Сергей Соколов: «Озеленение города проводится хаотично. Это проблема»
О ПОЛЕЗНОМ СОВЕТСКОМ ОДНООБРАЗИИ
- Сергей Александрович, если сравнить озеленение Луганска в советские годы и сейчас, как изменился ассортимент и подходы?
- Cоветская школа озеленения была одной из самых лучших в мире, потому что небольшими средствами решались глобальные вопросы благоустройства городов. Ни одно объект не вводился в эксплуатацию, пока не выполняли полностью работу по озеленению и благоустройству.
- Наверняка «конвеерный» принцип давал много брака?
- Действительно, посадочный материал в питомниках не всегда закупался качественный. Но масштабы озеленения были очень большими. Все луганские парки были заложены или реконструированы в 70-80-е гг. Это особенно важно в нашем регионе, где нужно, чтобы 2\3 свободной территории было занято древесными или кустарниковыми породами. Ассортимент был не широким. Однако это были именно те породы, которые приспособлены к нашим почвенно-климатическим условиям. Почти все растения, высаженные тогда, дожили до наших дней и нормально себя чувствуют. Это клен, ясень, ель колючая голубая, можжевельник казацкий, туя восточная, береза бородавчатая, липы - правда, последним нужно было искать места получше. Из кустарников - бирючина, жимолость, спирея, боярышник, кизильник блестящий и многие другие.
- А были попытки разнообразить ассортимент растений?
- Да, еще в 70-е годы, энтузиасты создали дендропарк напротив нынешнего МЕТРО. Там высажено около 250 разных пород деревьев и кустарников, многие из них довольно перспективны. Но документы были оформлены неправильно, и сейчас придать ему правильный статус очень трудно. Это очень ценный участок – ведь за этими породами уже 25 лет никто не ухаживал, и мы можем посмотреть, как эти породы себя чувствуют а наших условиях. Там великолепно растут некоторые виды кизильника, барбариса, лещина древовидная, пихта, несколько видов можжевельника. Изучать их и применять для озеленения города можно и нужно. Но этот парк в плохом состоянии, ему нужен серьезный уход. Раз в год мы проводим там уборку, обрезку, подсадку со студентами. Но это лишь разовые экологические акции.
- Что было главным плюсом той системы озеленения?
- Самым главным преимуществом было наличие программы озеленения и благоустройства. Это значит, что проводился полный цикл от посадки до ухода за растениями.
- Почему Луганск так и не удалось сделать городом роз?
- В конце 80-х-начале 90-х гг. действительно наш областной центр по примеру Донецка хотели сделать «городом миллиона роз». Остатки этих насаждений можно видеть на кольце кв. Гаевого. Все центральные части города были засажены розами. Но применяли розы чайно-гибридные, они прихотливы, а декоративный эффект они дают только во время цветения, он минимальный. Отсутствие полноценного ухода за этими растениями привело к почти полной их гибели.
РЫНОК «ЗЕЛЕНИ» СТАЛ ИМПОРТНЫМ
- Откуда брали посадочный материал в советское время?
- В области действовало 15 питомников. Они занимались и декоративными, и плодовыми культурами. Из работающих в этом направлении на данный момент остались всего 2: плодопитомник «Луганский» и питомник «Каштан». На Острой могиле питомник лет 20 уже не работает. Их оставшиеся посадки понемножку грабят, землю раздают.
- Может, причина закрытия питомников не только в экономике, а и в смене вкусов? Людям захотелось экзотики?
- Вопрос не в том, что изменилась мода, а в том, что раньше на озеленение был госзаказ, а теперь его не стало. Питомник - это сложнейшая система, в которой решить, что они будут продавать сегодня, надо было еще 15 лет назад, чтобы молодое дерево успело вырасти. Так, оптимальный продажный возраст саженца ели колючей голубой – от 7 до 15 лет (высота от 1 до 1,5 м). Питомники перестали проводить высадку, как только прекратился госзаказ. Сегодня они бы и рады продавать, но нечего. В городе только во время реконструкции зеленых насаждений высаживалось около 30-40 тысяч растений в год. А частникам на рынке питомник может продать 1-3 тысячи саженцев. Это несравнимые объемы. Но если бы оставался госзаказ, то даже эти два питомника смогли бы обеспечивать посадматериалом город сегодня и в будущем. Об этом мало кто задумывается. К примеру, в управлении архитектуры утверждают проекты, а о том, как будет озеленена территория, не думают.
Не каждый человек может позволить себе раскошелиться и отдать за 1-1,5 метровое растение за 700-600 грн. Это дорого. Из-за этого в Украине выиграли европейские питомники, которые завозили небольшое количество саженцев на продажу и как раз покрывали существовавший спрос.
- Сколько завозят сегодня в страну такого товара?
- В целом в Украину ввозится посадочного материала на 2-3 млрд. грн. Страны-поставщики - Польша, Голландия, Германия, Венгрия. В нашем городе занимается озеленением сейчас около 15 фирм и организаций. Но, к сожалению, мы видим стойкую тенденцию к тому, что на всех участках породы одни и те же. Иностранные партнеры предупреждали нас об этом еще несколько лет назад: как и Европа, мы пришли к тому ассортименту, который предлагают такие гипермаркеты, как «Эпицентр». Их ассортимент становится определяющим. И снова, как и в советские времена, теряется разнообразие.
Еще одна проблема – все высаживают новые для региона растения на свой страх и риск.
Не подведена научная база под применение тех или иных культур. Даже на Донецк нам нельзя равняться. У них там хорошо растет самшит и платан, например, а в нашей зоне эти культуры вымерзают в течение первых двух-трех лет, особенно платан.
РУБЯТ С ПЛЕЧА?
- Очевидно, что в современном Луганске проблемы с озеленением. Их можно исправить?
- Проблема в том, что озеленение города проводится хаотично. Средства выделяются немалые, но нет постоянного ухода за растениями. Например, решили провести реконструкцию парка к какой-то дате – вложили деньги, что-то высадили и все! Нет плана развития. Или другой пример: нам звонил «Зеленстрой», советовались, как лучше обрезать липы на ул. Советской. Мы сказали, что их вообще нельзя трогать. Вы думаете, кто-нибудь нас послушал? Обрезали, и теперь больше половины из них могут погибнуть. Они и так мучились, потому что все вокруг них заасфальтировали, а теперь еще и обрезали. Решили изменить формировку, сделать стриженую форму. Но это делается еще в питомниках, а не у взрослых растений.
Меня очень радует, что в последние годы в городском озеленении очень много используют можжевельники. Здесь любые формы и цвета – серый, зеленый; низкий, высокий, стелящийся, колонновидные, обратнопирамидальные формы… У них прекрасные фитонцидные, бактерицидные свойства, хорошая стойкость к задымлению, запылению.
Но это все лишь сопутствующие породы, нужен костяк. А с ним проблемы. Например, привезли сюда и сделали популярными каштаны. Неплохо, но осенью эта порода «головопадная». А последние годы они все болеют мучнистой росой. Это серьезная проблема, ведь теряется не только эстетика: деревья в угнетенном состоянии. Их можно вылечить, но никто не рискнет обрабатывать химикатами такие обширные насаждения в городе.
Наши деды были в этом вопросе умнее – сажали то, что выдерживало все невзгоды. Из того ассортимента лишь вязы пострадали от долгоносика, но уже через год все нормализовалось.
- Самая популярная претензия к советскому зеленстрою о высадке тополей. Каждое лето города утопают в тополином пуху, который вызывает аллергию. Почему их не заменят?
- Аллергию вызывает только один вид «Тополь обыкновенный», и только женские особи этого вида. А высаживали тополя потому, что они быстро растут, отлично очищают воздух от пыли и вредных примесей, уменьшают шум и задымленность, образуют много кислорода. Но сейчас многие из них болеют. Их обрезают, опять-таки с нарушениями правил, что в перспективе приведет к поломке веток, оголению центра кроны, потому что убрали ее скелетные образования.
ЭКЗОТИКА БЫЛА ВСЕГДА, А ТЕРПЕНИЕ – НЕТ
- Есть ли сейчас в «зеленой» палитре города то, о чем не приходилось в советское время даже мечтать? Какие-то заморские растения, которые было не достать из-за «железного занавеса»?
- Никто никогда не думал, что у нас на разделительной полосе будут себя великолепно чувствовать петунии. Я хлопаю в ладоши «Зеленстрою» за это. Было бы хорошо добавить на разделительных полосах кустарники, которые уменьшали бы запыленность, загазованность. Цветы - это больше эстетика, а древесные и кустарниковые растения – это уже эстетика плюс экология!
А что касается экзотики, то мало что изменилось сейчас. Даже в советское время мы в Луганске видели цветение магнолии кобус. Энтузиасты были всегда и привозили разные культуры.
- Климат диктует свои коррективы в озеленении?
- В целом наши местные породы стойкие. Некоторые конечно отойдут, очень плохо себя чувствует сейчас липа. Но не стоит забывать, что в городах мы можем играть микроклиматическими условиями: защитить от пересыхания, вовремя полить, посадить в правильном месте, вовремя обмыть крону и пр. Эти агротехнологические приемы общеприняты, но именно ими мы можем сохранить зеленые легкие города.