Северский Донец во время войны. Грозит ли экологическая катастрофа главной водной артерии востока Украины?
Во время вторжения рф в прошлом году река Северский Донец на востоке страны стала природным препятствием для врага. Оккупанты строили искусственные переправы, а украинская артиллерия наносила по ним удары. Как следствие, из-за неудачного форсирования реки россиянами, на берегах была оставлена военная техника, воды были загрязнены. Это повлияло как на животный мир у реки, так и на использование воды в хозяйственных нуждах.
Восточный Вариант узнал, как активные боевые действия отразились на экологическом состоянии крупнейшей реки на востоке Украины и продолжают ли сейчас использовать воду для хозяйственных нужд.
Последствия полномасштабной войны для Северского Донца
Река Северский Донец для Донецкого региона является основным источником водоснабжения, из которого забирается более 1,1 км3 воды для разного рода нужд. Об этом “Восточному Варианту” рассказал начальник Северо-Донецкого бассейнного управления водных ресурсов (далее — БУВР) Сергей Трофанчук.
По его словам, суббассейн Северского Донца — это очень сложная и чувствительная экологическая система с неравномерно развитой гидрографической сетью, сложным водохозяйственным комплексом и разветвленной системой каналов.
В результате военных действий в бассейне реки Северский Донец нарушена система управления водными ресурсами. Это привело к загрязнению всего водоснабжения, повреждению или остановке деятельности очистных сооружений и разрушению гидротехнических, а также к непосредственным потерям воды как ценного ресурса.
Из-за активных боев река была засорена остатками военной техники, горючим и взрывчатками, рассказывает заместительница директора департамента экологии и природных ресурсов Донецкой ОВА Яна Дьякова.
Однако оценить все последствия будет возможно только после прекращения боевых действий, деоккупации и разминирования территории области.
“Война повлияла на каждый компонент окружающей среды — животный и растительный мир, воду, воздух, почву. Последствия этого негативного влияния будут долгосрочными и будут носить не только локальный характер. Но сейчас оценить ситуацию относительно животного мира вдоль Северского Донца в результате проведения боевых действий и оккупации невозможно. Это связано с ограниченным доступом к соответствующим территориям”, — рассказывает Яна Дьякова.
По словам представителей Северско-Донецкого БУВР, из-за военных действий Печенежское и Оскольское водохранилища имеют критически низкие запасы воды.
Из-за повреждений гидротехнических сооружений в этом году, как и в прошлом, отсутствуют технические возможности для их наполнения и создания достаточных запасов для обеспечения потребностей водохозяйственного комплекса в течение года и в маловодный период летне-осеннего периода.
Райгородский гидроузел, который до полномасштабного вторжения удерживал необходимый уровень воды в месте забора канала “Северский Донец-Донбасс” и в месте питьевого водозабора “Второго донецкого водовода” для населенных пунктов Донбасса, в результате повреждений также не может гарантированно обеспечивать предусмотренную эксплуатацию.
Начальник Северо-Донецкого БУВР Сергей Трофанчук объясняет, что сейчас удается поддерживать достаточные уровни воды в местах водозаборов Северского Донца для нужд населения и отраслей промышленности.
“Последствия военных действий обострили ситуацию с загрязнением поверхностных вод. Это и разрывы снарядов, и затопленная техника, и разливы горюче-смазочных материалов. Эти загрязнения мы еще в полной мере не ощущаем, потому что они скапливаются в прибрежно-защитных полосах. Однако сегодня мы уже ощущаем последствия повреждения очистных сооружений, нарушения их технологического процесса и попадания неочищенных сточных вод в водные объекты. Известны повреждения объектов водоотведения городов Харьков, Изюм, Балаклея, Купянск, Лиман, Бахмут, Северск, Соледар, Попасная”, — говорит Сергей Трофанчук.
Что показывает мониторинг поверхностных вод?
В прошлом году государственный мониторинг поверхностных вод Северского Донца в полном объеме удалось провести только в январе и феврале. С марта по июнь мониторинг не проводился из-за активных боевых действий, а лабораторное оборудование удалось перевезти в западные области Украины. В июне мониторинг возобновился, несмотря на постоянные обстрелы, заминированные территории и риски для работников.
На сегодня результаты мониторинга показывают превышение экологических нормативов качества по таким опасным веществам, как полиароматические углеводороды, летучие органические соединения и тяжелые металлы. Такие характеристики фиксируются на массивах поверхностных вод, из которых не осуществляется питьевое водоснабжение. В районах питьевых водозаборов выявлено повышение концентрации по группе азота и нефтепродуктов.
“То, что суббассейн Северского Донца принадлежит к территориям, на которых ведутся и велись боевые действия, оказало большое влияние на общие показатели использования воды в 2022 году. Ведь некоторые предприятия не отчитывались, не забирали воду или вообще прекратили деятельность”, — говорит Сергей Трофанчук.
Так что конечные результаты и общая картина качества воды в Северском Донце остаются неизвестными.
Восстановление и оздоровление гидрологического режима реки
В Департаменте экологии Донецкой ОВА объясняют, выполнение мероприятий по восстановлению и оздоровлению гидрологического режима Северского Донца и других водных ресурсов области возможно после прекращения боевых действий.
После деоккупации и разминирования территории можно будет определить объем убытков и нанесенного ущерба. Мероприятия по восстановлению, в свою очередь, будут заложены в проектах Планов управления речными бассейнами в пределах Донецкой области.
“Сегодня Департамент экологии и природных ресурсов принимает участие в разработке Программы мероприятий, которые будут включены в Планы управления речными бассейнами в Донецкой области, исходя из реальных финансовых возможностей, имеющихся данных, приоритетных задач и дополнительных антропогенных нагрузок в результате последствий ведения военных действий”, — говорит Яна Дьякова.
В Северско-Донецком БУВР объясняют, что План управления речными бассейнами является стратегическим документом, в котором есть описание самого бассейна, анализ антропогенных давлений, оценка химического и экологического состояния массивов поверхностных вод, а также программа мероприятий для достижения хорошего экологического состояния.
“Для решения главных водно-экологических проблем по каждому массиву поверхностных вод планируется включение в программу мероприятий по реконструкции, модернизации или строительству канализационных очистных сооружений населенных пунктов, очистных сооружений ливневой канализации населенных пунктов, а также включение природоориентированных мероприятий по ликвидации плотин и ренатурализации рек ”, — объясняет Сергей Трофанчук.
Сейчас вода для хозяйственных нужд из реки Северский Донец подается по каналу “Северский Донец-Донбасс” только в Краматорск, говорят в департаменте жилищно-коммунального хозяйства Донецкой ОВА. Другие же жители не получают сейчас воду из-за активных боевых действий вдоль канала.
“После войны появится постоянный конфликт: что важнее — экономическое или экологическое восстановление”
Состояние реки Северский Донец сегодня можно оценить как критическое, об этом говорит директор Института водных проблем и мелиорации НААН Михаил Яцюк.
“Влияние войны есть и для полесских рек, и для бассейна Десны, и для бассейна Припяти, но наибольшее влияние — для бассейна Северского Донца. Простой пример, когда переправы разбомблены, когда туда попадают танки и БМП, из которых вытекает горючее. А оно вытекает не сразу, постепенно. Это все загрязнение. Не говорю уже об использовании фосфорных бомб, использовании снарядов разного типа оружия, когда на водосборе уровень свинца и других тяжелых металлов превышает норму в десятки или сотни раз. Это уже оказывает влияние, и в будущем еще много лет будет влиять на нас”, — говорит Яцюк.
Михаил Яцюк подчеркивает, что после прекращения боевых действий в первую очередь нужно будет оценить ситуацию, состояние водных ресурсов, узнать, что происходит на водосборе.
Затем имеет смысл провести определенное районирование реки по уровню загрязненности, считает ученый:
“В верхней части Северского Донца, в Харьковской области, будет меньше негативного влияния, а больше всего — в Донецкой и Луганской. Нужно провести такое районирование, сделать такую экологическую оценку и, согласно каждому району, разработать определенный комплекс мероприятий. Когда война закончится, появится постоянный конфликт: что важнее — экономическое или экологическое восстановление. Но нам всем надо помнить, что экологическое восстановление должно быть не меньшим, чем экономическое”.
Важность экологического восстановления реки для Донетчины объясняется недостаточной водообеспеченностью всего региона. На юго-востоке очень ограничен ресурс, поэтому к нему нужно относиться рационально и бережно. Таким ресурсом является именно Северский Донец.
Михаил Яцюк отмечает и большое негативное влияние загрязнения реки на человека. По его словам, в Донецком регионе системы водоподготовки практически не работают. Поэтому питье воды из открытых источников может отрицательно повлиять на здоровье из-за ее вод.
“Два фактора накладываются на влияние на здоровье человека. Это те, что связаны с естественными процессами изменения климата, и те, которые связаны с влиянием использования оружия вблизи водных объектов. Использование такой воды однозначно несет огромные угрозы здоровью населения, здоровью людей”, — говорит Михаил Яцюк.
Но чтобы детально определить это влияние, еще предстоит провести ряд исследований.
***
Поэтому окончательные результаты влияния военных действий на состояние реки Северский Донец и ее окружение можно будет узнать только после прекращения активных боев. А пока можно точно констатировать загрязнение реки остатками военной техники, горючим и взрывчаткой, что в свою очередь несет негативное влияние как на экологическое состояние всего региона, так и на здоровье человека. Для восстановления довоенного состояния реки потребуются годы и десятилетия. Но прежде всего необходимо прекращение боевых действий.
***
Материал подготовлен в рамках конкурса «Экологические хроники войны: зафиксировать, исследовать, рассказать», реализуемого ОО «Интерньюз-Украина» при финансовой поддержке Journalismfund.eu.