Счастье постигать самому
Светлана Усикова сегодня сожалеет, что пришла к системе дошкольного воспитания Марии Монтессори уже после того, как ее собственные дети подросли. Иначе бы она воспитала их по этой системе – так, как воспитывает теперь других детей. Нетрадиционная педагогика стала делом ее жизни – любимым и нескучным.
О системе Марии Монтессори любой человек хоть что-нибудь, да слышал. Сто лет тому назад итальянка поняла, что из любого ребенка можно воспитать гармоничную и успешную личность, особенно если начать заниматься этим с самого раннего возраста. Она не ставила цель воспитать гениев – скорее, здоровых, талантливых людей, лидеров. И она не была первой, кто детально работал над этим. Но благодаря опыту предшественников и своим наблюдениям, ей удалось создать удобную и достаточно простую систему воспитания детей, благодаря которой они развивались гораздо раньше своих сверстников. Впрочем, сведения о самой Монтессори вы без труда можете найти в Интернете или в книжных магазинах. В этой же статье мы поговорим о личном опыте работы луганчанки Светланы Усиковой с системой Монтессори.
На сегодняшний день говорить о том, что Монтессори-педагогика у нас прижилась, не получается. Лишь один детский сад – и тот не в областном центре, а в Ровеньках, – работает по данной системе. Хотя еще несколько лет назад на базе Луганского детского сада № 14 была специализированная группа, где детей воспитывали по методике Монтессори. Там же и работала Светлана. Но потом что-то не срослось, и она «ушла в свободное плаванье». С одной стороны, и без того небольшую зарплату перестали платить вовсе (1996-97 годы), с другой – у руководства оставалось определенное равнодушие к нетрадиционной системе. С того момента эта женщина занимается с детьми на дому – как правило, приглашают ее более прогрессивные, современные родители. «Думаю, что не прижилось это в наших детских садах потому, что нам, нашему менталитету ближе традиционная форма воспитания, – говорит Светлана. – Многое осталось еще с советских времен, хотя ту «систему» сейчас все критикуют. Но, несмотря на это, она себя не изжила и продолжает работать. По большому счету, в детских садах ничего не изменилось. Воспитатели переживают не столько о воспитании самих детей, сколько о соответствии занятий определенному плану, соблюдают формальности, следуют программе. За этим они просто не успевают формировать индивидуальный подход к ребенку».
В отличие от такой – традиционной для нас – формы воспитания, детский сад Монтессори выглядит кардинально иначе. Вообще, со стороны сначала может показаться, что там царит некий «маленький хаос»: группа детей смешанного возраста занимается кто чем придется. На самом деле, это и есть ключевое в Монтессори-педагогике: каждый ребенок делает именно то, что необходимо именно ему, к чему стремится его натура в данный момент. А это значит, что один в это время постигает азы письма, другой учится считать, третий – составлять собственное представление о том или ином понятии. Всё в соответствии с главным принципом всей системы: «помоги мне сделать самому». С одной стороны, дети вроде бы и предоставлены сами себе, но с другой – рядом взрослый, который чутко и внимательно следит за тем, чтобы ребенок был занят тем делом, которое нужно именно ему. А секрет здесь в том, что у каждого маленького человека есть так называемые сендитивные периоды – когда он наиболее восприимчив к усвоению чего-либо. Эти периоды, как говорит Светлана, очень важно уловить и понять, что ребенку интересно именно сейчас. И он обязательно «схватит» все на лету.
Дети из Монтессори-групп в возрасте до 6 лет, помимо знаний начальной школы (алфавит, письмо, счет), имеют навыки самообслуживания. Они без труда приготовят себе бутерброд и уберут после себя посуду, а мальчики знают, как вкрутить гайку или забить гвоздь. Но не нужно забывать, что это еще очень маленькие дети, – поэтому сравнивать их со взрослыми все-таки не стоит. Для них получение и применение этих навыков – скорее, увлекательная игра, которая им нравится.
А еще эти дети растут уверенными в себе и общительными. Светлана иллюстрирует это примером из собственной практики. «Мальчик – Илюша – ходил сначала в обычную детсадовскую группу. И его там считали… слегка отсталым, с задержкой психического развития. От других детей он отличался поведением, вел себя, как маленький волчонок. Устраивал истерики, у других детей отбирал игрушки, падал на пол, что-то требуя. Воспитатели с ним мучались. А однажды его мама попросила взять мальчика в нашу группу. Конечно, ему нужен был период адаптации. Сначала он вел себя очень зажато: схватит какую-нибудь игрушку, сядет где-то в углу и боится, что у него сейчас это отнимут, ругать будут. Но когда он понял, что здесь его никто не будет наказывать и кричать, – все его капризы куда-то исчезли, и открылся совершенно нормальный ребенок».
Кстати, игрушки в детском саду Монтессори – особенные. Они называются развивающими, потому что каждая продумана так, чтобы манипуляции с ней позволяли ребенку открыть и зафиксировать нечто, что ему еще незнакомо. Чего здесь только нет: малыш играет с бусинками, а в память закладываются представления о счете – десяток, сотня, тысяча. Вот цветные брусочки разных размеров – взрослому они кажутся примитивными предметами, а для ребенка открывают понятия цвета и длины. Кусочки тканей сообщают ему, что значит «мягкий», «шершавый», «жесткий». Разнообразные материалы – металл, гранит, пластмасса открывают понятия тепла и холода. И так далее. В детском саду Монтессори даже развивающая зона создана для детей: кухня, например, абсолютно настоящая, но при этом столы, раковины и холодильник маленького размера. А все для того, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно в этой среде. «Это удивительно, – комментирует Светлана, – но еще в 1982-83 годах в СССР самой системы Монтессори не было, но идеи ее уже частично использовались. Тот же Никитин прославился тем, что дал детям работать с кубиками, – а ведь это Монтессори материал».
Результаты воспитания детей по системе Монтессори могут превзойти все ожидания. Человек растет гармоничной личностью, и даже если он не займет какой-то высокий пост, то уж счастливую личную жизнь сможет построить обязательно. «Весь смысл в том, что дети учатся быть самостоятельными, своими силами принимать решения. Мы, воспитанные по традиционной методике, вырастаем беспокойными, часто не знаем, как правильно поступить, что выбрать для себя. Мы привыкли чего-то опасаться, у нас множество страхов. А эти детки вырастают уверенными. И личная жизнь у них сложится удачно – хотя бы потому, что они изначально знают, какой человек нужен им рядом».
Однако, наряду со всеми очевидными преимуществами системы Монтессори, некоторая осторожность родителей в этом вопросе все-таки должна иметь место. Безусловно, методика очень распространена в мире и очень известна. Но мнения о ней продолжают быть неоднозначными. Одни целиком и полностью разделяют ее совершенство, другие утверждают, что подобная форма воспитания может нанести вред ребенку, форсируя его естественное развитие. Противники системы основываются на том, что в последнее время, особенно в крупных городах, вся система Монтессори поставлена на поток: педагогов штампуют партиями, частных детских садов становится все больше, и контролировать весь этот воспитательный процесс, кроме самих воспитателей, некому. И понятно, что детские сады, где к системе относятся непрофессионально, и больше как к бизнесу, нежели как к методике воспитания, портят репутацию всей системы имени Монтессори.
Но если бы она была неэффективной, а тем более вредной – смогла бы она существовать на протяжении ста лет по всему миру? Эффективность ее, прежде всего, зависит от воспитателей, которые либо любят детей и умеют с ними работать, либо нет. Светлана Усикова рассказывает, что она системе Монтессори обучалась в Москве, в филиале Assosiate Montessory International – это официальная Ассоциация, филиалы которой есть по всему миру. Так вот, по ее словам, некоторая часть желающих там обучаться отсеивается после расширенного психологического теста. Потенциальных учителей могут «забраковать» уже на начальном этапе только потому, что они не соответствуют образу детского воспитателя. В тестах выявляют мягкость педагога, особенности его характера и темперамента – сможет ли он в дальнейшем быть внимательным к детям? Поэтому, конечно же, к системе Монтессори можно применить такое сравнение, что это инструмент, работа которого зависит, прежде всего, от того, в чьи руки он попадет. Родители же обязательно чувствуют, вредит ли ребенку нечто, или приносит пользу.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга Кочура, заведующая детским садом № 14 г.Луганска:
«Группа Монтессори находилась в помещении нашего детского сада несколько лет тому назад на арендной основе, и мы к ним отношения не имеем. Но на основе своих наблюдений могу сказать, что сама система себя полностью оправдывает. Если бы у нас, бюджетного учреждения, была возможность внедрить ее, мы бы с удовольствием это сделали! Основное препятствие – у нас просто нет денег. Нужны развивающие игрушки Монтессори, которые стоят недешево. И если перед нами стоит выбор – сделать ремонт кровли или отопления, то на развивающие игрушки средств тем более нет. Финансирование у детских садов сейчас очень скудное, хватает лишь на основные нужды. Поэтому в данный момент нам ближе – по финансовой составляющей – система Никитиных». (Данная система является также методикой развития гармоничной, развитой личности и базируется на свободе творчества детей и прививания любви к спорту, – авт.)
Елена СТАРЫХ