
"Шахты. Невидимый фронт Донбасса" — состоялась презентация фильма
17 февраля «Восточный вариант» и Представительство Фонда им. Фридриха Эберта в Украине представили фильм «Шахты. Невидимый фронт Донбасса».
Затопление шахт — главная причина экологической угрозы на Донбассе. Когда-то крупнейший промышленный регион может стать полностью непригодным для жизни и превратиться в пустыню. Начало боевых действий на востоке Украины только усугубило ситуацию и ускорило приближение экологической катастрофы.
Основная задача авторов фильма — показать, к чему может привести безответственность и умалчивание реальных угроз. В презентации документального репортажа приняли участие эксперты, представители министерств и местной власти региона, жители шахтерских городов и общественные активисты. Презентация проходила онлайн, поэтому ее можно просмотреть в записи.
Приводим главные прозвучавшие тезисы.

Все шахты Донбасса связаны между собой под землей — отмечает представительница Фонда им. Фридриха Эберта в Украине Мария Коваль-Гончар. Для них не существует линии разграничения. Любые неоткаченные шахтные воды из ОРЛО или ОРДО рано или поздно повлекут за собой подъем уровня шахтных вод на тех территориях Донецкой и Луганской областей, которые контролируются украинским правительством.
«Положителен тот факт, что в рамках Трехсторонней контактной группы начала работать группа экспертов по затоплению шахт. Я очень надеюсь, что это даст толчок в политическом урегулировании этого вопроса и доступа, в том числе представителей МАГАТЭ. Но ситуация, которая у нас сложилась, имеет непосредственные последствия на жизнь и здоровье населения Украины уже сейчас. Это мы говорим об оползнях, загрязнениях подземными шахтными водами, что делает невозможным для людей в дальнейшем пить эту воду. Это еще большая экологическая катастрофа», — отметила во вступительном слове Мария Коваль.
Как акцентировала главная редакторка издания «Восточный вариант» Анастасия Руденко, самая большая проблема — это дефицит информации.
«Может показаться, что на сегодняшнем информационном фоне сейчас не до экологии, но экологические и социальные вызовы не менее важны. Это все может выйти из-под контроля в любой момент».
Также вступительное слово взял Дмитрий Лубинец, народный депутат Украины, глава Комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и АР Крым, г. Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений. Он выразил благодарность за поднятие такой глобальной темы не только жителям Донбасса, но и всей Украины.

«Вместо того чтобы решать гуманитарные вопросы, разблокировать ТКГ, открыть КПВВ и запустить решение элементарных проблем жителей, проживающих как на временно оккупированных, так и на подконтрольных территориях, РФ заняла позицию побуждения к миру посредством войны.
Надеюсь, что такие гуманитарные проекты будут и политикам помогать решать вопросы», — отметил нардеп.
Среди спикеров был заместитель министра по реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Бородай. По его словам, министерство внимательно следит за состоянием.
«Мы проводили некоторые исследования экологической ситуации на временно оккупированной территории и близлежащих территориях к шахтным городкам. Действительно, представленная информация в фильме таковой и является, в некоторых городах она еще сложнее. Это связано с затоплением, шахтная вода по породе идет на нашу территорию. Это может привести к тяжелым экологическим последствиям. Представители Национальной академии наук бьют тревогу, в ТКГ постоянно поднимается этот вопрос. Но в России и на временно оккупированных территориях глухая стена. Они не понимают или не хотят понимать», — говорит Бородай.
Руслан Суков возглавляет городскую власть в прифронтовом Селидово. Это один из городов, где происходили съемки. Селидово располагается на бывших выработках шахты им. Коротченко, которая пока не ликвидирована и продолжает откачку шахтных вод. По словам Сукова, в городе уже деформируются дома.
«Под нами находится 7 млн кубометров воды, которую нужно постоянно откачивать, иначе Селидово уйдет под землю. На это все равно тратятся деньги, если добавить очистную станцию, мы могли бы пользоваться этой водой в своих целях: для наполнения систем отопления, продажи фермерам или для коммунальной агроструктуры. Если мы отходим от угля, то должна быть замена. Трансформация должна быть справедливой. Было бы правильно дать нам возможность создавать рабочие места и зарабатывать на развитие громады», — отметил Руслан Суков.
В ходе дискуссии правовая аналитикиня Анастасия Бондаренко подчеркнула, что все предпринятые действия недостаточно эффективны. Пока нет целевой программы, которая касалась бы именно экологических вопросов.
«У нас до сих пор нет четкого понимания, что именно мы имеем сейчас, нет стратегического подхода. У нас есть указы президента, запущены международные и местные программы, но это не сведено в совместную работу. Каждый делает что-то свое, каждый сам себе отчитывается, что-то происходит, но оно не дает такого эффекта, который должен быть с учетом критической ситуации, которую мы имеем на Донбассе. Нет контроля и мониторинга. Есть люди на местах, которые пытаются как-то продвинуть ситуацию, изменить это к лучшему. Но пока это не будет комплексно на всех уровнях одновременно, у нас вряд ли что-нибудь изменится к лучшему», — говорит Бондаренко.

Житель Торецка, глава ОО «Твой новый город» Владимир Елец объявил хорошую новость: организация «Арктида» провела лабораторные исследования гидрохимического загрязнения поверхностных и подземных вод на территории Торецкой громады. Презентация пройдет в марте.
«Я их видел, здесь много цифр, аналитика, съемки со спутника. Цифры очень страшные, но мы их хотя бы зафиксировали и знаем реальную ситуацию. В громаду входят 19 населенных пунктов помимо Торецка, и в поселках, приближенных к линии фронта, происходят страшные вещи. Первый шаг сделан. Это не предположение, а реальные факты загрязнения территории», — отмечает Елец.
Это пока отчет только по Торецку, подчеркивает Анастасия Бондаренко. Пока мы не видим полной картины, мы не можем планировать меры по предупреждению или уменьшению негативных последствий. При этом отчет производят неправительственные организации. Это частные инициативы, которые видят проблему и готовы решать ее.
«Мы видим большую поддержку со стороны Германии и это понятно, потому что эта страна как никто понимает проблему, как ее можно решить. У них очень развитое законодательство по этому вопросу. То есть, у них есть уже прописанный механизм, как это должно быть решено. Единственная проблема, я боюсь, что в ближайшие лет 10 вряд ли у Украины будет хотя бы десятая часть тех средств, которые были вложены в Германии. Это очень большие средства», — говорит Бондаренко.
По ее словам, Украине нужно делать все программы, все планы с учетом текущей финансовой ситуации, ведь у нас очень большие риски, обусловленные собственно конфликтом, постоянными атаками и рисками, которые это за собой несет.
«Постоянные обстрелы объектов стратегической инфраструктуры — это риск того, что люди могут выезжать из населенных пунктов, и даже если мы дадим им перепрофилирование, вряд ли удастся привлечь много инвесторов. Это все нужно учитывать. Положительные изменения очень медленные, но они есть», — подчеркивает аналитикиня.
Приглашаем к просмотру фильма!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.