Схема информационной войны: для чего создаются российские фейки и как их распознать
С началом полномасштабного российского вторжения на территорию Украины вражеская пропаганда начала расти еще активнее, чем раньше. Массмедиа, каналы в социальных сетях, радиовещание — все это ресурсы, где россияне навязывают свои идеи, в частности, жителям временно оккупированной Донетчины и Луганщины.
Вражеские информационные манипуляции — это уже отлаженная система, способная захватить сознание большого количества людей. Иллюзия хорошей жизни при так называемой “новой власти” дает возможность оккупантам взять под свой контроль жителей в оккупации. “Восточный Вариант” вместе с эксперткой разбирает тему фейков и манипуляций и дает советы, как их самостоятельно распознать.
Как и для чего оккупанты создают фейки и дезинформацию?
Российские фейки создаются как часть государственной пропаганды, которая распространяется как для собственного народа, так и всего мира, в частности на граждан Украины.
По словам Натальи Зубарь, главы правления Информационного центра “Майдан Мониторинг”, целью фейковых вбросов является “управление эмоциями как побуждение к действию или бездействию людей”.
Наталья объясняет:
“Стратегия у них очень проста — вызывать страх, чтобы люди не сопротивлялись. Если не удается вызвать страх, то неуверенность в происходящем вокруг. Чтобы люди переставали верить в объективную информацию, которая вокруг них есть, верить своим глазам. Это на временно оккупированных территориях россиянам в определенной степени удается”.
После пропаганды и дезинформации жители в оккупации начинают сомневаться во власти собственной страны, в правдивости информации со стороны украинских медиа, которая отличается от российских источников.
“Это все хорошо описано в книге Питера Померанцева «Нічого правдивого і все можливе». Эта книга издана на украинском языке, я ее очень советую. Он описывает свое время работы на развлекательном телевидении в россии”, — говорит Наталья Зубарь.
Во временно оккупированных населенных пунктах Донетчины и Луганщины с начала полномасштабного вторжения сразу заработала схема информационной войны, чтобы полностью “залить” инфопространство исключительно своей пропагандой.
Жительница временно оккупированного Сватового Елена, которая сейчас выехала и покинула свой дом в Луганской области, делится воспоминаниями:
“К нам в город оккупанты вошли в марте 2022 года. В оккупации я прожила три месяца. С самого начала пребывания россиян в городе начали отключать украинское телевидение. «Обрезали» операторов украинских сим-карт и приходилось переходить на их, чтобы иметь хотя бы внутреннюю связь по городу. К тому же, среди людей распространялась разная информация, которая подавляла надежды на лучшее. В частности, звучали фразы, что «ваша власть вас сдала» или «запад Украины захватили поляки»”.
Какие фейки распространялись до полномасштабного вторжения?
С целью оккупации востока Украины фейковая пропаганда начала “обрабатывать” украинцев еще до полномасштабного вторжения. Наталья Зубарь вспоминает:
“Кажется, 2017 год. Сначала об этом сказал один человек, а потом я это услышала от других. Речь шла о том, что вьетнамцы и поляки хотят захватить Сватово и превратить местных жителей в рабов. Потом выяснилось, что эта дезинформация распространялась через определенные российские сообщества в интернете”.
Еще один пример фейка с Донецкого направления, который Наталья Зубарь запомнила еще с 2014-2015 годов, о том, как украинцы якобы издеваются над животными, в том числе котами. Женщина рассказывает:
“В то время мы много работали в Донецкой области, и я заметила, что на наших блокпостах много кошек. Написала статью об «украинской кошачьей армии». Идея в том, что с россиянами кошки не жили. Как рассказывали вырвавшиеся из оккупации люди, они используют собак и кошек в качестве противотанковых. Когда пошла эта информация, то россияне начали ее «тушить»”.
Чтобы как-то “оправдать” свои действия в отношении животных, оккупанты придумывали истории о том, как “злобные укры” издеваются над котом. Они распространили видео, где какие-то люди пытаются взорвать кота.
“Впоследствии оказалось, что это видео из российских источников, где подростки с какого-то Зауралья издевались над животным. Потом они это видео удаляли, потому что был слишком диссонанс для тех же россиян”, — добавляет Наталья Зубарь.
Как самостоятельно распознать фейк?
Чтобы быстро сориентироваться и распознать фейк, следует отложить эмоции и проанализировать информацию. Наталья Зубарь рекомендует для этого использовать инструмент “Цветок антифейка”, который она с коллегами создала два года тому назад. Это схематический цветок, каждый лепесток которого задает важный вопрос к информации: 1. Откуда информация? 2. Кто автор? 3. Где произошло? 4. Когда это произошло? 5. Что изображено? 6. Есть ли противоречие? 7. Зачем это распространяется?
“Это аналитический инструмент, на котором гадают как по цветку «правда» или «неправда». Здесь семь вопросов, которые можно задавать себе в любом порядке при анализе любой информации”.
Как объясняет Наталья, на первом вопросе “Откуда информация?” довольно часто анализ может закончиться, потому что большинство фейков безымянны или передаются по анонимным каналам.
Кроме того, если информация исключительно из российских источников, это тоже основание предположить, что распространяется фейк. Чтобы убедиться точно, стоит задать себе еще несколько вопросов из “цветка” и, в зависимости от ответа, будет понятно, насколько можно доверять той или иной информации.
Если, например, во время проверки не удается установить автора или в других источниках нет подтверждения относительно места события, то это тоже признак фейка.
Кроме того, стоит обращать внимание на изображения, которые можно проверить через Объектив Google, чтобы идентифицировать первоисточник конкретного фото.
Если при анализе возникают противоречия и неоднозначные ответы, то по всей вероятности это фейковый “крючок”, которому лучше не доверять.
***