Сезон симуляции
На днях депутат Луганского облсовета Родион Мирошник отказался извиняться перед украинским народом по требованию народного депутата Ирины Фарион. «Многие могут указывать на уважительность или неуважительность моих высказываний, но уж точно не Фарион», - парировал он, намекая на любовь самой пани Ирины к провокационным высказываниям. Для тех, кто уже успел позабыть суть проблемы, напомним: Родиону Мирошнику предложили извиниться за слово «недораса», которое он употребил более полугода назад, комментируя языковую политику в Украине. «Получается, если на этом (т.е. на украинском – М.В.) языке мы учим детей, то лишаем их всего, растим просто недорасу», - сказал он на сессии облсовета в июле 2012-го.
Первым тогда пожаловался на Родиона Мирошника в Генпрокуратуру Дмитрий Снегирёв, сопредседатель общественной инициативы «Права Справа». Следом за ним подал в суд и Валентин Ткалич, главный луганский УНПист. С оперативностью, достойной удивления, обиделась в другом конце страны и Ирина Фарион, тогда ещё депутат Львовского облсовета. По каким-то причинам именно её жалоба в Генпрокуратуру возымела последствия и Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали предложила депутату Мирошнику извиниться за свои слова.
Каким бы ни был следующий ход пани Ирины, предмет тяжбы выглядит несоразмерно маленьким относительно раздутого скандала. Что вообще значит слово «недораса» не знает, скорее всего, даже сам Родион Валерьевич. Обиделся ли украинский народ на «недорасу», тоже доподлинно неизвестно. Есть ли народу хоть какое-то дело до Мирошника и его спичей в облсовете, также утверждать с уверенностью нельзя. В общем, повод для эпической битвы за честь нации выглядит высосанным из пальца. Однако, в этой смешной ситуации отражается вся суть политического процесса в Украине, каким он стал после прошлогодних выборов и будет аж до выборов 2015-го. И имя ему – симуляция.
И дело тут вовсе не в темпераменте Ирины Фарион: все без исключения субъекты отечественной политики преимущественно симулируют, выдавая бессмысленные и хаотичные телодвижения за продуктивную деятельность. Взять, к примеру, Арсения Яценюка, недавно объявившего о начале «народного восстания» против «режима». «Мы как оппозиция приняли решение, что нужно идти в народ, нужно просить вас вставать», - заявил он. С какой целью нам следует «вставать» Арсений Петрович, ясное дело, не уточнил. Но и без этого понятно, что речь идёт не о Майдане-2, революции или государственном перевороте, а о серии беспредметных митингов, во время которых оппозиция просто постарается напомнить избирателям о своём существовании. Перебирать не приходится: общество стремительно теряет интерес к двум VIP-зекам, которые обеспечивали оппозиции чуть ли не половину информповодов. Так что чураться блокирования парламентской трибуны и прочих глупостей – непозволительная роскошь. Неудивительно, что «Батькивщина» и «УДАР» похожи на человека, не знающего, куда деть руки: то в карманы их сунет, то пуговицу теребит…
Намного лучше выглядит «Свобода», не разучившаяся ещё устраивать перформансы при отсутствии власти. Но и их «антиленинская» кампания выглядит вопиюще бессмысленной. Да, каменные Ильичи изрядно мозолят глаза. Но изменилось ли хоть что-то в Ахтырке после сноса тамошнего Ленина «свободовцами»? А в стране в целом?.. То же самое можно спросить и относительно курьёза с «недорасой»: какую проблему создал Родион Мирошник своим высказыванием и какая проблема будет решена, если он принесёт извинения?
С комсомольским энтузиазмом в дело впряглись и условно оппозиционные коммунисты. Во-первых, им на роду написано сопровождать своего «заклятого друга» в лице «Свободы» и устраивать идеологические спарринги. Во-вторых, нужно поддерживать реноме самостоятельной и деятельной политической силы. В парламенте своевольничать не дадут, а значит надо симулировать! Например, остервенело бороться с «коричневой чумой», очищать «доброе имя Сталина» и т.п. А уж «покушение» на Ленина в Ахтырке было просто таки царским подарком для КПУ. Но вопрос остаётся тот же: какую не выдуманную социальную, экономическую или культурную проблему решает, например, стычка с антисталинистами в Луганске? Только сало переводят…. «Не верю!» - повторяет вслед за Станиславским украинец, зевая у телевизора.
В общем, украинские политики, не вошедшие во властную обойму, напоминают актёров театра, которые знают, что играют не убедительно, но пересиливают себя и не прерывают свой спектакль. И вовсе не потому, что в партийных штабах сидят одни полудурки – так уж сложился политический расклад.
Дело в том, что после парламентских выборов 2012-го оппозиция оказалась в патовой ситуации. Да, результаты выборов оказались весьма неплохими: кто-то разжился рейтинговыми мажоритарщиками, а кто-то и вовсе из грязи в князи выпрыгнул. Но при отсутствии парламентского большинства и сколь-нибудь значимых рычагов давления на власть, оппозиция не в состоянии реально повлиять на ситуацию в стране. А разогретый предвыборными обещаниями кандидатов и собственными завышенными ожиданиями народ требует действий. И выход у политиков всего один: раз не можешь, но должен, значит симулируй.
Но, как известно, симулировать можно далеко не всё и не бесконечно долго. Если в частые головные боли ещё могут поверить, то убедительно изобразить, например, эпилепсию дано лишь избранным. Поэтому политические симулянты предпочитают «работать» в сфере абстракций: памяти, чести, ценностей, морали. Но хватит ли этого, чтобы удержать интерес публики до президентских выборов 2015-го? Впрочем, похоже, что оппозиция делает ставку не столько на собственную клоунаду, сколько на ожидаемый провал «регионалов». Как в старом анекдоте: «И тут выхожу я — весь в белом». Возможно, это верный расчёт. Вопрос в том, нужны ли нам «у руля» такие вот многоопытные симулянты-рецидивисты.
Видео со страницы Елены Бугаец в Facebook