Счастливый случай Вячеслава Воронкина
Задумывались ли вы когда-нибудь, какую роль в нашей жизни играет случай? Порой самый обычный случай влечет за собой множество последствий – даже таких, как олимпийское золото. Так произошло с Вячеславом Ивановичем Воронкиным. В 1971 году он приехал в Луганск и совершенно случайно попал в ФСО «Динамо». В след за тренером, в свою очередь, в Луганск перебрался и Владимир Федорец, который воспитал легендарных олимпийских чемпионов Ольгу и Виктора Брызгиных.
Вячеслав Воронкин много лет возглавлял легкоатлетическую школу в манеже «Динамо», затем был зампредом в областном совете физкультурно-спортивного общества (ФСО) «Динамо». Именно благодаря ему в Луганске появился талантливый тренер Владимир Федорец, который воспитал многих выдающихся спортсменов, среди них олимпийские чемпионы – Ольга и Виктор Брызгины.
Родился и начал заниматься легкой атлетикой Вячеслав Иванович в г.Грозном. Там же завоевал звание чемпиона юга России, закончил университет, начал работать тренером; там же у него начал заниматься десятилетний Владимир Федорец.
– Как вы в Луганск попали?
– Мой однокурсник Игорь Писаренко (один из тренеров гимнаста Александра Береша, – прим. авт.) предложил мне перебраться в Луганск. Вот по его приглашению я приехал сюда и совершенно случайно попал в «Динамо». По дороге из аэропорта спросил у пассажиров в автобусе, где мне можно найти спортивное общество. Мне посоветовали выйти на с/к «Динамо».
– Получается, что, собственно, у вас и протекции никакой не было, вы приехали наобум?
– Совершенно верно, пришел к председателю совета и сказал: «Я хочу у вас работать». На тот момент я думал, что это областной спорткомитет. В Луганск я планировал забрать своих лучших учеников из Грозного и устроить их в спортинтернат. Мне председатель совета и говорит: «Зачем тебе спортинтернат? Иди к нам работать, мы тебе и твоим спортсменам создадим все условия…»
Я не стал больше никуда ехать и согласился. Мне и моим ученикам сразу же дали жилье. Я вернулся в Грозный, рассчитался с работы, забрал ребят и 28 августа 1971 года приехал в Луганск.
Приблизительно в это же время из армии возвращается Владимир Федорец, он решает последовать за своим тренером.
– Володя приехал ко мне и говорит: «Я хочу у вас тренироваться или работать». И мы с ним решили, что лучше ему приступить к тренерской работе.
Он начал тренировать, я ему передал свою группу, потому что мне как директору школы было сложно совмещать тренерскую и организационную работу.
Вообще на тот момент нам удалось в школе собрать мощный костяк, как тренеров, так и спортсменов. Виталий Афанасьевич Петров занимался с Бубкой, Федорец воспитывал Брызгиных.
– Бубка потом все-таки в Донецк перешел…
– Увы, да… У Петрова были семейные неурядицы – мать не могла ужиться с невесткой, он просил дать однокомнатную квартиру. В те времена получить квартиру было не так-то просто, хотя, в принципе, и сейчас это нелегко сделать. Нам выделили тогда только одну квартиру, а претендентов на нее было два – Петров и Федорец. У них тогда на тренерском поприще были равные успехи. Не знаю, может быть, свою роль сыграло то, что Федорец был моим воспитанником – квартира досталась ему. Петров обиделся, посчитал это решение несправедливым и вместе со своим учеником Сергеем Бубкой уехал в Донецк, там для них создали все условия.
– А как в вашей школе оказались Брызгины?
– С Виктором все просто – он коренной луганчанин, а вот Олю наш тренер заметил в 1979 году на юношеских соревнованиях центрального совета «Динамо» в Гомеле. Она там каких-то особых результатов не показала, но было заметно, что девочка одаренная и у нее большой потенциал. Тренер позвонил мне и говорит: «Вячеслав Иванович, есть перспективная девочка, я могу ее уговорить переехать в Луганск (Ольга родом с Урала). Как вы на это смотрите? »
Буквально через неделю девушка начала тренироваться в Луганске. Так как на тот момент она была еще школьницей, ее определили в спортинтернат в группу к Виктору Червяку, но опекало ее во всем «Динамо». По окончанию интерната Ольга начала тренироваться у Владимира Федорца. В этот же момент будущую чемпионку пытались переманить киевляне.
– Условия для тренировок мы тогда создавали идеальные. «Динамо» была передана база в Кременной, там ребята тренировались летом, а зимой – в манеже. Федорец, кстати, до сих пор там проводит сборы для своих спортсменов. Он сам говорит, что ему не нужно ехать ни в Италию, ни во Францию, каждую весну он с ребятами приезжает в Кременную.
Луганская школа была одной из сильнейших в Украине и ведущей в Союзе.
Задумайтесь только: с Олимпиады в Сеуле (1988 год) наши спортсмены привезли три золотых награды. Для Луганска, для школы это был большой успех. Ольга стала первой в беге на 400 м, а в эстафете 4 по 400 м в составе сборной СССР установила мировой рекорд, который по сей день не побит – 3,15 минуты. Виктор Брызгин также становится олимпийским чемпионом в эстафете 4 по 100 м.
Следующая Олимпиада также приносит медали. В 1992 году в Барселоне Ольга Брызгина завоевывает серебряную медаль в беге на 400 м и золото в эстафете 4 по 400 м . После такого триумфа Федорцу присваивают звание почетного гражданина города Луганска, а молодой семейной паре дарят квартиру в центре города.
– Обычно тренера не приветствуют романтические отношения своих воспитанников, как это было в случае с Брызгиными?
– В этом-то как раз случае было все наоборот. Представьте себе, если бы Оля вышла замуж, к примеру, за какого-нибудь одессита или киевлянина. Тогда бы существовала большая вероятность, что она может покинуть Луганск. Для тренера, для «Динамо» и вообще для города образовавшаяся пара Ольги и Виктора была просто идеальным вариантом – два великих спортсмена создали семью.
– Вот вы говорите, Брызгину заметили на соревнованиях в Гомеле. От чего отталкиваются тренера, обращая внимание на того или иного спортсмена – данные атлета или это все-таки больше интуиция тренера?
- Все вместе: смотрят на результат и, конечно, доверяют интуиции. Кстати, у Федорца она очень сильно развита. Признаюсь вам, что я не верил в то, что Виктор Брызгин может стать чемпионом СССР и тем более Олимпийских игр. А он в нем всегда видел перспективу. На одном из совещаний я ему даже как-то сказал что-то типа «если он будет делать ставку на таких, как Брызгин, то сомневаюсь, что сможет чего-то добиться на тренерском мостике». Владимир всегда верил в Виктора, тогда он мне ответил: «Ему еще рано показывать высокие результаты». Время все расставило по своим местам, я оказался неправ.
По сей день у меня замечательные отношения с Брызгиными, с Федорцом. Кстати, Володя в Киеве сейчас тренирует старшую дочь чемпионов – Лизу Брызгину, она совсем недавно стала чемпионкой Украины среди взрослых. Лиза параллельно выступает за два города – Киев и Луганск. У этой девочки большое будущие.
– В конце концов, Федорца переманили в Киев?
– Да, произошло это после успешной Олимпиады. Хотя Луганск и раньше мог потерять этого талантливого тренера. Мне не очень приятно вспоминать, но однажды Володя вместе со своими спортсменами переехал в Одессу. Я был строгим и жестким руководителем. Владимир в каких-то моментах со мной не соглашался, считал, что я к нему предвзято отношусь, спрашиваю с него больше, чем с остальных, вот и уехал в Одессу. Но спустя 8 месяцев, снова вернулся в Луганск, но возвращаться ко мне не захотел, тренировал ребят на «Авангарде». В конце концов, мы встретились, поговорили по душам и он вернулся.
– Расскажите о своей семье.
– С женой познакомился в Грозном, она к спорту никакого отношения не имела. У нас родился сын Вадим, он свою жизнь решил со спортом не связывать, занялся бизнесом. Затем я занялся воспитанием внука Никиты. Семь лет назад моя супруга ушла из жизни, с тех пор мы с Никитой живем вдвоем. Он закончил ЛГУВД имени Э.Дидоренко и работает следователем по экономическим преступлениям.
– Как вы отдыхаете?
– Очень люблю встречаться с друзьями. У меня дом в Макарово, там же у меня есть и бильярдный зал. Вот там мы очень часто встречаемся с друзьями. Собираем грибы в лесу, жарим шашлыки, играем в бильярд – в общем, жизнь продолжается.
Юлия Шматченко