RU
RU UA
01 ноября 2024, 12:22
"Выжить здесь не получится": что происходит в Покровске, который пытаются захватить россияне
Актуально

"Выжить здесь не получится": что происходит в Покровске, который пытаются захватить россияне

Линия боевого столкновения расположена менее чем в 7 километрах от окраин Покровска. Из-за мизерного расстояния город страдает от круглосуточных обстрелов: прилеты артиллерии едва оставляют шансы уцелеть и не поймать “бешеный” осколок, а КАБы стирают многоэтажки и частные дома в пыль, превращая жилые районы — в кварталы из руин.

Журналистам Восточного Варианта местные рассказывают: в окружении разорванных зданий выживание уже кажется нереальным. У каждого, говорят, здесь есть отсчет. Или до момента, когда что-то внутри надломится и через “не могу” и слезы появятся силы выехать куда-нибудь, или же когда очередной снаряд их не убьет.

Покровськ
В городе покровчане ходят посреди “зубов дракона” — фортификационных сооружений, цель которых — остановить штурмы вражеской техники. Местные власти не скрывают, что защитники и власть имущие готовятся к городским боям. Фото Евгения Савилова

А 30 октября начальник Покровской ГВА Сергей Добряк заявил, что в Покровске вскоре заблокируют определенные участки города на въезд. В частности, отметил, что всем горожанам необходимо как можно скорее эвакуироваться из города, поскольку его готовят к обороне и российским штурмам. 

“Фортификационные сооружения строятся в Покровске, мы уже заходим в город. Определенные участки Покровска будут блокироваться, будет запрещено въезжать. Сейчас в городе уже построено несколько эшелонов, которыми частично будут перекрыты улицы и микрорайоны Покровска”, — рассказал Добряк.

“Я думаю, уже всем понятно, что выжить в Покровске не удастся…”

Лакомый россиянам Покровск едва “держится за жизнь”: каждый район города отличается друг от друга по уровню разрушения. В частности, жилой массив из многоэтажек изуродован: люди там вынуждены выживать буквально под штурмовыми “глазами” вояк рф, поскольку над головами постоянно летают беспилотники, отслеживая каждое движение. 

“Каждый день над головой зависают несколько дронов: один никуда не движется или в пределах квартала, над нашими домами, а другие пролетают мимо. Соседи говорят, что это они так патрулируют весь город, охотятся на нас. Где стоит какая-то машина — они аж вот так спускаются, приближаются. Часто атакуют: на соседней улице в машины прилетели два беспилотника, побило подъезды, сожгло все автомобили, которые стояли там. Некоторые не заводились, поэтому их и бросили возле дома, а теперь и не заберут. Так когда бахает где-то — мы уже знаем, что или кто-то прошел, или просто увидели несколько машин”, — рассказывает журналистам Татьяна, жительница прифронтового города

Женщина говорит, что теперь даже быстрые “вылазки” на несколько метров от подвала, в которых люди живут — могут закончиться трагедией. И “спровоцировать” атаку БПЛА может не однотонная или цвета хаки, или черного цвета одежда, а и красный свитер, ярко-желтая шапка или бутыли воды, которые будет нести женщина даже пенсионного возраста. 

Покровськ
Гражданские балконы и машины также становятся лакомой целью для оккупантов, поэтому беспилотники регулярно влетают в многоэтажки, в которых иногда пытаются выживать люди. Или же временно туда подниматься, чтобы почувствовать на несколько минут мнимое успокоение от “родных стен”. Фото поврежденных домов от Покровской ГВА

Покровчанка признается, что с октября для нее начался самый тяжелый период: без электроэнергии, водо- и газоснабжения. Из-за этого и так шаткая жизнь в городе, которая с начала штурма покровского направления превратилась не выживание, стала невыносимой.

“И, я думаю, уже всем понятно, что выжить в Покровске не получится. Это вообще разве жизнь? Выживаем как тараканы; прячемся по подвалам, а как выйдем наружу — нас прибьют. Оно (дроны — ред.) пока что пролетает над головой, но рано или поздно упадет. Так дом через несколько улиц обвалился, люди говорили, что там в подвале и людей завалило бетоном”, — рассказывает женщина.

На сегодня в городе еще дежурят бригады ГСЧС, однако для разбора завалов этого мало, — для больших спасательных работ необходима тяжелая техника, а ее загонять хоть куда-то в Покровске — приговор для всей спасательной команды. Поскольку дроны постоянно дежурят над многоэтажками, даже несколько автомобилей — гражданских, подписанных “Люди” или “Дети” — не гарант неприкосновенности.

Покровськ
Фото: Покровской ГВА

Обычно дроны не только атакуют технику, которая является единственным шансом людей выехать из Покровска, но и влетают в дома, балконы и т.п. Или это цель для российских воинов — вряд ли, однако снаряды и взрывчатку им нужно куда-то девать. Поэтому и “играются” тем, что уничтожают жилье людей и их имущество. Поэтому люди преимущественно живут в сырых, холодных подвалах, а наверх поднимаются тогда, когда существует условная безопасность в небе. 

“Кто-то еще сидит в квартирах на первых и вторых этажах, но бегают в подвал. Нам уже негде сидеть: окон нет, по одной стороне дома дырки от прилетов, поэтому мы уже в подвале живем. Перетянули матрас, зимние вещи. Холодно, поэтому позабивали все отверстия, на двери накинули одеяло. Так и живем теперь. Хоть и стены трясутся, побелка сыпется на головы, все «грохочет» круглосуточно”, — добавляет собеседница. 

Покровськ
На сегодня от позиций оккупантов до Покровска — менее 7 километров. Это позволяет вражеской артиллерии буквально “убивать” город. Скриншот с карты войны “DeepState”

“В Покровске район отличается от района”: какая ситуация с продуктами и водой в городе?

Татьяна говорит, что на сегодня в городе выдают продуктовую помощь. Кроме того, продержаться с минимальным разнообразием в еде помогли и килограммы круп и вермишели, тушеное мясо и остальная гуманитарка, которая с лета “складировалась” в ее квартире на четвертом этаже. Единственное — уже с подступом войск рф к Селидово приобрела на распродаже газовые баллоны и туристическую плитку. Благодаря этому удается готовить и обогревать подвальное помещение, которое женщина делит еще с двумя соседями.

“Есть что есть: и крупы, и мясо. Когда-то накупили еды быстрого приготовления, то когда уже поздно возвращаюсь — запариваю ее. Чай, печенье, — все такое есть. С голоду мы не умрем, но это пока вода есть. Я натаскала литров 60 воды в баклажках, она стоит по углам. И еще около 100 литров дома, хотя она уже несколько месяцев там стоит. Может, и поцвела, но если припечет — то и такую будем кипятить и пить”, — говорит покровчанка.

Покровськ
Покровск почти гарантированно ждет судьба Бахмута и Торецка, Нью-Йорка и Часового Яра, которые оккупанты сравняли с землей, пытаясь захватить в течение месяцев, а иногда — и нескольких лет. Фото Евгения Савилова

Волонтер гуманитарной миссии “Проліска” Евгений Ткачев рассказывает, что сейчас ситуация в Покровске крайне шаткая — особенно учитывая то, что эвакуации приходится планировать не заранее, а с учетом того, что происходит в городе в эту секунду. 

“В Покровске район отличается от района. То есть где-то еще можно приобрести даже приготовленную на углях пиццу, запить вкусным кофе, а где-то целые улицы — это руины, где уже почти никто не живет. Некоторые магазины еще работают, присутствуют торговцы на рынке в Покровске, люди еще ходят по делам на улице”, — отмечает мужчина. 

Дела, отмечает волонтер — это поиск воды и магазинов, где еще можно приобрести что-то вроде хлеба, медикаментов или бытовой химии — того же мыла. Хотя его выдают и в гуманитарных наборах. 

“Люди сейчас ходят в поисках воды или туда, где знают, что есть скважины и где стоят генераторы, чтобы ее набрать. Если еще неделю назад люди ходили с пакетиками в магазин или по делам, то сейчас занимаются поиском воды, чтобы сделать ее запасы”, — объясняет Евгений Ткачев. 

Желающих на эвакуацию в городе не так и много в основном все желающие выехали еще тогда, когда курсировал эвакуационный поезд в Днепр или другие регионы Украины. Поэтому, даже несмотря на вызовы и сплошные проблемы, жизнь в городе продолжается, а тех, кто в Покровске остается, они не могут заставить выехать. Разве что — прилет совсем неподалеку или ранение, или смерть близкого человека. Более того — неспособны повлиять на решение и психологи гуманитарных миссий и волонтеры, которые предупреждают, что вскоре завозить гуманитарную помощь в город уже не смогут.

Покровськ
Поселок Шевченко после обстрелов регулярно получают стройматериалы, однако это не спасает дома от прилетов, которые происходят настолько регулярно, что единственным вариантом остается забить окна досками и регулярно “подбивать” пробитые осколками крыши. Фото из местного телеграм-канала “Типовий Покровськ”

“В прифронтовых городах люди делятся на несколько категорий: есть те, кого называют «ждунами», и их также можно делить на несколько подкатегорий; есть те, кому безразлично, где жить, а есть старики, которые ждут рф. Но не «русский мир», а хотят воссоединиться с семьей — если та либо в россии, либо на оккупированных ранее территориях. Ехать через Польшу, через Балтику им и дорого, и физически они этого не переживут. И конечно есть люди, которые думают, что завтра придет россия, послезавтра — советский союз, а в условный четверг уже и появится мороженое по 20 копеек. Что интересно — так думают не люди пенсионного возраста, а даже достаточно молодые дончане, которые даже не помнят советский союз, потому что росли при Украине. Но им настолько старшее поколение внушило, что «так хорошо было при союзе», что они в это верят... И даже если они при Украине живут прекрасно — имеют машины, красивый дом, плитку, асфальт во дворе и т.д., но все равно зомбированность — на генетическом уровне.

И последняя категория — те, кто уверен, что сможет, успеет выехать, и пока надеется, как можно дольше пожить в родных стенах. Потому что боятся, что уедут вглубь Украины и будут  нищенствовать, или будут жить где-то в школе или в спортзале на матрасах”, — отмечает Евгений Ткачев. 

“Я собираю не просто альбомы семьи, а всю жизнь, чтобы она не досталась русне”

Алена, 22-летняя жительница Покровска, окончательно эвакуировала из прифронтового города всю свою жизнь. Родителей она уговорила выехать еще в начале осени, когда по городу начались хаотичные артиллерийские прилеты. Однако отпускать их снова для того, чтобы они собрали вещи, не смогла думала, что они под влиянием эмоций могут принять решение еще немного пожить здесь.

Покровськ
По состоянию на начало октября 2024 года к зоне активных боевых действий принадлежали 18 громад региона. В частности, больше всего их в Покровском районе, а меньше всего — в Волновахском. Фото Евгения Савилова

“Я не верю в так называемый мирный план президента и особенно в то, что Покровск и другие города нам удастся удержать. Но я так задолбалась складывать вещи, посуду и книги. Я ничего не хочу оставлять русне. Поэтому собирала не просто альбомы, а всю жизнь в эти коробки. Поэтому везла из города все, что у нас есть. Если осенью 2022 года надежда еще была, то сейчас ее нет. Поэтому забрала даже чайник и лопату из квартиры, шуруповерты и пилу”, — говорит девушка.

Покровськ
Фото Евгения Савилова

Волонтер Евгений Ткачев добавляет, что “лавина эвакуаций” за короткий промежуток времени — когда россияне начали активный штурм покровского направления — действительно показала негативный (для многих переселенцев) опыт эвакуаций. Однако сегодня во многих громадах Украины те же шелтеры, общежития для переселенцев снова начинают открывать, ремонтировать и т.п. Поэтому места хватит для всех, кто захочет выехать из прифронтового населенного пункта, откуда до позиций россиян можно дойти пешком за 1-2 часа. 

По состоянию на сегодня Покровская громада остается во многих местах без водоснабжения, газоснабжения, и абсолютно везде — без отопления. Поэтому выжить с минимальным обогревом жилья смогут те покровчане, которые преимущественно живут в частном секторе. Люди же, которые остаются жить в подвалах многоэтажек, рискуют одной ночью замерзнуть. И не проснуться уже по нескольким причинам... 

***

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Актуально

"Выжить здесь не получится": что происходит в Покровске, который пытаются захватить россияне

История

Восстановление правды. История основания Краматорска

Антифейк

"Держим Украину в себе": как жительница Славянска распространяет украинскую культуру за рубежом

История

Как семья из Донецкой области улучшила знания своих детей благодаря программе "Освітній Суп"

Важно

"Усилили интерес к обучению": как дети-переселенцы могут бесплатно повысить свои школьные знания

Антифейк

“Кино — новое, а ложь та же самая”: как кремлевские пропагандисты запустили серию фильмов о “русских украинцах”

История

Сквозь войну к новым возможностям: как семья из Луганской области преодолевает образовательные вызовы

Антифейк

"Главная цель — сломать веру": как российская пропаганда манипулирует чувствами украинцев в оккупации

01 ноября Пятница
14:20

На Донетчине открыли памятную стелу в честь командира "Да Винчи" Дмитрия Коцюбайло (фото)

На Донетчине открыли памятную стелу в честь командира "Да Винчи" Дмитрия Коцюбайло (фото)
13:59

Завод по производству ветроэнергетических установок перевезли из Краматорска на Закарпатье

13:55

Беспроцентную "ипотеку на жилье" во временно оккупированном Мариуполе будут получать только россияне, — сопротивление

13:25

Более 2300 пачек табака без акциза обнаружили полицейские в Краматорске

12:59

В Славянске в октябре родилось 49 детей

12:35

Юная луганчанка завоевала золото и серебро на международном турнире по прыжкам в воду

12:22

Актуально "Выжить здесь не получится": что происходит в Покровске, который пытаются захватить россияне

"Выжить здесь не получится": что происходит в Покровске, который пытаются захватить россияне
12:20

В Покровскую громаду привезли строительные материалы для восстановления (фото)

11:59

Актуально В Славянске с 1 ноября начинают работать социальные столовые

11:21

В результате обстрела у Константиновки разрушены 2 цеха одного из предприятий

11:05

На оккупированной Луганщине осложняется ситуация с доступностью к медицине

10:46

На Донетчине за сутки враг совершил 2 682 вражеских обстрела по линии фронта и жилому сектору

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: