Украинское образование для детей из ОРДЛО: как это работает
Дети из временно неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей могут дистанционно учиться в украинских школах. Что для этого нужно и как проходит обучение, “Восточный вариант” узнал на примере одной из школ в Славянске.
С 2015 года в Украине действует программа дистанционного образования для детей из ОРДЛО. Благодаря ей школьники могут проходить обучение онлайн, получить аттестат о среднем образовании государственного образца, а затем сдать внешнее независимое оценивание и поступить в украинский ВУЗ.
Всего в Донецкой области таких школ 14. Одна из первых участниц программы — Славянская опорная школа. Здесь дистанционный учебный процесс курирует Татьяна Ляш, учительница информатики. Татьяна Григорьевна рассказала нам подробности такого обучения.
Как из ВОТ поступить в украинскую школу
Первое, что нужно сделать, это выбрать школу, которая понравилась.
“О нас узнают из сайта Министерства образования, сайта Eschool или, как говорится, по сарафанному радио. Третий вариант по рекомендации. Зачастую среди 14 школ выбирают ту, которая находится ближе к родственникам. Иногда играет роль иностранный язык. Были случаи, когда переходили к нам из Покровска, из Мариуполя из-за того, что мы даем возможность изучать второй язык — немецкий”, — рассказывает Татьяна Ляш.
Например, вот как выглядит страница Славянской опорной школы.
Указаны все данные и необходимые контакты:
После того как школа выбрана, необходимо написать заявление.
Если есть возможность, можно приехать и сделать это лично в школе. Если такой возможности нет, отправить в электронном виде на почту.
В образце прописано какие документы необходимо прикрепить к письму. Там же предлагается выбрать иностранный язык для обучения — английский, немецкий. Французский язык только экстерном.
“Далее я лично регистрирую детей на сайте, предоставляю доступ. Классные руководители связываются с ними, рассказывают основные инструкции как учатся дети. Каждому классному руководителю мы создаем группу, чтобы они могли общаться, сообщать основные моменты. Очень часто родители самостоятельно звонят или пишут нам на мессенджеры или почту и задают более конкретные вопросы”, — рассказывает Татьяна.
Стоит отметить, что сохраняется полная анонимность. Дети не знают кто и где учится. Вся информация защищена. Учителя просят даже в вайбере подписываться только именем.
Также на сайте есть информация для тех, кто хочет поступить в 10 или 11 класс, но не имеет документа об окончании 9 класса. В таком случае экстерном в течение месяца ученик проходит 9 класс, а затем приступает к программе 10 класса.
“Кто приходит, например, в 8 класс, мы проверяем предыдущий уровень знаний. Есть годовые контрольные работы в тестовой форме. Прошли, получили собственный уровень и затем мы их подключаем к 8 классу. Готовим протокол на каждого ученика: какие предметы сданы и на какую оценку. Все сохраняется в личном деле”, — рассказывает Ляш.
Процесс учебы изнутри
Для обучения учителя используют платформу Moodle. Она считается одной из самых распространенных для создания дистанционных курсов.
“Для нашей школы были разработаны специальные критерии. Мы создали рекомендации по которым составляется электронный контент. Это обязательно теоретическая часть, которая содержит основной материал. Текст берется чисто по программе, ничего лишнего. Это может быть презентация, видеоролики, которые учитель самостоятельно снимет или выбранный контент с Ютуб. Например, та же созданная в прошлом году “Всеукраїнська школа онлайн”, — рассказывает Татьяна Григорьевна.
После теории нужно пройти тренировочные упражнения игровой формы. Далее следуют задания на проверку знаний. Это могут быть тесты или письменное задание. Если это информатика, химия, биология, то даются практические задания, чтобы можно было проверить не только теорию, но и понимание предмета. Для урока физики учителя находят онлайн-тренажеры для лабораторных работ.
Английский язык в дистанционной школе ведет один учитель с 1 по 11 класс. Здесь, как и в большинстве других предметов, отдельная ссылка на словарь. На следующее задание нельзя перейти пока не сделаешь предыдущее. У каждого учителя свой подход, но материал излагается примерно одинаково.
По словам учительницы Светланы Бугаевой, 30% уроков должны проходить в формате видео.
“Это могут быть видео-встречи с учителем, видео-консультация. Например, если трудная тема по математике, я могу ее полностью давать на видеоконференции. Либо проведу ее в виде консультаций, чтобы дети сразу могли задавать вопросы. Дату и время заранее сообщаю, размещаю ссылку в объявлениях”, — рассказывает Светлана Юрьевна.
Для общения используется сервис Google Meet. Как мы уже говорили, учителя могут не только публиковать видеоматериалы из интернета, но и снимать себя. Только для этого нужна техника.
“Можем размещать и презентацию, и видео, просто материал какой-то, ссылка на учебник. Идет разнообразие. Используем платформу “Розумники”, “Learning” и другие, откуда мы берем игры”, — добавляет учительница.
Если с классами постарше все довольно ясно, то с младшими немного сложнее. Работу в группах, как того требует “Нова українська школа” организовать практически невозможно.
“Мы же не можем их собрать в одном кабинете и с ними работать. Учителя пытаются всеми способами внедрять НУШ. Здесь педагоги подключены по максимуму. На дистанции также работает учитель с ООШ №1”, — говорит Татьяна Ляш.
Каждый урок разработан специально для малышей: много картинок, все яркое, есть прописи. Их открывают, распечатывают и учатся писать. Как рассказывает Татьяна Григорьевна, все делалось не за один год — постоянно что-то меняется и совершенствуется. Здесь отдельно видео-иллюстративные.
“Здесь очень много объяснений, иллюстративных видео, игровых упражнений. Очень часто родители звонят, консультируются напрямую учителю, классному руководителю или мне”, — добавляет Татьяна Григорьевна.
Система оценивания
Все задания, которые выполняют учащиеся, оцениваются не на 12 баллов. В 2018 году школа разработала собственную систему оценивания, в которой объединили модульную и обычную 12-балльную системы. Если заданий 5, то в сумме они дают 12 баллов.
“То есть, какое-то задание на 1, какое на 2 или 3 балла. Простейшие по 1 баллу. Могут быть 3 задания по 2, а одно на 4 и так далее. Чем больше ученик выполнил, тем больше получил за зачет. После этого выполняют контрольную работу. Она есть в тестовой форме “вопрос-ответ”, есть в согласовании, а еще есть возможность отвечать загрузкой файлов — это открытый ответ, сдать эссе”, — рассказывает Татьяна Ляш.
Оценка за тему ставится таким образом: баллы за зачет и контрольную плюсуются и делятся пополам. Такая же система и с оценкой за семестр. Журнал оценок настраивается очень легко. Его разрабатывала сама Татьяна Григорьевна.
“Есть первый семестр отдельно, оценки за самостоятельные работы, за тесты. Учитель выставляет только оценку за письменные работы, все остальное просчитывается автоматически. Все настраивается таким образом, что программа сама рассчитывает средние баллы, суммы. Мы сделали так, чтобы было меньше субъективности со стороны учителя. Ученик автоматически у себя в журнале может сразу увидеть приблизительную оценку за тему или семестр и может еще успеть подтянуться”, — добавляет учительница.
Кроме страницы классного руководителя на сайте есть информационная страница для выпускников. На ней размещены основные ссылки: когда регистрация, где можно готовиться к ВНО онлайн, страницы ВУЗов, где есть места на бюджет, обучающие видео. Ближе к регистрации на ВНО учителя готовятся к онлайн-встрече с учениками.
“В прошлом году здесь все педагоги сидели и общались онлайн. Были родители, были дети, задавали свои вопросы. Показывали им сайт “Вступ.Інфо”, где дети могут мониторить предыдущие тесты ВНО. Было бы желание. Как показала практика, те кто хочет поступить в ВУЗ, они находят все сами и сами регистрируются”, — говорит Татьяна Григорьевна.
В этом году в Славянской опорной школе дистанционно учатся 362 школьника из неподконтрольных территорий. Из них 118 в младших классах, 87 в старших. В самом начале запуска онлайн-программы, в 2016 году, таких учеников всего было 111. Сейчас это количество выросло втрое, и последние несколько лет держится на одном уровне.
Кроме того, каждый год дети из дистанционки “переходят в оффлайн”. Переезжают на подконтрольную территорию и продолжают обучение уже за школьной партой.
Как учиться в украинской школе, если ты живешь на неподконтрольной территории?
- Сначала нужно выбрать школу, в которой ты хочешь учиться в Донецкой области или любом регионе Украины;
- Написать заявление (образец Славянской опорной школы выглядит ТАК);
- Отправить заявление на указанную электронную почту школы. К письму прикрепить следующие документы:
- свидетельство о рождении или паспорт (ID-карта с выпиской) ребенка;
- идентификационный код (при наличии);
- последний имеющийся табель;
- страницы паспорта одного из родителей (если у ребенка нет паспорта или прописки);
- Не забудьте в письме указать иностранный язык для изучения (английский, немецкий, французский если такой предмет есть в выбранной вами школе);
- Не указывайте e-mail службы РФ (такие как mail.ru/ua, inbox.ru/ua, yandex.ru/ua, rambler.ru и другие).
- После с вами свяжется классный руководитель и пришлет доступ в личный кабинет.
Читайте также: Экстернат, "дистанционка" и даже уроки предпринимательства: как происходит реинтеграция школьников