Город переселенцев или как жители Луганщины в Днепре помогают землякам
Они — переселенцы. Приехали в Днепр из Луганской области и обустроили гуманитарный штаб, собирающий сотни людей в одном месте. Они — это работники местного самоуправления разных громад Луганщины. «Восточный вариант» побывал в Днепре в конце августа, посетил гуманитарный штаб и делится впечатлениями от увиденного.
Город Днепр. Здесь тысячи переселенцев с оккупированной Луганщины, Донетчины, Харьковщины. А еще для десятков, возможно даже сотен тысяч, этот город стал транзитным по пути в западные области Украины или за границу.
Осевшие в Днепре не остаются наедине с проблемами и вызовами, с которыми сталкиваются все вынужденные переселенцы. Об этом говорят руководители и сотрудники работающего здесь крупного гуманитарного штаба. Хотя добавляют: нерешенных задач остается полно — от обеспечения жильем до юридических тонкостей.
Чтобы узнать обо всем этом, едем в Днепр. Город встречает журналистов воздушной тревогой, к которой местные, как и во многих других украинских городах, уже приспособились. Посещаем местный дом культуры на улице Калнышевского 27-К. Там и разместился штаб.
«Мы помогаем всем переселенцам с Луганщины»
У одного из входов в помещение — небольшая очередь. Интуитивно в этих людях житель Луганщины без труда узнает земляков — по манере общения, открытости и нескрываемой готовности помочь, даже когда сами нуждаются в помощи.
Рядом несколько полицейских, женщина, которая общается с людьми, а немного дальше — координатор с телефоном в руках, постоянно принимающий звонки.
Внутри в ряд стоят столы работников. Первый — для регистрации. Второй — для выдачи гуманитарной помощи. Там людей принимают в алфавитном порядке.
Это — гуманитарный хаб Северодонецкой громады. Но его координатор Андрей Ларин первым делом объясняет: «Мы работаем не только для северодончан. Помогаем всем переселенцам из Луганской области».
Исключение — жители Лисичанской и Рубежанской громад. Хаб для рубежан расположен в этом же помещении, но работает отдельно. А переселенцев из Лисичанска принимают в другом месте — недалеко от вокзала Днепра.
Хаб организовали Северодонецкая ВГА вместе с Луганской областной ВГА. Сотрудники хаба — люди, ранее работавшие в органах местного самоуправления. В основном работники управления соцзащиты и культуры. Всего 22 человека.
Они такие же переселенцы, как и другие. Также вынуждены искать жилье, адаптироваться к новому месту, имеют право на гуманитарную помощь и социальную выплату.
Единственное их преимущество — сохраненное рабочее место. То есть эти люди по-прежнему работают в администрации своей громады, только обязанности у них теперь другие, как и локация.
«Я из Северодонецка приехал 11 мая, — рассказывает Андрей Ларин. — Некоторые там еще оставались, работали в городе — развозили воду, раздавали еду, помогали, чем могли».
Сначала в хабе регистрировали всех переселенцев из Луганской области. Теперь, когда начали открываться другие хабы, часть людей направляют туда.
При этом, говорит координатор хаба, человеку не обязательно находиться в Днепре, чтобы получить гуманитарную помощь. Поселившимся в других местах переселенцам, пусть даже на западе страны, помощь отсылают Укрпочтой. Единственное, в таком случае человеку придется заплатить за доставку.
«Выдаем 400-600 наборов в день»
За спиной работников хаба большая ширма — там склад с гуманитаркой. Ее поставляют централизованно с областных складов. В основном это продуктовые наборы, которые по состоянию на конец августа выдавали всем зарегистрированным уже дважды.
Немного сложнее с бытовой химией. Ее на всех не хватает, а потому выдают только людям с инвалидностью.
«Сейчас мы выдаем где-то 400-460 продуктовых наборов в день. Поставки гуманитарной помощи сейчас есть практически каждый день», — рассказывает Андрей Ларин.
Чтобы получить помощь, необходима копия паспорта (первая страница и страница с пропиской), идентификационный код и согласие на обработку персональных данных. Для детей необходима справка ВПЛ.
Зарегистрироваться можно онлайн в гугл форме. Если такой возможности нет, нужно приходить на регистрацию физически.
Укрпочтой сотрудники хаба смогли отправить уже 1500 посылок. При регистрации люди указывают справку ВПЛ, свои ФИО, телефонный номер, почтовый индекс.
«Переселенцы в Днепре могут найти своих врачей»
«У нас еще организован медицинский пункт», — продолжает экскурсию по хабу Андрей Ларин.
В медпункте можно измерить давление, получить рекомендации. Работают там медсестра Ольга из Северодонецка и врач Анна из Херсона.
«Я была в штате Северодонецкой больницы, работала некоторое время онлайн, а потом вышла сюда на работу», — рассказывает Ольга
«Я новенькая, только закончила интернатуру, предложили работать терапевтом, работаю всего три дня», — говорит Анна.
Девушка рассказывает, что в хабе в медпункт обращаются в основном пенсионеры — советуются, к каким специалистам им нужно попасть, просят померить давление.
«Некоторым нужно оказать неотложную помощь, потому что у них повышенное давление. Даже обращаются с более серьезными вопросами, но мы такие услуги не можем предоставить, а нужно идти в поликлинику», — отмечает Анна.
Из Северодонецка в Днепр переехала и местная поликлиника. Там работают узкие специалисты, переехавшие из Северодонецка: терапевты, педиатры, манипуляционный кабинет.
«То есть переселенцы, которые ходили к своим врачам, смогут найти их в этой поликлинике, если этот врач переехал в Днепр. Очень многие хотят именно к своим врачам, потому что привыкли», — объясняет Ольга.
Помещение поликлиники в Северодонецке, говорит она, почти уцелело. А вот стационар и родильный разбиты.
Женщина добавляет, что главная проблема для нее как для вынужденной переселенки — жилье. Но говорит, что жаловаться на жизнь не может, учитывая, что некоторые из земляков оказались в более сложных ситуациях.
«Заработную плату нам выплачивают вовремя и это очень важно, потому что мы хотя бы имеем возможность снимать жилье. Мы же понимаем, какое сейчас положение, какие потребности у армии, и приоритеты государства нам понятны», — говорит Ольга.
«Второй раз переселенка»
Каждую среду в гуманитарном хабе работают юристы — помогают оформлять выплаты, работать с «Дія» и сопровождают в других более сложных вопросах.
Также, говорит координатор хаба, там планируется запустить и психологическую помощь. Идея в том, чтобы превратить хаб в островок спасения для людей с Луганщины.
«Я из Луганска, в 2014 году переехала в Северодонецк. Теперь уже второй раз переселенка», — рассказывает журналистам «Восточного варианта» Лариса, которую встречаем у хаба.
«Моя квартира в Северодонецке сгорела, — продолжает Лариса. — Весь дом сгорел. Я нашла его в списке “на снос”. Не знаю, как жить дальше… Но даже мне грех жаловаться. У меня как минимум есть работа».
Дети Ларисы после эвакуации переехали в Ужгород, а женщина осталась. Работу начала искать на специализированных ресурсах в Интернете. И довольно быстро добилась в этом успеха.
«Я по специальности подолог, специалист по стопе. Это довольно редкая профессия, не очень развитая в Украине, хотя для людей преклонных лет такой специалист нужен. Опубликовала резюме, ответил центр подологии, пригласил на работу», — рассказывает Лариса.
Сейчас у нее есть предложения на работу даже из Киева. Но пока не готова переезжать из Днепра.
Помощь от хаба женщина получила во второй раз. Говорит, это чрезвычайно важно вынужденным переселенцам не только из-за помощи продуктами или другими полезными для быта вещами, но и с психологической точки зрения.
«Счастье нуждается в помощи»
Рядом со специалистами Северодонецкого гуманитарного хаба встречаем и представительницу другой громады, Счастинской. Это Лилия Ширкина. Она работает в отделе соцзащиты Счастинской ВГА, а в условиях войны помогает приехавшим в Днепр землякам.
«В Днепре я одна. Коллеги разъехались во Львов, Киев, Полтаву, Черкассы. В Полтаве еще одна наша девушка работает в хабе Горской громады. Пока только нам двоим удалось открыть хаб благодаря добрым людям», — говорит Лилия.
Из Счастинской громады в хабе зарегистрировались 557 человек. Им также раздают гуманитарку, консультируют по телефону. Уже раздали 120 продуктовых наборов. Но основной вопрос по классике касается жилья.
«Люди очень надеются, что к отопительному сезону им предоставят хоть какое-то жилье, — говорит Лилия. — Потому что сейчас в Днепре космические цены. Даже взять пример моих родителей: когда пенсия 2000 грн, а квартира 7000 грн плюс коммунальные. И именно поэтому некоторые пытаются вернуться домой, под оккупацию».
В самом Счастье много разрушенных домов. Три четырехэтажки сгорели полностью. Много разрушенных зданий и в частном секторе. Не подлежит восстановлению и местное коммунальное предприятие «Счастинская тепловая энергетическая компания».
Но Лилия четко знает свою задачу: сделать так, чтобы люди из ее громады не чувствовали себя брошенными. С этим согласен и Андрей Ларин. Он резюмирует: «Областная ВГА ставит задачу максимально помогать людям и мы стараемся это делать».
О том, как Лисичанский ЦПАУ в Днепре помогает перемещенным жителям своей громады, читайте в следующем материале.
Найти Северодонецкий гуманитарный хаб можно по адресу ул. Петра Калнышевского, 27-К.
Чтобы получить помощь Укрпочтой, нужно заполнить эту форму.
Телефоны, по которым операторы будут принимать обращения:
+38 066 283 81 82;
+38 095 139 19 78.
Адреса электронных ящиков:
График работы Call-центра Северодонецкой городской ВГА: с 10:00 до 15:00 в рабочие дни.
Также есть карта, где собраны все гуманитарные хабы для вынужденных переселенцев из Луганской области.
***