
Убрать нельзя, оставить. Почему в Славянске не могут демонтировать незаконные гаражи?
Все, кто задумывается о покупке автомобиля параллельно думает о том, где же его хранить. Речь идет о жителях многоквартирных домов, ведь в частном секторе у людей во дворе однозначно есть место для машины.
Некоторые осматривают свой район на предмет площадки-парковки, желательно охраняемой, а некоторые ищут небольшой земельный участок для установки или постройки гаража. И часто такие гаражи возводят незаконно.
Как обстоят дела в Славянске “Восточный вариант” узнал у местных активистов, которые хотели бы урегулировать данный вопрос.

Почти в каждом дворе Славянска можно увидеть от одного до десяти металлических и кирпичных гаражей. Часть гаражей установлены компактно и органично. Другая часть установлена так, что мешает жильцам домов. Плюс существуют бесхозные гаражи, хозяева которых либо умерли, либо оставили их. И данные сооружения пустуют и со времен рушатся, создавая мрачный вид и удобное место для досуга асоциальных элементов.
Большая часть гаражей устанавливается вообще без разрешительных документов, поэтому в таком случае было бы прекрасно решить это всё централизовано, силой местных властей.
Жители дома № 25 по улице Королёва в Славянске давно обращали внимание на то, что в их дворе установлен гараж, с явными нарушениями действующего законодательства. Поэтому, недолго думая, решили обратиться в городской совет с просьбой демонтировать его.

Спустя некоторое время последовал ответ, что профильным управлением не предоставлялись никакие градостроительные условия или ограничения.
Также не был оформлен проект землеустройства собственником дома. В результате городской совет сообщил, что на текущий момент отсутствует нормативно-правовой акт, который регулирует вопрос размещения и демонтажа металлических гаражей и в Украине, и локально в Славянске. Единственным способом решить этот вопрос является обращение в суд.

Жители попросили горсовет обратиться в суд с иском о демонтаже, однако чиновники сообщили, что нужны полные данные владельца гаража, коими они не владеют, а разыскивать владельца должны представители Национальной полиции Украины.
Ситуация зашла в тупик, бюрократические проволочки создавали еще больше проблем, и от горожан поступило предложение: создать такое положение, которое бы регулировало данный вопрос. Чтобы в будущем эту проблему можно было решать комплексно.
Профильное управление согласилось это сделать, при этом жители ссылались на опыт города Северодонецк, в котором такое положение уже существует.

Опыт украинских городов
В Интернете можно увидеть, что данный вопрос в основном решается в областных центрах. Уже давно такие положения приняли в Чернигове и работа в этом направлении ведется. В Ивано-Франковске ещё в 2016 году исполком выдавал решения о демонтаже.
Коммунальщики в Ровно заявляют о том, что незаконные гаражи просто занимают место, их целые скопления, а на их месте можно сделать удобную парковку.
Эксперты из Киева заявляют, что такие процессы должны быть урегулированы и проводится не выборочно, а массово. Фактически такие гаражи занимают участки, портят эстетический вид города, да и любое нарушение закона не должно поощряться.

Мы решили пообщаться с помощником-консультантом депутата Северодонецкого городского совета (ныне ВГА города Северодонецк) Константином Киселем. Он фактически двигал создание регуляторного акта, который бы помог очистить город от незаконных гаражей.
“В начале 2019 года я стал помощником-консультантом депутата Северодонецкого городского совета. Основными направлениями своей работы я выбрал сферу жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство. За годы полного бездействия отдельных представителей местной власти город стал очень запущенным, нагроможденным строительным мусором, самовольно размещенными средствами внешней рекламы и незаконно размещенными киосками, сараями и гаражами”, — говорит Константин.
По его словам, городской совет ранее начал решать вопрос по торговым павильонам, другим объектам для предпринимательской деятельности. Сам Константин решил поднять вопросы гаражей, контейнеров и сараев, которые также было необходимо убирать, комиссия это одобрила, но в положении убирать такие постройки было нельзя. Собственник мог через суд обжаловать действия чиновников и такие прецеденты были.
Отсюда и возникла идея о необходимости создавать более широкий регуляторный акт, согласно которому можно было бы законным образом демонтировать любые незаконные постройки. Положение приняли в 2020 года, однако сам процесс довольно неспешный.
“13 мая 2020 решением исполнительного комитета городского совета было принято решение об утверждении "Порядка демонтажа временных сооружений, малых архитектурных форм и средств передвижной сети в городе Северодонецке", в декабре 2020 года распоряжением руководителя Военно-гражданской администрации города Северодонецка был утвержден "Порядок демонтажа временных сооружений, малых архитектурных форм и средств передвижной сети в городе Северодонецке" в новой редакции. Однако, как ВГА, которая действует в городе с августа 2020 года, пока не демонтировали ни ВС, хотя в городе около 20 незаконных киосков и около 100 незаконных гаражей и сараев. И это потому, что за демонтаж незаконных ВС в городе отвечает коррумпированный чиновник, который прославился своей полной бездеятельностью”, — поясняет Константин.

Какие гаражи считаются законными?
Существует процедура по легализации гаража.
В перечень необходимых документов входят:
- медицинская справка (согласно Порядку предоставления разрешения на размещение металлических гаражей, разрешение на размещение может предоставляться только человеку с нарушениями опорно-двигательной системы);
- технический паспорт транспортного средства,
- водительские права и паспорт привязки временного сооружения (комплект градостроительной документации).
Лица без физических недостатков опорно-двигательной системы или лица без инвалидности не имеют права на размещение металлического гаража. Они могут взять в аренду земельный участок и построить капитальное сооружение гаража.
“В 99% случаев владельцы металлических гаражей, которые были ветеранами, лицами с инвалидностью, умерли, а гараже поступили в наследство детям, которые не имеют льготы на размещение ВС гаража. Само сооружение гаража переходит по наследству. Но не право занимать земельный участок”, — говорит Константин.
Процедура демонтажа
Что же касается самой процедуры демонтажа, то тут все просто. Она предусматривает вынесение предписания владельцу ВС о необходимости оформления документов или демонтажа сооружения, в случае отсутствия владельца или сведений о нем копия предписания размещается на фасаде.
Если в течение 15 суток собственник не появляется, не оформил документы и не демонтировал ВС собственными силами, вопрос демонтажа сооружения рассматривается на комиссии по вопросам демонтажа временных сооружений, малых архитектурных форм и средств передвижной сети. Комиссия принимает решение рекомендовать или не рекомендовать исполкома (сегодня руководителю ВГА) принять окончательное решение о демонтаже.
В случае принятия решения о демонтаже делается поручение коммунальному предприятию принять меры по демонтажу ВС. После демонтажа сооружение отправляется на хранение на площадку коммунального предприятия, где сооружение сохраняется и охраняется. В течение полугода владелец ВС может забрать свое имущество, предоставив документы, подтверждающие его право на владение зданием, и заплатив штраф и расходы на демонтаж, транспортировку и хранение ВС.

Ранее в Славянске была ситуация, когда депутат городского совета Павел Придворов построил гараж во дворе дома, жители подавали в суд, однако ситуация не увенчалась успехом и фемида встала на сторону Придворова.
Процесс разработки профильного положения в Славянске может затянуться надолго, его стоит детально изучить дабы он был выгоден как автолюбителям, так и городской власти.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.