Русский язык будут защищать от государственного
Депутаты Луганского областного совета 30 декабря 2010 года приняли Региональную целевую программу развития и функционирования украинского и русского языков в 2011-2014 гг. На программу за 4 года планируют потратить около 2 млн. грн. В целом в ней нет каких-то революционных новаций, она направлена на развитие базы библиотек, проведение мероприятий среди школьников, повышение квалификации педагогов-словесников.
Однако эта программа подчеркивает акценты в языковой политике луганских властей. Видно, что они до сих пор, выбирая между украинским и русским делают выбор в пользу последнего.
«Программа разработана в связи с необходимостью сбалансированного развития на Луганщине как украинского, так и русского языков, что будет способствовать гармонизации общения и играть консолидирующую роль в становлении основ гражданского общества», говорится в документе.
Главная цель программы – «гармоничное развитие и функционирование украинского и русского языков, воспитание уважения к обоим языкам со стороны жителей области, сохранение в области социокультурной среды».
Достигать этой цели планируется, в первую очередь, приведением сети образовательно-воспитательных учреждений в соответствии с языковым составом населения области.
- Главное – отдавая ребенка в первый класс, родители делают выбор, на каком языке он будет обучаться. Такая политика проводилась и будет проводиться, - говорит по этому поводу начальник управления образования и науки ЛОГА Ирина Цымбал.
По данным разработчиков программы – Управления образования и науки Луганской областной государственной администрации - в последние годы растет число учеников общеобразовательных школ, которые учатся на украинском языке. Так, в 2004-2005 гг. на госязыке учились 29,5% детей, а в 2010-2011 гг. - уже 48,5% учеников. Приводя эту статистику, разработчики не забывают и о главном политическом козыре ЛОС – данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, по итогам которой русский язык считают родным 91% населения области.
« Таким образом, использование и развитие русского языка требуют защиты, поддержки и регулирования в соответствии с требования действующего законодательства», - делают вывод разработчики программы.
Фактически этот тезис свидетельствует о том, что «борьбу» за «защиту» русского языка региональные политики намерены продолжить. Однако если последние лет 5 она была «митинговой» и заключалась в основном в обращениях, требованиях и комментариях, то теперь власти приступят к практической деятельности.
Чиновники считают, что в Луганской области должны быть созданы условия для внедрения в учебных учреждениях «двуязычного изучения предметов». Также планируется расширение сети профильных филологических классов в соответствии с потребностями учеников, обеспечение школьных библиотек классической и современной художественной литературой на украинском и русском языках в соответствии с потребностями читателей (на это, кстати, планируют выделять по 100 тыс. грн. в год).
После того, как сначала парламентской Комитет по вопросам культуры и духовности, а затем и Институт политических и этнонациональных исследований имени Кураса НАН Украины забраковали проект закона «О языках», разработанный в том числе луганским нардепом Александром Ефремовым, языковую программу луганским чиновникам пришлось разрабатывать на старой нормативной базе.
Показательно, что в числе законодательных актов, на которых основаны правовые аспекты программы, нет столь любимой луганскими политиками Европейской хартии региональных языков или языков меньшин, а упоминаются только Конституция Украины, в которой говорится о едином государственном языке в Украине, а также законы «О языках в Украинской СССР», «Об образовании» и «Об общем среднем образовании». Программой предусмотрено «обеспечение равных возможностей для получения языка на украинском и русском языках».
Впрочем, даже бюджетные планы областных властей показывают, что больше внимания они собираются уделить именно вопросу защиты и развития русского языка.
Например, на проведение ежегодных съездов участников кружков «Плекання української мови» планируется выделять по 10 тысяч, а на предоплату для школьных библиотек научно-методического журнала «Русский язык, литература, культура в школе и вузе» - по 50 тысяч в год. На проведение областного этапа Международного языково-литературного конкурса ученической молодежи им. Тараса Шевченко – по 30 тысяч гривен в год, а на проведение мероприятий, связанных с памятью о Владимире Дале – по 40 тысяч в год (областной конкурс «юных далеведов» и «Мой земляк Владимир Даль» на знание русского языка и литературы среди учеников и студентов ко Дню русского языка).
В этом контексте стоит также отметить, что конкурс на знание украинского языка им. Петра Яцыка, который проводится уже 11 лет, бюджетной поддержки в 2011-м не получит – им будет заниматься Лига украинских меценатов. На этот счет директора Лиги украинских меценатов Михаила Слабошпицкий был весьма категоричен – конкурс стал жертвой политики Минобразования.
Оценивать качественные и количественные показатели выполнения программы планируют исходя в первую очередь из результативности участия ученической и студенческой молодежи в областных, всеукраинский и международных «мероприятиях филологического характера». Причем, судя по всему, в них украинские ученики будут принимать участие со своими ровесниками из России.
Показательно, что в аналитических материалах программы в числе «слабых» ее сторон указывается «ежегодное уменьшение количества школ с русским языком обучения и общее уменьшение числа часов на изучение украинского и русского языков на факультативах, спецкурсах в учебных заведениях области.
В целом стоит отметить тот факт, что петлю на шее русского языка в Украине ослабили – в 2011 году в Украине будет даже олимпиада по русскому, чего не было в последние годы. Но есть и тенденция к медленному, но стабильному росту числа детей, которые получают образование на украинском языке. И она говорит сама за себя.
Однако спокойствия в этом вопросе не будет явно – чего стоит только скандал с закрытием школы с украинским языком обучения в Лисичанске. И хотя в городе она не единственная украинозычная, выбора властей может быть остановлен именно на ней. И хотя чиновники полностью отрицают какую-либо языковую подоплеку, она все равно есть – ведь вполне возможно, что школа малокомплектна именно потому, что там учат на украинском. Такая же проблема и в Донецке.
Показательно, но если еще несколько лет назад политики говорили о защите русского языка на востоке Украины, то теперь их же словами им отвечают рядовые граждане, требуя оставить в покое украинский.