
В последние дни все чаще появляются сообщения о том, что для прекращения войны и заключения мирного соглашения с россией от Украины потребуют уступить Донецкую и Луганскую области. Восточный вариант вместе с политологом и соучредителем Национальной платформы стойкости и сплоченности Олегом Саакяном анализирует ситуацию и рассказывает, действительно ли на это может пойти руководство нашей страны.
Уже через 3 дня, в пятницу, 15 августа, президент США Дональд Трамп и российский диктатор владимир путин встретятся на территории штата Аляска. Главная тема — прекращение боевых действий. И если Украина, вероятно, согласилась бы на замораживание войны по линии фронта, то сейчас звучат предположения, что придется “уступить” еще и подконтрольные территории Донецкой области. Может ли это произойти, стоит ли ожидать затишья на фронте в ближайшее время — читайте в материале.
“россии нужно уничтожение украинской государственности, а не Донецкая и Луганская область”
Сценарий, в котором Украина уступает подконтрольные территории Донетчины или любого другого региона, невозможен с точки зрения национального и международного законодательства, говорит политолог Олег Саакян.
“Это было бы крайне опасным прецедентом на европейском пространстве — торговля, по сути, территориями, которая отсылает нас в прошлое 18–19 веков. Сейчас такой сценарий, я считаю, неосуществим. Если произойдет отвод войск, то это нарушение международного права. Украинская власть, если бы пошла на такой шаг, фактически пошла бы на государственную измену. В таком случае необходимо было бы отселять население, чтобы сохранить украинцев. И здесь нет правильного решения: если бы отселения не было, то это измена, если бы было, то это уже насильственная депортация. Если Трамп поставит свою подпись в таком договоре, где будет о выходе украинских войск с подконтрольных территорий, то фактически тоже будет соучастником международного преступления. С точки зрения юридических аспектов я не вижу реализации такого сценария”, — рассказывает Саакян.

По мнению политолога, в пятницу могут обсудить так называемое перемирие в воздухе и на море, которое россия может предложить Украине. Трамп оценит, насколько так называемый президент рф готов к прекращению огня.
“В этих переговорах россия поняла, что получила ключевое — пульт от остановки боевых действий. Они понимают, что сейчас они определяют продолжительность боевых действий не в разрезе завершения войны, а в разрезе прекращения боевых действий. И поэтому запуск такой повестки дня, которую Трамп запустил и легитимизировал, ведь он не говорит о завершении войны, он говорит об остановке боевых действий, позволяет путину мыслить не долгой войной, а коротким рывком — последней битве. Он может бросить все свои военные возможности, как человеческие, так и технические, в эту атаку, понимая, что как только силы выдохнутся, осенью, то можно говорить о прекращении огня”, — объясняет Олег Саакян.
Политолог видит угрозу в том, что повестка дня изменилась с “завершения войны” на “прекращение боевых действий”. Страна-агрессорка фактически получила возможность выставлять свои требования, наступая дальше на фронте.
“Вспомним, что раньше россию принуждали к прекращению боевых действий и только потом хотели разговаривать о завершении войны. Трамп решил говорить с Путиным до прекращения огня и сделать именно прекращение огня предметом разговора”.

Донетчина и Луганщина, некогда центральные промышленные регионы Украины, сейчас страдают от всестороннего кризиса. Города, подконтрольные Украине, ежедневно обстреливаются врагом. Авдеевка, Бахмут, Часов Яр, Северскодонецк, Попасная, Рубежное, Лисичанск полностью разрушены. Покровск, Мирноград, Константиновка разрушаются каждый день. Промышленные заводы-гиганты, шахты, фабрики, электростанции разрушены. Те территории, которые оккупированы с 2014 года, хоть и относительно целы, но страдают от нехватки воды и фактически переживают гуманитарный кризис.
Возникает вопрос: зачем россии те территории, если она не способна обеспечить достойную жизнь для людей? Олег Саакян дает ответ:
“Это не о ресурсах. россии нужно уничтожение украинской государственности, а не Донецкая и Луганская области. А эти регионы — это лишь инструмент на пути к этому, ведь малоосведомленным представителям команды Трампа очень легко объяснить, что Донетчина и Луганщина — это приграничные, русскоязычные, русско-православные территории. Поэтому они так акцентируются на этих областях. И то же самое с Крымом”.
“Повторяется сценарий 1930-х годов. На месте нацистской Германии – россия. А Европа повторяет те же ошибки”
Если же “замораживание боевых действий” произойдет осенью, Олег Саакян говорит: затишье будет не на годы, а на несколько месяцев. Когда российская федерация соберется с новыми силами, то снова начнет наступать по всем направлениям.
“После затишья все вернется еще более кровавым рывком войны. Мы проходили это с 2014 по 2022 год. Мировая практика также это показывает: неустойчивый мир всегда более кровавый, чем предыдущая фаза войны. Украине нужно готовиться, потому что россия будет уже более готовой”.

На глазах всего мира, вероятно, повторяется сценарий 1930-х годов, когда Адольф Гитлер во главе нацистской Германии начал вторгаться в соседние страны. В 1938 году немцы оккупировали Австрию и Чехословакию при молчаливом согласии европейских лидеров. А когда поняли, что все “сойдет с рук”, вторглись в Польшу.
“путин вдохновляется шагами Гитлера, это видно. Начиная от выступлений, которые копируют выступления нацистов, заканчивая идеологической поп культурой в виде Шамана и других. Это микс большевизма и германского нацизма. Украина — это Чехословакия, которая решила дать бой. И это сломало путинскую траекторию, в которой следующей должна была быть Польша”, — подытоживает политолог.
“Интересы жителей временно оккупированных территорий также необходимо учесть”
Последние новости сопровождаются информационными сообщениями типа: “обмен территориями”, снятие санкций, нейтральный, внеблоковый статус как возможные уступки со стороны Украины. Однако никто не говорит о судьбах украинцев, которые остаются на временно оккупированных территориях.
Правозащитные организации гражданского общества призвали учесть обеспечение прав и интересов жителей ВОТ Украины во время переговорного процесса.
“Положение украинских граждан, которые проживают на ВОТ Украины, является очень сложным. Мы осознаем, что только полная деоккупация территории Украины приведет к восстановлению и защите прав граждан Украины. В то же время, пока продолжается оккупация, оккупационное государство должно обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права. Поэтому мы считаем, что частью переговоров с Россией о прекращении войны (перемирие, «замораживание», прекращение огня или другой процесс, независимо от его названия) должно стать обеспечение базовых условий для жителей ВОТ Украины”, — отмечается в обращении.

Правозащитники говорят, что во время переговоров следует поднять темы освобождения всех гражданских лиц, задержанных россиянами, прекращения применения россией насилия и преследования украинцев на ВОТ, определения временной линии разграничения и установления временных КПВВ и т.д.
“Мы призываем все стороны переговорного процесса учитывать интересы граждан Украины, которые проживают на ВОТ Украины. Мы убеждены, что именно в рамках переговорного процесса представители украинской власти и партнеры должны четко сформулировать требования к РФ о гарантировании выполнения требований международного гуманитарного права по защите гражданского населения. Эти требования должны быть не только высказаны, но и закреплены в любых мирных соглашениях или документах, которые будут подписаны между сторонами. Только учитывая эти правовые гарантии, мы сможем обеспечить минимально необходимые условия защиты тех, кто остается на ВОТ Украины, как промежуточные результаты на пути к справедливому устойчивому миру”.