Северодонецк-2: год после съезда
Спасаясь от подозрительности сотрудников СБУ, отыскавших в риторике некоторых фигурантов съезда угрозу национальной безопасности, организаторы решили не связывать Второй Северодонецкий с Партией регионов. Сцена была закрыта для любителей политической халявы: не пустили для выступления пламенную Витренко, предоставив ей для демонстрации ораторских талантов площадь перед Ледовым дворцом. На съезде была принята резолюция, которой предстояло регулировать действия оппозиции в деле борьбы за полномочия местных советов, русский язык, непризнание воинов УПА, невступление в НАТО. Затем началось очень интересное время, которое, к тому же, закончилось мировым кризисом. Так что некоторые темы отпали сами собой (какое уж тут НАТО или признание бандеровцев воюющей стороной). Поэтому мы попробуем проанализировать прошедший после съезда год следующим образом: возьмем не события, а персоны съезда и проследим их путь за год.
Дмитрий
Табачник
Дмитрий Табачник, в прошлом вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам, блестяще выступил на съезде. Он плавно въехал на место главного концептуалиста партии в борьбе с недобитым при СССР «украинским буржуазным национализмом». Виртуозно выражаясь, Табачник клеймил галичан, которые не ценят превосходства православной цивилизации, а Ющенко попросту сравнивал с Гитлером. Вот так, примерно: «Под «единством» национал-патриоты понимают исключительно предательство интересов наших избирателей, всех жизненных ценностей и готовность принять как руководящую доктрину идеологемы националистической части Галичины, ценности Коновальца, Шухевича, Бандеры. Упаси нас Бог от единства на такой основе...». Но на съезде гуманитарный Табачник, как говорится, «не туда влез». Он вдохновенно зачитывал изобличительную речь, выдумал пару новых «тегов» (понравилось сочетание «оранжевые пираты»), а затем произнес фразу, которая сгубила его политическую карьеру: «Входящие в партию бизнесмены, которые, усвоив поговорку «деньги любят тишину», постоянно пытаются выторговать у Ющенко гарантии бизнесу в обмен на политические уступки, должны понять…» Не важно сейчас, чему их хотел научить этот господин с гламурной бородкой. В каждой партии есть бедные депутаты, они, не имея бизнеса, вынуждены по-всякому зарабатывать языком. «Любящие тишину» Ахметов и Колесников не забыли слов борца с «оранжевыми пиратами». Колесников назвал Табачника «дешевым клоуном» и «казнокрадом», и сообщил, что гуманитарий «ничего… делать не умеет, кроме того, как книжки и картины из …музеев тырить!» (Колесников припомнил, как Табачник подставил Януковича, когда тот подарил «народу Украины» предметы старины, украденные из музея во Львове). Короче, Табачника выкинули из ПР. Теперь он стал чаще писать в «2000» – любимую газету пророссийских радикалов. Наверное, там гонорары хорошие.
Константин
Затулин
Коллега Табачника, депутат Госдумы РФ Константин Затулин был на съезде краток и убедителен. Выступил в стиле Задорного в тех репризах, где тот повествует о «воняющих чесноком хохлах»: «Так вот, у нас в России сейчас тоже идут исторические изыскания. И по недавно найденным документам, гетман Мазепа по заданию Петра перешел на сторону Карла XII. Он работал в глубоком тылу, как Штирлиц. И еще хочу сказать, что, конечно, великий русский поэт Пушкин был эфиопского происхождения. Но эфиопами-то его предки стали, когда 140 тысяч лет назад из Хоруживки переехали в Эфиопию».
Маргинальную остроту оценили любители передачи «Аншлаг! Аншлаг!». Мгновенной реакции украинской власти не последовало: не наказывать же за Пушкина из Хоружевки? Третью «персону нон грата» Затулин получил через полгода. Перед этим он сообщил, что Виктор Ющенко и Папа Римский хотят на пару расколоть православную церковь Московского Патриархата.
Валерий
Голенко
У Луганского спикера, непосредственного организатора Северодонецкого съезда, все в этом году получилось. Из его речи на съезде трудно вычленить какие-либо особые фрагменты. И в то же время, после раздумий, понимаешь – это все не важно, главное ведь то, что остается в голове, пока пытаешься вспомнить – о чем же минуту назад читал? Главный мессидж Валерия Николаевича – «Родина в опасности!» Остальное все от лукавого. Под знаком этой «опасности» и провела год Луганская облрада. На улице Советской есть стенды наглядной агитации. Пиарщики Валерия Голенко регулярно вешали туда что-нибудь отрезвляюще: к примеру, плакаты с изображением вояков дивизии СС «Галичина», свастики, тризубцы. Сегодня, возможно, в рамках правительственной программы по ознакомлению населения с работой НАТО, на стенде облрады появился тщательный фотоколлаж: люди порубанные, порезанные, пострелянные солдатами НАТО. Что-то вроде намека: «Мы идем к вам». Правда, старые фотографии… Можно было воспользоваться свежими кадрами русско-грузинской войны. В этом году облрада провела ряд научных мероприятий по защите русской культуры, на которых были сделаны интересные открытия. Так, профессор газеты «2000» Петр Толочко (также участник Северодонецкого съезда) рассказал, что Евген Коновалец, которого агент НКВД в 1938 году взорвал в городе Роттердаме, в 1945 году был одним из лидеров ОУН-УПА. Соратники Голенко съездили в этнографическую экспедицию на Галичину, откуда привезли отчеты о научных исторических открытиях. Депутат Луганского горсовета Арсен Клинчаев привез сведения о 2000 (двух тысячах) видов смертной казни. Так бандеровцы убивали русских людей. И если бы только русских – и украинцев, и поляков, и евреев. «Естественно, не теории ради — исключительно для использования на практике! И ведь дьявольской «изобретательности» оуновцев в этом вопросе позавидовала бы даже средневековая инквизиция». Еще господину Клинчаеву удалось узнать страшную правду о том, что бандеровцы называли «венком свободы». Бандеровцы прибивали к деревьям сразу по дюжине детишек и называли это произведение «Венок Свободы». Об этих изысканиях сообщает сайт Луганского облсовета. 20 января объявлен конкурс на лучший проект памятника жертвам ОУН-УПА, выбрано место для памятника. Рядом быстренько соорудили детскую площадку, наверное, надеясь – когда современные бандеровцы придут надругаться над памятником, вид веселящихся детишек укротит их свирепость. А еще к поселку Геевка, где проживает защитник всего русского Валерий Голенко, в этом году проложена дорога. Потому что лидеру луганских борцов с героизацией буржуазного национализма нужны хорошие коммуникации.
Виктор
Тихонов
«Нисколько не сомневаюсь, что все происходящее пишется не только явно, – присутствующими здесь журналистами, но и тайно – для последующих оргвыводов», – заявил на съезде Виктор Тихонов. Сессию транслировали в прямом эфире, поэтому мастера оргвыводов могли сэкономить на бензине. Свой главный мессидж Виктор Николаевич вложил в уста националиста Кравчука: «Помните слова первого Президента Леонида Кравчука, который как-то отметил: «Культура большинства тех, кто забрался на самую вершину власти, так низка, что они путают «сепаратизм» с «федерализмом», «федерализм» с «регионализмом», а между регионализмом и автономизацией вообще ставят знак равенства. Ну, совсем как в старой шутке: путал Бабеля с Бебелем, Бебеля с Гегелем, Гегеля с Гоголем, а Гоголя с гоголь-моголем...» И, как оказалось, это совсем не шутка – украинской константой весь последующий год была именно путаница.
Виктор
Янукович
Виктор Янукович год между съездами плохо начал, зато хорошо кончил. На съезде он произнес длинную речь, смысл которой исчезал по мере приближения этой речи к концу. Такого типа фразы: «Чувство повышенной ответственности за каждое принимаемое решение, за каждое слово, произнесенное с высоких властных трибун, отказ от конфронтации, призыв к максимальной толерантности между политиками власти и оппозиции – вот нравственные императивы, которые должны нам помочь выйти из кризиса».
Но это не важно, через полгода он произнес яркую фразу, спутав перед одесситами Бабеля с Бебелем: «Хочу напомнить вам фразу одного из героев Бебеля: «Если хотите за чем-то пронаблюдать из жизни, то зайдите к нам во двор. Там есть над чем посмеяться».
И это тоже не важно. Ибо сейчас у Януковича рейтинг намного выше, чем у Тимошенко и на порядок выше, чем у Виктора Ющенко. Вполне возможно, он станет четвертым Президентом Украины. Хотя и это, само по себе, ни о чем не говорит. В этом и есть главный урок Второго Северодонецкого съезда.
Ярослав ГРЕБЕНЮК