги. Потому и так медленно”
Отец Савва был пострижен в монахи в 1997 году. Нес пастырское служение на приходах Донецкой, Сумской и Ивано-Франковской областей. В Славянске служит с 2000-ого года. Все это время священнослужитель боролся за выделение земли для строительства храма. И только спустя 20 лет его старания завершились успехом.
Земельный участок в распоряжении ПЦУ находится в центральной части города — по улице Учительской, недалеко от горводоканала. Долгое время здесь был просто пустырь, превратившийся в стихийную свалку.
Сейчас место под строительство огорожено забором. В теплое время службы проводят прямо здесь — ставят шатер.
“Часто спрашивают “ну как там храм, стоит уже?”. Вот как деньги принесете, так и будет”, — говорит отец Савва.
Такого мощного финансирования как у церквей московского патриархата, у ПЦУ нет.
Например, ровно год назад в соседней Николаевке начали рыть котлован под фундамент, а сегодня уже вот-вот поставят купола. Как говорит отец Савва, статьи и публикации служат только антирекламой.
“Кто хочет, тот и так приходит, жертвует деньги. Если человек хочет, то ему не нужно ни рекламы, ни статей, ничего. Он сам находит. Тем более за эти годы рекламы было достаточно”, — считает отец Савва.
Свято-Троицкая церковь станет первым храмом ПЦУ в Славянске.
Земельные истории
Храм основан в Славянске с приходом независимости, в 1991 году. Через год в распоряжение церкви было передано помещение по улице Центральной, где она находится по сей день.
“Когда началась приватизация нас хотели лишить помещения. Тогда еле удержались на ногах, на нас давили. Но мы отстояли”, — вспоминает отец Савва.
Удалось отстоять и сейчас. Менялись депутаты, городские головы, президенты, только землю для строительства храма так никто и не выделял. На встречу пошла экс-мэр Славянска Неля Штепа: определила участок, но на последнем этапе оформления выяснилось, что в этом месте проходят коммуникации, а значит стройка невозможна.
Уже в 2014 году наконец удалось получить землю. И снова с препятствиями. В этот раз выступили против воздвижения храма УПЦ прихожане московского патриархата, чьи гаражи располагались по соседству. Удача улыбнулась в 2018 году. На депутатскую комиссию и сессию горсовета в поддержку церкви собрались все неравнодушные жители города.
“В Славянске довольно большая ячейка проукраинских серьезных людей, по-настоящему искренних активистов. Многих из них уже нет в живых. Те, кто все свои усилия направили на то, чтобы украинская церковь здесь была. Они понимали, что надо за души людей бороться. Потому что когда сознание на месте, когда человек правильно думает, на некоторые вещи правильно смотрит, то это гражданин независимого государства. А так формально можно сделать все что угодно. Есть люди управляемые, очень податливые всякой пропаганде. Тогда с них можно лепить что угодно. Что мы и наблюдали и что явилось источником той ситуации, в которой мы оказались в 14 году и до сих пор не решили”, — считает отец Савва.
“Вы в расстрельных списках”
Во время оккупации города пророссийскими боевиками в 2014 году церковь оказалась в эпицентре всех событий. Храм находится практически напротив здания СБУ. Именно там находился главный штаб боевиков, в подвале пытали и убивали пленных.
“Я предчувствовал что что-то будет, особенно когда захватили Крым. Прямо в воздухе витало напряжение. Надеялись, что мировое сообщество не допустит этого. Украина — это же не Грузия. Но оказалось, что предчувствия себя оправдали. Решили сидеть на месте и действовать по обстоятельствам. Долгое время не верилось, но когда начали убивать, то стало страшно. Нас обходили стороной. Думаю, потому что мы не представляли особого интереса и угрозы для “спасателей”. Я тут выступал с речами. Люди говорили: себя не жалеешь, хоть нас пожалей. Кто-то донесет, “стуканет” и все умрем здесь”, — вспоминает отец Савва.
Жизнь священнослужителя и существование церкви в целом спасло знакомство отца Саввы с сыном так называемого “народного мэра” Вячеслава Пономарева.
“Мне позвонил сын Пономарева, сказал что отец хочет меня видеть. Пошел я в исполком. Предупредил куда иду, чтобы знали где искать. Он у меня спросил православная ли церковь, предупредил, чтобы “не занимались пропагандой” и тогда нас никто не тронет. Попросили никуда не выезжать, мол “народная республика”, чтобы не сказали, что “кого-то притесняют”. Пономарев дал свой номер телефона, если будут вопросы звоните”, — вспоминает отец Савва.
Через 5 дней после этого разговора в храм наведались боевики с оружием. Представились как “донское воинство православное”.
“Прижали меня к стенке, начали автоматы выставлять, грозить, оскорблять. Было очевидно, что это россияне. Я взял себя в руки, спросил есть ли у них разрешение какое-то от главного. Они уже собрались меня вести на подвал, а я говорю “стоп, сейчас руководству вашему позвоню, уточню. Я же только недавно у него был”. Они и ушли. Вот так чудом выпутался”, — рассказывает отец Савва.
Церкви московского патриархата активно содействовали боевикам. На их территории оккупанты устраивали базу, оттуда велись обстрелы. Священники благословляли боевые флаги, оружие, боеприпасы, еду, агитировали вступать в ряды так называемого “ополчения”.
Например, настоятель Свято-Воскресенского храма Виталий Веселый размещал в своем православном центре на территории виллы Марии боевиков и оружие. Именно оттуда колонна вооруженных людей выдвинулась захватывать горотдел полиции в апреле 2014 года. Некоторые из священников УПЦ МП даже сами брали в руки оружие.
Стало ясно, что дальше находиться в городе опасно. Священнослужитель связался с сыном “народного мэра”, рассказал о случившемся. Через неделю ему перезвонили — нужно срочно уносить ноги.
“Оказалось, я в расстрельных списках. Сын Пономарева мне сказал, что в город зашли серьезные люди и его отец ничего не решает. Видя, что сделали с Рыбаком (зверски убитый депутат Горловского горсовета Владимир Рыбак — ред.), спорить не стал. Здесь в город заезжали в основном чеченцы, россияне. Буквально за день нам помогли все вывезти, церковь закрыли. Оставался я в городе до 22 мая. Так что, я уже свою жизнь пережил, начал новую”, — вспоминает настоятель храма.
После освобождения города отец Савва стал первым капелланом, служащим на Донбассе.
Как рассказывает отец Савва, храм терпит постоянные нападки. Обрисовывают стены, срывают объявления, клеят стикеры с символикой так называемого “народного ополчения”.
Чем живет храм
До карантина в храме по улице Центральной помещалось 70-80 человек. Как во всех православных общинах есть официальное членство. На данный момент в регистрационном списке примерно 50 людей.
“Это те, что я точно знаю — наши люди. Есть такие, которые наши, но не изъявили желания никуда вступать. Уже в свое время “навступали”, кто в партию, кто куда. Есть “захожане”, кто обращается как в контору, с конкретной целью — покрестить, отпеть и т.д.”, — рассказывает отец Савва.
После событий 2014 года много людей выехало, но и прибыли новые. По словам настоятеля, в храм стало приходить много переселенцев. Даже постояльцы московского патриархата, которые пришли разочаровавшись в церкви. Есть и те, кто разочаровался в религии полностью.
“Жизнь вошла в свое русло. Люди перестали бояться что завтра-послезавтра снова придут “спасатели”. Сейчас карантин очень повлиял, многие боятся. Хотя магазины трещат, а вот в церковь боятся. Это показывает качество нашей веры”, — говорит отец Савва.
При храме также есть воскресная школа. Там занимаются и дети, и взрослые. При организации школы также возникли трудности.
“Когда мы продвигались в вопросах по земле, нам предложили помещение для воскресной школы. Это небольшая квартира в центре города, ранее там хотели открыть магазин. Помещение готовили под ремонт и ничего не было: голые стены, сорванные полы. Мы оформили аренду, оговорили что можем выкупить в дальнейшем помещение.
Пока нам тянули все бюрократические процедуры, мы успели своими силами полностью сделать ремонт. Тогда нам сказали — с документами опоздали. Закон уже изменился и всё, выкупить не можем. Аренду продлеваем до сих пор. Сейчас для этого нужно сделать миллионы экспертиз, это все стоит денег. Вложили туда больше, чем это помещение стоит. Если суммировать все расходы на документы вместе с ремонтом, который делали больше года, то можно было бы уже купить дом или квартиру и не морочить себе голову”, — рассказывает отец Савва.
После всего пройденного, отец Савва сомневается в эффективности всех процессов. Законы постоянно меняются и уже вряд ли храм сможет выкупить помещение воскресной школы.
“Знаю, что есть люди, кто помогает решить вопросы, но там же “откаты”. Я бы не хотел так. Столько всего пережили и остался совестью чист. Вы же не мне на дачу помогаете. Меня не станет, это все останется городу, людям. Я же не для себя делаю. Мне не надо помогать, просто не мешайте”, — считает отец Савва.
Возможно, есть организации, которые смогут помочь в строительстве храма, но пока настоятель таких не встречал.
“Донбасс вернется в Украину”
Даже после официального учреждения украинской православной церкви, в церквях московского патриархата продолжают внушать людям о “раскольниках” и “непризнании” ПЦУ.
Не секрет, что церковь уже давно стала оружием в руках политиков и олигархов. Религию используют как способ управления людьми в своих целях.
Как говорит отец Савва, церковные дела деликатные. У людей появляется страх, а на запугивании, как правило, держится многое.
“Когда церковь перестает быть церковью, она только богом прикрывается. Я не могу сказать что там все безбожники, негодяи и лицемеры. Наши люди с таким рабским сознанием и московский патриархат это использует лишь бы удержаться. У нас постсоветский народ, только такими методами управления его можно держать в стойле”, — считает отец Савва.
“Гиркин своей агрессивной деятельностью сделал даже для Украины больше, чем кто-либо. Потому что даже те, кто раньше не задумывался, колебался, то они сразу определились. Они поняли кто пришел и зачем, и сразу начали любить Украину. Поднялись с дна осколки любви к Украине, осколки сознания”, — говорит священнослужитель.
Отец Савва уверен: рано или поздно придет время, когда часть временно оккупированного Донбасса вернется в Украину. А пока церковь строит Украину здесь, на освобожденных территориях.
Помочь в строительстве Свято-Троицкого храма может каждый. Приветствуется любая помощь.
84122 м. Слов’янськ, вул. Вчительська, д.17
тел. 095 46 87 365
e-mail: [email protected]
п/р 26005053625484 в ПриватБанку, МФО 335548,
код ЄДРПОУ 33112926,
Карта ПриватБанка - 5169 3305 1691 8700