Поколение без школы: как прифронтовые громады Херсонщины и Донетчины восполняют образовательные потери

Из-за начала большой войны образовательная сфера прифронтовых регионов, в частности Донетчины и Луганщины, сильно пострадала. Школы разрушены, ученики и учителя эвакуировались, а обучение полностью проходит в дистанционном режиме. Восточный Вариант вместе с херсонским региональным медиа “МОСТ” рассказывает, какие решения принимают громады наших областей, чтобы восполнить образовательные потери для детей
В чем проблема?
Разрушенное “образование” Донетчины
После начала войны в 2014 году образование Донетчины подверглось негативным изменениям. Если в 2013 году в области работало 1115 учреждений общего среднего образования, то в 2021 году их количество сократилось до 491. Сейчас в Донецкой области зарегистрировано 256 школ, лицеев и гимназий.
В 2013 году в Донецкой области обучалось более 337 тысяч учеников и учениц, в 2021 году — уже 168 тысяч, а сейчас — 74,5 тысячи человек.
С начала полномасштабного вторжения в регионе повреждено или разрушено 791 учреждение дошкольного и среднего образования. Из них 388 дошкольного образования и 403 общего среднего образования. Об этом Восточному Варианту в комментарии сообщила и. о. директора департамента образования и науки Донецкой областной военной администрации Юлия Бурцева.

Сложная и фактически критическая ситуация, которая сложилась в регионе, неизбежно отразилась на сфере образования, вынудив учебные заведения массово перейти на дистанционные формы обучения. В прифронтовых громадах, которые ежедневно страдают от обстрелов, восстановить работу школ в привычном формате пока просто невозможно, ведь отсутствуют безопасные условия для детей и педагогов. Это приводит к значительному снижению качества образовательного процесса. Ученики, которые остаются в Донецкой области, особенно ощущают потребность в дополнительной поддержке.
Недавно общественная организация из Краматорска “Клуб рыболовов Украины” проводила исследование качества образования среди учеников области. Было выявлено, что есть дети 9–10 лет, которые не читают и плохо пишут, к тому же почти не имеют мотивации к учебе. Об этом рассказывает проектная координаторка организации Анастасия Пономарева.
“Некоторые путают печатные и прописные буквы. А это программа 1 класса. Власть уверяет, что у каждого ребенка есть доступ к обучению, намекая на интернет. Но это не совсем правда. В прифронтовых громадах постоянные перебои со связью и интернетом, отключения света, а некоторые семьи просто не могут позволить себе гаджеты. В результате дети вообще могут остаться без обучения, хотя это очень важно в их возрасте”, — говорит Анастасия.

Сейчас существуют некоторые решения для учеников Донецкой области, направленные на восполнение образовательных потерь. Причем как для тех, кто остается в регионе, так и для тех, кто эвакуировался.
Восстановление школ и вызовы социализации на Херсонщине
После начала полномасштабной войны в 2022 году образование Херсонщины также оказалось под серьезным ударом. Если в 2021 году в учреждениях общего образования обучалось более 112 тысяч детей, то по состоянию на 2025 год контингент сократился до примерно 50,7 тысячи учеников.
Из-за обстрелов и боевых действий на деоккупированных территориях Херсонщины разрушено 73, повреждено 300 учебных заведений. 88 % от всех заведений, расположенных на правобережье. Это серьезно затруднило доступ детей к обучению и требует масштабного восстановления инфраструктуры.

Сегодня на правобережье области запущено в работу в онлайн-режиме 165 школ, и только 5 в смешанном формате.
“После вторжения мы возобновили образовательный процесс уже в апреле. Конечно, онлайн. То есть полтора месяца вообще без образования были. Когда руководители повыходили в безопасное место (выехали из оккупации — МОСТ) и массово вышли учителя, мы смогли возобновить дистанционное обучение и закончить 2021–2022 учебный год. Детские сады возобновили работу в 2024–2025 учебном году, то есть мы вывели их на дистанционный формат. А год они не работали”, — рассказала Виктория Рогова, начальник отдела образования Высокопольского поселкового совета.
Кроме этого остро стоит проблема социализации и восполнения образовательных потерь. В 2020 году дети впервые погрузились в мир онлайн-обучения из-за карантинных ограничений COVID-19 — новый формат, который тогда был непонятным и непростым для всех. В 2022 году ситуация ухудшилась еще сильнее: девять месяцев оккупации правобережья области заставили родителей прятать детей, беречь их от опасности и ограничивать любые социальные контакты.
"Когда мы начали работу по восстановлению громады после ее деоккупации, мы столкнулись с тем, что наши дети совершенно не умели взаимодействовать друг с другом. У них был дефицит коммуникативных навыков, отставание в учебе, психологические трудности. Их круг общения — это родители и родственники в пределах собственного дома", — говорит Анатолий Дидур, глава Дарьевской громады, во время одного из разговоров с корреспондентами МОСТа.
Сегодня, спустя более трех лет после начала полномасштабного вторжения, дети Херсонщины живут в постоянной опасности обстрелов. Часть из них, особенно те, кто живет возле Днепра, вынуждена была переехать в отдаленные громады области. Они стали внутренними переселенцами, потеряли друзей.
Психологические и социальные последствия для детей очевидны. Потеря стабильной среды и друзей повышает уровень тревожности и стресса.
Какое решение?
После начала полномасштабного вторжения россии из-за опасности в Донецкой области не смогли организовать образовательный процесс даже в комплексах укрытий. Поэтому обучение полностью перешло на дистанционный режим. В 2022 году вдвое сократилось количество школ и учеников. Несмотря на это, педагоги региона смогли адаптироваться к новым вызовам, поскольку еще с 2016 года имели опыт дистанционной работы, рассказывает Юлия Бурцева.
Для Донетчины, часть которой оккупирована, а другая часть находится в зоне проведения боевых действий, трудно найти решение для восполнения образовательных потерь детьми. За последние годы местные администрации и общественные деятели предлагали такие решения, как работа образовательно-консультативных центров, обустройство укрытий в учебных заведениях с целью возобновления обучения, релокация учебных заведений, образовательные мобильные бригады. Но не все из них прошли испытание временем.
На деоккупированной части Херсонщины решили, что для детей важно создавать безопасные пространства для обучения и социализации: детские центры, образовательные хабы и классы в укрытиях. Здесь дети могут общаться, восстанавливать социальные связи и чувствовать поддержку взрослых, которые готовы помочь преодолеть страх и неуверенность.
Такие инициативы уже дают результаты: даже в сложных условиях дети Херсонщины получают шанс не только учиться, но и снова чувствовать себя частью громады, строить дружеские отношения и восстанавливать внутреннюю уверенность.
Кроме того, в тыловых громадах реализуют правительственный проект по строительству подземных школ.
Как это работает?
Охватывают детей как в Донецкой области, так и за ее пределами
В 2023–2024 годах на Донетчине работали образовательные консультационные пункты. В области работало до 37 таких локаций. Это были оборудованные классы, где ученики и ученицы могли получить помощь в учебе. Дети и их родители обращались за консультациями по практическим предметам, таким как химия, физика, математика и т. д. Дополнительно работали специалисты — психологи и логопеды.
Например, работу пунктов начали в деоккупированных Святогорске и Лимане. В них проводили занятия и встречи с местными школьниками для восполнения образовательных знаний.
Однако в 2024 году из-за продвижения врага работу образовательных консультативных пунктов остановили. Встречи снова полностью перешли в онлайн-формат.
В учебных заведениях ремонтировали гражданские укрытия, надеясь, что это позволит возобновить в них учебный процесс. С начала полномасштабного вторжения в Донецкой области построили 8 защитных сооружений и 56 простейших укрытий. На это потратили более 136 млн грн. Однако учебный процесс восстановить так и не удалось. А укрытия сейчас больше используют местные жители.
Чтобы не терять связь с учениками, которые эвакуировались с родителями из Донецкой области, в других более безопасных громадах Украины организовали работу образовательных локаций.
“В других областях Украины работает 71 образовательная локация, а также образовательный хаб «Донетчина» в Киеве. Большинство из них работают в очном режиме и расположены в Днепре и Киеве. В них проводят занятия по подготовке к школе, речевому развитию детей дошкольного возраста, восполняют образовательные потери, готовят к национальному мультимедийному тесту, оказывают психологическую поддержку”, — говорит Юлия Бурцева.

Для полноценного учебного режима из Донецкой области релоцировались и возобновили работу 7 учреждений среднего образования. Среди них:
- Донецкий областной специализированный колледж спортивного профиля им. С. Бубки в Полтаве;
- Санаторно-оздоровительный центр социальной реабилитации “Изумрудное небо” в селе Оринин Хмельницкой области, который имеет подразделение общего среднего образования;
- Первый Краматорский лицей в Перечине Закарпатской области;
- Учебно-воспитательный комплекс № 1 Покровска и его дошкольное подразделение в Днепре;
- Мариупольские специализированная школа № 66 и лицей-школа № 48 в Киеве на базе Мариупольского государственного университета;
- Мариупольский городской лицей в Пуще-Водице города Киева.
В этом году общественная организация из Краматорска “Клуб рыболовов Украины” организовала работу мобильных образовательных бригад в Донецкой области. Группа учителей выезжает в громады и проводит дополнительные занятия с учениками 1–11 классов по математике, украинскому и английскому языкам.
Занятия проводятся онлайн и офлайн. Кроме групповых уроков, педагоги образовательных бригад могут проводить индивидуальные занятия — в таких случаях они приезжают непосредственно к ребенку домой. Групповые уроки проводятся в укрытиях. О времени и месте детей информируют незадолго до начала. За такую встречу могут проводить сразу несколько уроков.
“Мы убеждены, что важно обучать детей не только школьным предметам, но и помогать им осваивать навыки самостоятельного обучения. То есть дать инструменты, которые позволят дальше самостоятельно усваивать новые знания. Наши специалисты объясняют, как работает память и как ее тренировать, как правильно организовать свою деятельность и распорядок дня. Ведь нередко причиной пробелов в обучении становится именно отсутствие умения структурировать свое время. Поэтому во время выездов специалисты анализируют ситуацию каждого ребенка отдельно и дают индивидуальные советы или знания”, — отмечает координаторка проекта Анастасия Пономарева.

В мобильную бригаду входит учитель-педагог широкого профиля, а также учителя математики, английского и украинского языков. Педагог широкого профиля, которого еще называют педагогическим кейс-менеджером, общается с каждым ребенком и составляет для него “дорожную карту” формирования учебных навыков. Кейс-менеджер проводит занятия по развитию soft skills, которые направлены на улучшение памяти, логики, концентрации внимания, управления временем и мотивации к обучению.
При знакомстве команда проводит тестирование, чтобы выявить индивидуальные особенности восприятия информации, сильные стороны и зоны для развития каждого ребенка. Мобильные образовательные бригады работают в отдаленных населенных пунктах Донетчины. Преимущественно это села и поселки. Во время поездок учитывается ситуация с безопасностью.
Один курс обучения длится 2 месяца. Предметы в нем меняются в зависимости от потребностей детей.
Образовательные хабы и подземные школы Херсонщины
Первое, что нужно для работы с детьми деоккупированных громад Херсонщины в офлайн-формате — это безопасное пространство. Именно поэтому общественные организации с образовательными программами реализуют свои проекты в укрытиях.
Так, на примере Дарьевской громады — образовательный хаб реализован в укрытии на территории одного из поселков. В ОО “Успішна жінка” рассказали, что глава громады был заинтересован в комплексной работе с детьми. Именно поэтому он максимально способствовал реализации проекта организации и искал доноров для обустройства укрытия. Постепенно 700 квадратных метров стали безопасным, ярким и укомплектованным пространством для пребывания детей.

В нем работают два психолога, логопед, два социальных работника — кейс-менеджера.
“Вначале детей приходило очень мало. Приходилось проводить много упражнений на взаимодействие, чтобы они научились быть друг с другом. Игры на сплочение, занятия, где все вместе делают одно дело. И действительно дети начали открываться, доверять нам, даже некоторые секреты рассказывать, да и дома родители начали чувствовать изменения”, — рассказала корреспондентам МОСТа психолог хаба Людмила.

Ключевая задача этого хаба — социализировать детей и подготовить к учебному процессу, который запустили в смешанном формате.
В прифронтовом Херсоне с детьми школьного возраста работают в дневном центре пребывания детей. Свои проекты по работе с детьми там реализует ОО “Центр развития семьи и родительства «Мой Дом»”. Обустроить пространство помогли “Институт лидерства, управления и коучинга” и БФ “Save Ukraine”. Дневной центр работает ежедневно по будням, с утра и до 15:00 в оборудованном укрытии.

“У нас есть три специалиста по социальной работе и один психолог. Дополнительно, наши специалисты имеют кто-то медицинское образование, кто-то педагогическое — даже есть логопед, который индивидуально работает с детьми”, — говорит психолог Светлана.
Центр ежедневно посещают до 30 детей. Светлана рассказывает, что дети получают легкий завтрак и полноценный обед. Сотрудники центра ведут свою работу в направлении всестороннего развития детей: от наверстывания образовательных потерь до психоэмоциональной поддержки.
Чтобы создать безопасную среду для очного обучения, в Высокополье и Орлово построили современные подземные школы. Они принимают 938 учеников, а также дошкольников и воспитанников внешкольных центров, предоставляя возможность учиться и восстанавливать социальные связи даже в сложных условиях.
Новые школы оборудованы всем необходимым для комфортного обучения и развития: просторные классы с современной мебелью, мультимедийное оборудование для интерактивного обучения, медицинские кабинеты, зоны для отдыха и общения, буфеты и полностью оснащенные санитарные помещения.
Это решение реализовано в рамках государственной программы восстановления образовательной инфраструктуры Херсонщины.
“Это противорадиационное укрытие, установлена система пожарной сигнализации, системы оповещения, полностью обустроена система вентиляции, есть интернет-связь. Классы разделены на младшую, среднюю, старшую школу. Есть буфетная зона. Санитарные комнаты (туалеты), подъемники для лиц с инвалидностью”, — рассказал о подземной школе начальник Высокопольской ПВА Константин Стародумов.

На территории Высокопольской громады проживает 1400 детей. 474 учатся в опорном учреждении, которое сейчас имеет новейшее укрытие.
“Произошла оптимизация школьной сети — из 9 учреждений образования прекратили свою работу 4. А это и предоставление качественных услуг, и та самая у нас была Нововознесенская гимназия. Она была полностью разрушена. А детей учить надо. В селе Незламное была начальная школа и детский сад — она тоже разрушена. Поэтому, учитывая оптимизацию, нужно строить укрытия на большее количество детей и подвозить их из тех населенных пунктов, где закрылись школы”, — отметила Виктория Рогова, начальница отдела образования Высокопольского поселкового совета.
В одном из сел громады с детьми работали специалисты из ЮНИСЕФ. Их задача была наверстать образовательные потери.
“Начали мы строить в ноябре 2024 года и закончили уже в августе 2025. Дети смогут учиться на смешанной форме. У нас есть 5 классов, мы охватим 185 детей, все новое, современное, будет горячее питание”, — рассказала педагог Орловского учебно-воспитательного комплекса “Школа — детский сад” Людмила Яцура, директорка учреждения.
Но есть ли результат?
Трудно исследовать конкретные результаты для релоцированных учреждений Донецкой области.
Однако Анастасия Пономарева, отчитываясь за образовательные мобильные бригады, отмечает, что более 80% их учеников и учениц улучшили свои учебные результаты. За более чем три месяца работы занятия посетили более 350 детей, и это число растет.
В условиях постоянной опасности на Донетчине чрезвычайно трудно организовать образовательный процесс. И там, где не дорабатывает государство, пытаются справиться общественные деятели. Однако ситуация на фронте все больше обостряется, поэтому не исключено, что и мобильные образовательные бригады со временем прекратят свою работу.
Что касается результатов на Херсонщине — проследить качественные показатели возможно.
Результаты внедренных решений в Дарьевской громаде на Херсонщине — возвращение детей к очному обучению. Именно успешное функционирование образовательного хаба стало важным шагом для того, чтобы дети сели за парты.
Глава громады Анатолий Дидур отметил, что реализация этого проекта заложила основу для постепенного восстановления полноценного образовательного процесса и создала стабильную среду для обучения и развития детей в громаде.
Образовательный хаб стал ключевым механизмом для безопасного обучения и социализации детей. Благодаря его работе громада смогла расширить площадь имеющегося укрытия до 700 квадратных метров, оборудовав его всем необходимым для школы и безопасного пребывания детей.
"300 квадратных метров не хватало для 186 детей, поэтому теперь у нас есть 700, и они полностью оборудованы под школу", — объясняет глава громады Анатолий Дидур.
Хаб предоставляет первоочередную психосоциальную поддержку и помогает детям постепенно возвращаться к офлайн-обучению без стресса. По оценкам школы, знания учеников улучшились вдвое по сравнению с начальным этапом работы хаба. Кроме того, многие дети самостоятельно приходят в хаб даже в дни без уроков, стремясь быть среди сверстников и участвовать в занятиях и активностях.
Дневной центр в Херсоне помогает детям вернуться к живому общению и учебе после длительного периода дистанционного обучения, оккупации и ежедневных обстрелов. По словам психологини центра Светланы, сейчас самым важным для детей является коммуникация: “Дети едва не разучились общаться... В нашем центре они возвращаются к живому общению со сверстниками, играм, зарядке, обучению”.

Кроме социализации, в центре работают над восполнением образовательных пробелов. Дети учатся базовым навыкам письма и счета, восстанавливают знания, которые потеряли из-за онлайн-формата обучения, и делают это в игровой, безопасной форме. Арт-терапия, театральные постановки и рисование помогают детям снимать стресс и восстанавливать эмоциональный баланс. Более 80% детей повышают свою успеваемость в учебе и улучшают свое психоэмоциональное состояние.

Родители отмечают заметные изменения в поведении детей. Например, дочка жительницы Херсона Натальи Алина стала спокойнее, послушнее и увереннее взаимодействует со сверстниками: “Общение с другими детьми дает точку опоры и помогает понять, что можно делать, а что — нет”.
Что касается подземных школ в Высокополье и Орлово — учебный процесс только стартовал. И дети, и родители ждали этого старта. Как отмечали в обоих учреждениях — такой формат долго ждали, для многих — это возможность вернуть хоть немного довоенной жизни. Впрочем, отмечают и о вызовах. Прежде всего — безопасности.

“В смешанном формате обучения главная проблема — подвоз детей. Потому что населенные пункты, которые входят в территорию обслуживания Высокопольского опорного учреждения — это Нововознесеновка, Незламное, Князевка, Ольжино — их нужно подвозить. Здесь будет основная проблема из-за ситуации с безопасностью, потому что родители могут не дать согласие на подвоз. И второй вопрос — водители школьных автобусов. Здесь нужна и соответствующая категория, и разрешительные документы. Этот вопрос стоит остро”, — отметила Виктория Рогова, начальница отдела образования Высокопольского поселкового совета.
Материал создан совместно с онлайн-изданием МОСТ. Авторы: Инга Павлий, Наталья Майстренко, Сергей Никитенко, Елена Гнитецкая