Общество

История

«Пересечение границы почувствовала как возвращение домой»: путь мариупольчанки из оккупированного города

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

В июле этого года Мария Короткова выехала из временно оккупированного Мариуполя — города, который россияне захватили в мае 2022 года. О жизни в оккупации, эвакуации и начале всего с нуля мариупольчанка рассказала специально для Восточного Варианта.


Мария родилась и выросла в Мариуполе. Именно здесь она встретила будущего мужа, впоследствии у супругов родились дети.

Мария Короткова. Фото из личного архива героини

Мариуполь после 2014 года

Войну в 2014 году семья встретила дома. По словам Марии, уже тогда было понятно: так называемый “референдум”, который россия проводила на востоке Украины, в том числе и в Мариуполе, не предвещал ничего хорошего.

Мы с мужем не ходили на этот «референдум». Помню, что поддерживали его в основном пенсионеры, которые ностальгировали по советскому прошлому, — вспоминает Мария.

В июне 2014 года украинские военные освободили Мариуполь от российских боевиков. Однако 24 января 2015 года — военнослужащие рф обстреляли из артиллерии микрорайон “Восточный”. По данным горсовета Мариуполя, тогда погиб 31 человек, более 100 — получили ранения.

“Со временем, к 2022 году, в городе стало спокойнее. Мариуполь расцветал, мы стремились к европейскому будущему и строили планы на жизнь. Например, мы уже забыли, что такое наличка в транспорте — заходили и оплачивали проезд с помощью QR-кода”, — вспоминает героиня.

рф вернулась с новой силой

Муж Марии — военнослужащий, поэтому разговоры о возможном полномасштабном вторжении в семье возникали не раз. Уже 20 февраля он находился в военной казарме, а 22 февраля Мария видела его в последний раз перед долгой разлукой.

24 февраля 2022 года она проснулась от уведомлений на телефоне. В школьном чате родители обсуждали, вести ли детей в школу или оставлять дома. Открыв новости, Мария прочитала о массированных российских ударах по украинским городам.

Семья осознавала: Мариуполь — одна из главных целей для российской армии. Поэтому первоочередной задачей было вывезти детей из города.

Памятный чек из супермаркета в Мариуполе в начале полномасштабного вторжения рф. Фото из личного архива героини

“Началось настоящее выживание”

“Уже 3 марта в городе полностью исчезли связь, газ и вода. Тогда россияне начали обстреливать Мариуполь из артиллерии. Я говорила соседям, что больше всего боюсь авиаударов — и после 8 марта именно это и началось. Армия рф разрушала город из всего доступного вооружения, в том числе из авиации. Дома складывались на глазах”, — делится героиня.

Разбитые российской армией дома в Мариуполе. Фото из личного архива героини

Во время блокады она оставалась в своей квартире на первом этаже.

“Окна выбило, поэтому мы заклеивали их целлофаном. Вместе со мной жили еще девять соседей — верхние этажи полностью сгорели. Готовили еду на костре, носили ее и пожилым людям в подвал, потому что те из страха почти не выходили на улицу. Началось настоящее выживание, поэтому мы объединялись”, — рассказывает женщина.

“Мангал” из стиральной машины “Донбасс”, на котором готовила еду Мария вместе с соседями. Фото из личного архива героини

Мариупольчанка решила остаться в городе, потому что беспокоилась о процессе прохождения фильтрации  во время выезда. После захода россиян в Мариуполь проверки ввели даже на выездах из районов.

Оккупация Мариуполя

В разрушенном и уже полностью оккупированном Мариуполе местные, которые остались, должны были самостоятельно организовывать свой быт в условиях полностью уничтоженной инфраструктуры:

“Соседи помогли мне с бочками для воды и подключили их к водостоку — во время дождя туда набиралась вода. Впоследствии другой сосед провел электричество в квартиру, потому что «коммунальщики» отказались что-либо делать из-за сгоревшего счетчика”, — вспоминает Мария.

Российские бомбардировкиа завода “Азовсталь”. Фото из личного архива героини

Постепенно россияне начали застройку так называемого ипотечного жилья. Обещали восстановить дома для мариупольцев, однако на практике квартиры сдают в ипотеку. Приобрести такое жилье могут только граждане россии, поэтому местные жители остаются ни с чем, говорит женщина.

Соседний дом Марии. Фото из личного архива героини

По ее словам, в город массово приезжали узбеки, чеченцы, дагестанцы. С каждым месяцем оккупации Мария все больше чувствовала себя чужой в родном городе.

Впоследствии женщина устроилась работать флористкой. Там ей приходилось общаться с россиянами, которых в Мариуполе становилось  с каждым днем все больше. Заходя в цветочный магазин, они часто жаловались на город и сравнивали его со своими российскими.

Я отвечала им, чтобы они возвращались к себе домой”, — говорит Мария.

В 2023 году дети Марии вернулись в город и были шокированы масштабами разрушений.

“В Мариуполе они пошли в школу. Там директорка сразу заявила, что ученики и родители должны забыть о своем украинском прошлом и осознать: теперь они живут в россии”, — рассказывает женщина.

По словам героини, несмотря на активную российскую пропаганду в образовательной программе, далеко не все дети воспринимали оккупационную власть. Насильственное навязывание российской идентичности часто вызывало сопротивление.

Неразорвавшаяся бомба, которую россияне сбрасывали с самолетов. Фото из личного архива героини

Каждый год в оккупации становился все более невыносимым. Особенно после того, как захватчики начали более активно говорить о необходимости переоформления документов на жилье по российским образцам. Именно тогда Мария всерьез задумалась о выезде из города. Однако самостоятельно найти проверенную информацию об эвакуации из оккупированного Мариуполя было сложно.

На вопрос журналистки о том, какой информации больше всего не хватает людям в оккупации, героиня отвечает:

“Хочется видеть больше информации о жизни в украинских городах, что она продолжается несмотря на войну. Российская пропаганда в оккупации постоянно рассказывает, что в Украине не осталось ничего живого. Нужна также  информация о помощи для людей, которые возвращаются из оккупации на подконтрольную территорию Украины”.

Путь эвакуации из Мариуполя

В 2025 году Мария узнала, что ее муж вышел из российского плена, и поняла: нужно решаться на выезд.

Перед дорогой я читала инструкции от перевозчика: каких слов в разговоре с ФСБ лучше избегать, к чему нужно быть готовой. Мне повезло — общение длилось всего 45 минут. У детей телефоны не проверяли”, — говорит женщина.

Героиня рассказывает, что во время фильтрации сотрудники ФСБ полностью проверяли телефоны, читали переписку, расспрашивали, почему семья выезжает из Мариуполя.

Далее путь Марии на подконтрольную Украине территорию пролегал через Беларусь. На границе работает гуманитарный коридор “Мокраны — Доманово” (Волынский гуманитарный коридор). На Волыни Марию с детьми встретили волонтеры, которые сразу спросили, нужна ли помощь.

Пересечение границы я ощутила как возвращение домой. Родной флаг, родные шевроны на форме пограничников”, — с улыбкой вспоминает мариупольчанка.

Впереди Марию ждала долгожданная встреча с мужем. А дети наконец смогли обнять своего отца.

Киев. Фото из личного архива героини

Жизнь с нуля в Киеве

В Киеве семья оформила статус ВПЛ и впоследствии получила поддержку от центра “ЯМариуполь”. В Офисе Омбудсмана дочери помогли с поступлением в высшее учебное заведение — украинских документов об окончании среднего образования у нее не было.

Я не ожидала, что будет столько поддержки от благотворительных фондов. Они постоянно звонят, спрашивают, какая помощь нужна нашей семье. В частности, выдают ваучеры на одежду, а некоторые фонды могут покрывать расходы на аренду жилья”, — рассказывает Мария.

Также после ночных атак по Киеву семьям звонят психологи, чтобы узнать, как они перенесли обстрелы, и предлагают помощь.

Мария Короткова. Фото из личного архива героини

На вопрос, что помогает Марии держаться сегодня, она уверенно отвечает: семья.

“Мы наконец-то все вместе. Держимся друг за друга”, — говорит героиня.

***

Если вы или ваши родные ищут информацию о выезде с временно оккупированной территории Украины, вы можете обратиться в общественную организацию Helping to Leave:

Можете также обратиться в Офис Омбудсмана:

  • Горячая линия: 0800-50-17-20; 044-299-74-08;
  • Обращение через чат-бот “Омбудсман Украины” в Телеграм: @ukraine_ombudsman_bot. В чат-бот могут обращаться граждане Украины, которые находятся на временно оккупированной территории или же принудительно депортированы в рф.
Статус переселенца: как оформить справку ВПЛ и где она может понадобиться?
Из-за постоянной угрозы со стороны россии все больше украинцев до сих пор ищут безопасное место временного проживания. Для официального подтверждения вынужденного перемещения по территории Украины необходимо оформить справку внутренне перемещенного лица (ВПЛ), которая дает возможность воспользоваться определенными социальными программами и поддержкой. Восточный Вариант вместе с директоркой ОО “Донбасс SOS” Виолеттой Артемчук рассказывает, как получить справку ВПЛ и какая от нее польза. Кто мо
В
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку