СЧЕТЧИКИ БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ
Пять лет назад Верховная Рада Украины приняла Закон «Об общегосударственной программе реформирования и развития ЖКХ на 2004-2011 годы». Один из пунктов этого закона предполагает финансирование мероприятий, направленных на энергосбережение в коммунальном хозяйстве. Ежегодно из госбюджета направляют городам миллионы гривен на оснащение многоквартирных домов приборами учета воды и тепловой энергии, а также на ремонт тепловых сетей и котельных, то есть на улучшение ситуации с централизованным отоплением. Только в прошлом году 24 населенных пункта Луганской области получили на эти цели ни много ни мало – 17 миллионов 355 тысяч гривен. Однако эффекта от реализации этой программы в нашем регионе пока никакого. В чем же причина? Общественная организация «Политсоциум» провела исследование по вопросу куда, как и, главное, насколько целесообразно были потрачены данные государственные средства в Луганской области. Выводы неутешительные.
Мониторинг осуществлялся в пяти городах области: Стаханов, Брянка, Красный Луч, Краснодон и Луганск. Что интересовало: какие основания были предоставлены местными органами власти для получения субвенции, рационально ли использовались эти государственные средства, и насколько открыты органы местного самоуправления в процессе освоения субвенций. Вот, что удалось выяснить в ходе «расследования».
Вопрос первый: куда?
В противовес задачам государственной стратегии энергосбережения, которая направлена на развитие и модернизацию систем централизованного отопления, наши местные власти всячески способствуют развитию автономного отопления, причем как в жилых домах, так и в коммунальных учреждениях. По последним данным, в Луганской области почти 40% квартир перешли на «автономку». Краснодон, Красный Луч, Свердловск уже практически полностью отказались от централизованного отопления. Но это не мешает местным чиновникам по-прежнему получать и «зарывать в землю» миллионы государственных средств.
– Как выяснилось в процессе мониторинга, чтобы получить от государства деньги под эту программу, чиновники «подгоняли» необходимые расчеты под условия выделения средств, зафиксированных в законе, – говорит руководитель ГО «Политсоциум» Владимир Иванов. – Никто не рассчитывал, например, сколько жильцов в том или ином доме «выиграет» от реконструкции котельных и от установки внутридомовых счетчиков на воду и тепло. Ведь не секрет, что большинство жителей, не дожидаясь помощи государства, уже поставили в квартирах автономное отопление и все счетчики.
Выходит, что отсутствие четких критериев в законодательстве, которые бы определяли целесообразность ремонтных работ на объектах ЖКХ и установку приборов учета, приводит к тому, что государственные средства получают далеко не те, кому они действительно нужны.
Вопрос второй: как?
Чтобы понять, как расходуются субвенции на местах, приведем несколько примеров.
В 2007 году за бюджетные средства в пяти «исследуемых» городах было установлено 357 приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах. Из них только 224 введены в эксплуатацию. На воду было поставлено 63 счетчика. До сих пор ни один из них не работает.
В 2008 году Стаханов, Брянка, Краснодон и Луганск получили на эти цели из госбюджета 1 млн. 143 тысячи гривен. Установлено 40 счетчиков тепловой энергии и 5 приборов учета потребления воды. Но ни один из них не используется.
Мэрия Красного Луча пошла еще дальше.
– В прошлом году чиновники получили и потратили почти 1,5 миллиона гривен субвенции на ремонт Краснолучской котельной и ее тепловых сетей. А в этом году уже приняли решение о прекращении эксплуатации данных объектов в связи с переходом коммунальных учреждений и домов, которые они обслуживали, на автономное отопление, – рассказывает Владимир Иванов.
Спрашивается, зачем было вбухивать бюджетные средства в объекты, которые через полгода после ремонта попадут под «списание»?
Похожая ситуация и в Луганске. На реконструкцию котельной на квартале Солнечный, а заодно и на ремонт теплотрасс и труб горячего водоснабжения близлежащего микрорайона было выделено из госбюджета 8 миллионов 377 тысяч гривен. Еще столько же вложили в этот проект город и инвестор. Котельная так и не заработала, а горячая вода вообще оказалась не нужна потребителям. Согласно опросу, почти 70% жителей квартала Жукова (который будет обслуживать новая котельная) отказываются от услуг горячего водоснабжения: одним не под силу высокие тарифы, другие давно обзавелись бойлерами. Кроме того, внутридомовые сети горячего водоснабжения не готовы принять кипяток ввиду своего износа, и денег на их ремонт у города нет. Вопрос: зачем восстанавливать трассы, подводящие к домам горячую воду, если конечный потребитель ее все равно не получит, да и подавать ее некому?
Вопрос третий: для кого?
Знаете ли вы о программе по энергосбережению? А о том, как и куда расходуются государственные субвенции? И почему в домах, где поставили счетчики тепловой энергии, стоимость отопления выше городского тарифа (хотя должно быть наоборот)?
Люди задают эти вопросы чиновникам. А в ответ… тишина.
«Политсоциум» направил 22 информационных запроса в местные органы власти с целью приоткрыть эту завесу тайны. 9 из них проигнорировали. В четырех из пяти исследуемых городов области вообще отказались предоставлять данную информацию, ссылаясь на ее конфиденциальность. Так от кого и что скрывают наши власть имущие?
Светлана РУСЛАНОВА