Пять лет замороженного строительства и измененный дизайн. Сейчас мы не можем представить площадь Мира без дворца культуры Химиков в том виде, в котором мы привыкли его видеть.
Однако это здание должно было выглядеть не так, как сейчас. Что этому помешало — в материале Восточного Варианта.
К 1958 году Северодонецк имел статус поселка городского типа, рассказывает краевед Сергей Каленюк. До этого 20 лет он считался поселком.
«В мае 1958 года Пленум ЦК КПСС взял курс на развитие химической промышленности и особенно на производство синтетических материалов. Лисичанский химкомбинат активно развивался, строились новые производства и новое жилье для химиков. Встал вопрос о строительстве и дворца культуры Химиков.
До этого были два поселковых клуба или дома культуры: строителей и работников стеклохимической промышленности. Но это были вовсе не дворцы, в сегодняшнем нашем понимании. Тогда, в 1956, году начали строить Дворец культуры химиков. По проекту его площадь была 3100 квадратных метров, объем здания — более 47 тысяч кубометров. Зрительный зал более тысячи мест, а на сцене десятиметровый круг, который вращается. Стоимость, по официальной смете, составляла 9 млн 617 тыс. рублей», — объясняет краевед.
Но впоследствии строительство пришлось временно остановить, продолжает Каленюк.
Северодончанам, по мнению тогдашней власти, нужно было много дешевого жилья, куда и направили все деньги. На дворцы их уже не хватало.
«Тогда все деньги направили на строительство жилья. Все остальное приостановили. И строительство дворца культуры Химиков тоже приостановили, вплоть пока Хрущев был у власти. Это все считали “лишним”. То есть строили только жилье и заводы», — пояснил он.
После смены власти строительство возобновили, но с некоторыми изменениями. Убрали из проекта купол, колонны и скульптуры. Последние, по легенде, до сих пор закопаны где-то под площадью Мира.
«Сдали уже готовый объект в 1967 году. Строили дворец культуры около 30 организаций. Это уже потом их объединяли в тресты, а эти тресты — в один большой трест. Но у каждой организации был свой фронт работ. Кто-то занимался стенами, кто-то окнами и дверями, кто-то еще чем-то, и так далее. Интересно, есть много свидетелей того, что балкон на втором этаже заливали непрерывно несколько дней. Хотя по проекту его вообще не должно быть», — говорит Каленюк.
Проект дворца был типовой. Похожие сооружения сейчас есть в Бийске, Нижнем Тагиле и Челябинске. Его готовили в министерстве металлургической промышленности, продолжает краевед.
«Это была какая-то архитектурная организация, которая работала на министерство. А наши этот проект где-то увидели. Скорее всего, кто-то в командировке в Москве увидел этот проект, и он ему понравился. Его взяли, но у нас всегда делали по-своему. А когда вообще запретили использовать “лишние” элементы, проект пришлось довольно сильно переделывать. Например, балкон. Его уже доработали. По первому проекту вход в зал должен был быть со второго этажа», — говорит Каленюк.
Для химической промышленности 80-е и 90-е годы стали испытанием, рассказывает Сергей Каленюк.
«Огромные заводы стали никому не нужны. Те товары, которые производил “Северодонецкий Азот” шли в основном на оборонную промышленность Советского Союза. После распада СССР люди не получали зарплату по полгода. Конечно ни о каких реконструкциях дворцов культуры не было и речи», — объясняет краевед.
Однако на волне обретения независимости Украины некоторые изменения в интерьере дворца все же состоялись.
«Над входом в большой зал висела картина известного советского художника-монументалиста Александра Дайнеко. И хотя это было произведение искусства, изображающие быт людей, а не портрет некоего “вождя”, его считали “советчиной” и сняли. На мой взгляд, это неправильно, но в 90-х законы почти не работали, поэтому имеем то, что имеем», — размышляет Каленюк.
Начало 2000-х и еще ближайшие 10 лет были неким расцветом химической промышленности в Северодонецке. Во дворце химиков сделали ремонт как изнутри, так и снаружи. Заменили обивку на креслах большого зала, сделали косметический ремонт холлов и коридоров, покрасили фасад.
Сейчас руководство «Северодонецкого Азота», которому принадлежит ДК «Химиков», неоднократно заявляло о необходимости капитально отремонтировать дворец культуры.
На временно оккупированных территориях остаются люди, которым сложно преодолеть долгий путь к подконтрольной части Украины… Read More
Александр Волчанский — активист, фотограф-анималист из Луганска. Известен своими фотографиями, на которых запечатлел начало войны… Read More
Уже полтора года в столице работает Гуманитарный центр поддержки ВПЛ “Соледар: дорога домой”. Здесь переселенцы… Read More
Военный Дмитрий Хоменко из Ивано-Франковска во время службы на Донетчине получил не только новых друзей,… Read More
Каждый третий четверг мая весь мир отмечает День вышиванки. Начатый как студенческая инициатива, сейчас этот… Read More
Какая сейчас ситуация с безопасностью в Селидово? Где можно получить гуманитарную и медицинскую помощь? Как… Read More
This website uses cookies.