Шаурма преткновения: как Луганск стал центром украинской ксенофобии
Казалось бы, что плохого в этом достижении ближневосточной кулинарии?! Безобидное мясо в безобидном лаваше. Так нет же, шаурму превратили в символ «чужеродной культуры, прочно укоренившейся в Луганске». Результатом этого «брендинга» стало очередное пятно на имидже областного центра. Теперь мы отличились и по расовой нетерпимости.
«ЛУГАНЦЫ» ПРОТИВ ШАУРМЫ»
14 октября луганчане могли наблюдать прелюбопытнейшую картину. Несколько человек, скрыв лица платками, держа в руках самодельные плакаты с весьма недружелюбними надписями в адрес восточной гастрономии, двигались мимо киоска с шаурмой в центре города. «Чебуреки, геть з Луганська!» - скандировали идущие. Один из них нес в руках тряпичную куклу «шаурмена». Этим театрализованным действом активисты общественной организации «Луганцы» требовали запретить на территории Украины продажу шаурмы как «басурманской еды». Для острастки активисты устроили показательное избиение «шаурмена». Этому предшествовала агрессивная «PR-кампания», развернутая в интернете. Комментируя запланированное мероприятие лидер «Луганцев», бывший «свободовец» Сергей Коваленко, обещал «поставить басурманов на место».
Борец с восточной кухней отрицал обвинения в разжигании конфликта, а избиение тряпичной куклы называл «защитой национальных интересов».
«Ми будемо знов вимагати від влади навести лад в цій сфері. Така пропозиція: приїжджають 50 хлопців-туркменів. Повинно приїхати щонайменше 40 – 60 туркменів-дівчат. Тому що ми розуміємо, що люди дорослі і фізіологія, її нікуди не діниш, а вони розбещують нашу молодь, наших жінок», - рассуждает Коваленко.
«Фактично під час того маршу був прямий заклик до прямої дії. Тільки так можна сприймати. По-іншому сприймати не можна. Якщо б’ють опудало шаурміста, відповідно наступним кроком має бути сама жива людина», - комментировал действия «Луганцев» экс-лидер луганской «Свободы» Дмитрий Снегирев. Своего бывшего однопартийца он называет провокатором.
НОЯБРЬСКИМ ВЕЧЕРОМ В ЛУГАНСКЕ
«Где-то ближе к шести мы слышим толпу, которая кричит, просто крики сначала были. Мы подумали, что это со стадиона, слава Богу, что не вышли на улицу, – вспоминает уроженец Туниса, пожелавший остаться неизвестным. - Буквально через минуту мы слышим, как разбили первое окно, это было от холодильника, а потом – лампа. Мы поняли, что это к нам».
Несколько десятков агрессивно настроенных неизвестных, прячущих лица под медицинскими масками и вооруженных бейсбольными битами пришли «на разборки» в киоск по продаже шаурмы в центре города, около Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.
Через несколько секунд несколько нападавших были уже внутри киоска - выкрикивая оскорбления в адрес представителей неславянских национальностей, они начали крушить барную стойку. Остальные орудовали битами на улице. Через несколько минут погромщики выскочили из кафе и стали преследовать убегающих посетителей.
«Снаружи били, изнутри. А мы бежали. Когда я бежал, меня ударили битой по спине. Я видел в машине «скорой помощи» еще одного индуса. Ему врач поставил предварительный диагноз «сотрясение мозга», - продолжал свой рассказ тунисец.
В тот вечер пострадали и соседние киоски с экзотической едой. Кроме того, по рассказам очевидцев, неизвестные, вооруженные битами, ворвались на территорию Луганского национального университета и пытались спровоцировать драку возле общежития №4 (того самого, где живут иностранцы). В результате этих разборок пострадали 3 студента-иностранца. Все они на следующий день были выписаны из больницы.
Возникает логичный вопрос: каким это образом несколько десятков молодых людей с медицинскими масками на лицах и вооруженные бейсбольными битами не попали в поле зрения патрульных милиционеров? Скорее всего, делает предположение начальник отдела общественной безопасности Луганского городского управления МВД Эдуард Дорохин, нападающие знали, когда у патрульных начинается пересменка. Первый сигнал, сообщающий о нападении на фаст-фуд, поступил в 17.45, за 15 минут до начала патрулирования. «Патрульные в Луганске заступают на дежурство с 18.00. Возможно лица, совершившие нападение на киоск по продаже шаурмы, знали, что в этот промежуток батальон еще не успел добраться до места несения службы», - заявил правоохранитель.
ОДИН ЗА ОДНИМ
«Нас ріжуть як баранів і в нас забирають право на самозахист. Це – реакція на те, що нація яка є титульною на своїй землі не може захиститися», - повышая голос, практически срываясь на крик, говорил Дмитрий Снегирёв. По его мнению, погром киоска по продаже шаурмы – защитная реакция на резню, учиненную в ночном клубе «Таис» 21 октября 2011 года.
По рассказам очевидцев, компания молодых людей славянской внешности отдыхала в ночном заведении. Под конец празднеств возник небольшой конфликт с сидевшими за соседним столиком иностранцами. Впоследствии выяснилось, что это были граждане Туркмении.
За столом луганчан разбили кальян, и, судя по всему, осколки задели одного из сидящих по соседству. Быстро вспыхнувший конфликт удалось погасить: извинились перед туркменами, попросили счет. Когда же компания вышла на улицу, к ним сразу же подъехали несколько машин и тут же появились недавние соседи. Один из них выхватил нож. В итоге украинский студент получил семь ножевых ранений. Три из них оказались несовместимыми с жизнью. Наносивший телесные повреждения сейчас задержан правоохранителями. Свою вину убийца не признает, но, как заверили нас в милиции, свое наказание убийца получит.
Получит свое и виновник другой драки. В ночь с 4 на 5 ноября в подъезде одного из домов в Ленинском районе Луганска два нигерийца столкнулись с компанией украинских студентов. Девушка нехорошо отозвалась об иностранцах, вспыхнула драка. У одного из африканцев оказался нож. В результате – один гражданин Украины серьезно ранен, остальные, два парня и девушка, получили лёгкие телесные повреждения.
«В отношении гражданина Нигерии возбуждено уголовное дело, у нас на территории государства закон один для всех, как для наших граждан, так и для лиц, которые находятся на территории Украины», - говорит руководитель пресс-службы УМВД Украины в Луганской области Татьяна Погукай.
«О СПОРТ, ТЫ ..!»
9 ноября по подозрению в нападении на киоск шаурмы и избиении студентов-иностранцев задержали чемпиона мира по панкратиону, пятикратного чемпиона Украины по тайскому боксу, призера и чемпиона мира Валентина «Пиранья» Рыбалку, его тренера Владимира Скавинского и ещё одного, правда, бывшего боксёра, а ныне – вице-президента спортивного клуба «Донбасс» Андрея Спивака.
Более того, по неофициальным данным, правоохранителям удалось установить личности и других подозреваемых, и у двоих из них нашли удостоверения сотрудников харьковской газеты (являются ли «журналистами» луганские тайбоксеры, не известно). По адресу, указанному в журналистских «ксивах», находится офис радикальной организации «Патриот Украины». Это - молодежное крыло украинской социал-националистической партии, возникло в конце 1999-го. Организация отличается военной спецификой, ее участники носят камуфляж и армейские ботинки. В своих речах камуфлированные патриоты мало чем отличаются от немецких национал-социалистов – те же выкрики о превосходстве белой расы (правда, в данном случае речь идет о славянах) и призывы на борьбу с чужаками (к ним «патриоты» причислили тех, кто к славянской расе не принадлежит). Позапрошлым летом факельным шествием в нашем областном центре заявила о себе луганская местная организация «Патриота Украины».
Спортсменов отпустили под подписку о невыезде, а их наставника Скавинского арестовали сначала на трое суток, потом арест продлили до 10. Ему уже предъявлено официальное обвинение по части 4 статьи 296 Уголовного кодекса Украины (хулиганство, совершенное с применением огнестрельного, холодного оружия, или иного предмета, заранее заготовленного для нанесения телесных повреждений).
Только вот одну статью уголовного кодекса, по мнению юриста Александра Стативки, правоохранители пропустили. По словам свидетелей погрома, нападающие выкрикивали в их адрес оскорбления, делая акцент на неславянское происхождение. А это уже – «нарушение равноправия граждан, зависимо от их расовой, национальной или религиозной принадлежности». «Но понять милицию можно, - поясняет юрист, - расследовать дело по ксенофобии гораздо сложнее, чем разобраться с разбоем и хулиганством».
Горькая ирония в том, что совсем недавно, 26 июня 2011 года, на соревнованиях по тайскому боксу на Кубок председателя Луганской облгосадминистрации, Скавинский был награжден почетной грамотой Владимира Пристюка. Спортсмена поздравляли, жали руку, называли надеждой региона, а теперь фамилия чемпиона фигурирует в таком скандале.
«Боксёрская версия» в деле о погроме нашла самых ярых противников в лице спортивных функционеров. Публично в защиту тайбоксеров высказался директор Ассоциации профессиональных видов единоборств Луганской области Сергей Трофимов. «Правда это или нет, установит следствие. Вокруг этой истории сейчас создается ажиотаж и ищут крайнего», - говорил он. Более того, Трофимов даже пообещал подтвердить алиби своих подопечных. По его утверждению, Валентин Рыбалко во время инцидента с иностранцами находился на работе, "то же самое с Скавинским".
Тем временем бывший лидер Луганской «Свободы» Дмитрий Снегирев уже предложил подозреваемым в нападении на иностранцев юридическую помощь.
«З Січі видачі нема. Відповідно, якщо хлопці потрапили в таку халепу, ми мусимо їх витягати. Ми мусимо їх витягати, забувши про те, чи це кримінальний злочин. Хлопці захищали свою гідність», - мотивировал свои действия бывший «свободовец».
КОМУ ВЫГОДНО?
«Сложно представить, чтобы профессиональные спортсмены занимались организацией погрома, это просто смешно. Истинных заказчиков следует искать гораздо выше», - заявил президент адвокатской кампании, представляющей потерпевшую сторону, Игорь Чудовский.
«Я завтра приведу свою городскую федерацию тайских боксёров, это двести специально подготовленных ребят, которые начнут рваться к трибуне. Кто из вас их остановит?». Этот комментарий председателя Луганской городской федерации тайского бокса, депутата Луганского городского совета от Партии Регионов Виктора Шкуры, был дан одному из местных интернет-изданий за день до погрома. Депутат комментировал изменение правил посещения сессий горсовета.
Шкура – непубличный политик, но в городском совете является председателем постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан территориальной громады города и депутатской этики. Неформально он считается человеком, которые имеет определенное влияние на распределение транспортных маршрутов и другие вопросы, связанные с этой «золотой жилой». Ну а кроме всего прочего, Шкура еще и офицер КГБ в прошлом.
Политическую версию событий не стоит сбрасывать со счетов - возможно, разжигание ксенофобских настроений используется в борьбе за власть.
Возможен и другой вариант. Почему для погрома выбрали именно окрестности Луганского национального университета? Ведь студентов-иностранцев и в других вузах предостаточно. Уж не в политических ли амбициях почётного президента ЛНУ Виталия Курила дело? Близятся парламентские выборы. По понятным причинам, попасть в ВР в рядах «тимошенковцев» не получится. Регионалы уже однажды использовали против Курило дутый компромат с целью навредить имиджу университета. И ничто не мешает им (или кому-то другому) повторить маневр.
Говорил о «тех, кому это может быть выгодно» и луганский городской голова. Правда, ограничился туманными намёками. «Убежден, что это чистой воды искусственный конфликт. Этот конфликт явно кому-то нужен в преддверии выборов, здесь присутствует много заказного. Для разжигания подобного конфликта нет причин», - сказал Сергей Кравченко.
Правоохранители очень просят не нагнетать обстановку. «Преступления, совершаемые в Луганской области неславянами, не носят системного характера. Поэтому любые заявления об «этнической преступности» явно преувеличены», - говорят в милиции.
Но в таком случае политический подтекст в действиях внезапно активизировавшихся общественников и, что куда более показательно, спортсменов в компании с подпольным национал-социалистами, кажется еще более правдоподобным. И те люди, которые пытаются управлять маргинальными настроениями и спекулировать на комплексах молодых людей, скорее всего, действительно преследуют политические цели.