"Отжим квартиры за неуплату коммунальных". Как россияне присваивают жилье украинцев в оккупации на востоке Украины
На временно оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей началась новая волна “национализации” жилья украинцев. Так называемые народные советы “лнр” и “днр” “приняли” закон, регулирующий передачу квартир в госсобственность оккупантам. Помещения, которые понравились захватчикам, вносятся в соответствующий реестр. Подробнее о том, какое жилье будет иметь признаки “бесхозного” и как будет происходить процедура присвоения, читайте далее в статье.
На временно оккупированных территориях Донетчины и Луганщины “вступил в силу” так называемый “законопроект” о выявлении жилых помещений, которые имеют признаки “бесхозного имущества”.
Согласно ему, поиск “бесхозных помещений” в городе могут проводить как представители оккупационной администрации, так и жители, подавая соответствующие заявления. После этого в течение 10 дней проверяется информация о владельцах и решается дальнейшая судьба помещения.
Захватчики и раньше пытались отобрать жилье украинцев на основании непонятных “приказов” народных советов “лнр” и “днр”, однако теперь они “приняли” закон, который совпадает с действующим на территории рф.
Восточный Вариант расскажет о том, как россияне осуществляют очередное преступление над украинскими гражданами в оккупации.
Что предусматривает этот “закон”?
Соответствующий “законопроект” был принят народными советами захваченных территорий Донецкой и Луганской областей. В Донецкой области — 21 марта 2024 года, а на Луганщине — 27 марта 2024 года.
Согласно этому документу, оккупационные органы местного самоуправления могут осуществлять действия по выявлению, учету и принятию жилых помещений, имеющих признаки “бесхозного имущества”, в муниципальную собственность.
Действие этого “закона” распространяется на жилые помещения в виде жилых домов, квартир, комнат.
Владельцу помещения отводится 30 дней, чтобы лично явиться в “орган местного самоуправления” и заявить свои права на имущество. Если никто не откликается на объявление, оккупанты начинают процедуру отчуждения частного имущества.
Мэр временного оккупированного Мариуполя Вадим Бойченко рассказывает, что захватчики в течение года формировали списки “бесхозного жилья” и теперь под видом “легализации” собираются его отбирать.
“Новый псевдозакон — это попытка «легализовать», а фактически присвоить чужое имущество оккупантами, ссылаясь на отсутствие владельцев. Захватчики не теряли времени и в течение года формировали списки так называемого «бесхозного» жилья. Теперь собираются все «официально» отбирать. Но никакие их «законы» и «решения» не имеют юридической силы”, — подчеркивает Бойченко.
Какое жилье “в зоне риска”?
Согласно псевдозакону, признаками “бесхозяйственного имущества” являются:
- невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение одного года до дня обнаружения жилого помещения, имеющего признаки бесхозного;
- отсутствие сведений о зарегистрированном праве собственности на жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости рф;
- неиспользование жилого помещения, которое, в том числе угрожает его безопасности (или многоквартирного дома в случае, если помещением является квартира, комната в многоквартирном доме), безопасности для жизни и здоровья других лиц (в том числе правообладателей других помещений в многоквартирном доме в случае, если помещением является квартира, комната в многоквартирном доме).
Интересной является статья 5, в которой говорится, что при отсутствии свободного доступа к обследуемому жилому помещению, если оно создает или несет угрозу для безопасности, то доступ к нему, с целью его обследования и составления акта, осуществляется путем взлома в присутствии представителей соответствующих отделов “полиции” в порядке, определенном оккупационными органами самоуправления.
Другими словами, это развязывает руки оккупантам и позволяет взламывать квартиры украинцев без их присутствия.
Под так называемую “национализацию” подпадает любое жилье, где владельцы не проживают постоянно.
Кроме того, есть даже пункт, по которому оккупанты могут определить нарушение безопасности электро- или газоснабжения в квартиру, что становится причиной для “отжима” помещения. Об этом сообщил Глава Северодонецкой РГА Роман Власенко.
По его словам, в присвоенные оккупантами помещения заселяют гастарбайтеров, которые приезжают “восстанавливать” регион, а также российских военных и их семьи. Так, примерно половина местных жителей Северодонецка и Лисичанска сейчас состоит из приезжих с территории рф, которые получили эти “национализированные” украинские жилые помещения.
Как происходит процедура “национализации” помещения?
Во-первых, согласно этому так называемому “закону”, поиски бесхозных помещений в городе или поселке могут проводить представители оккупационной администрации или сами жители, которые подают соответствующие заявления в оккупационные органы власти.
Во-вторых, в течение десяти дней информация о любом выявленном бесхозном помещении будет публиковаться на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и при входе в само помещение.
Чтобы защитить жилье от “национализации”, если оно обнаружено как бесхозное, оккупанты требуют от собственника лично явиться в уполномоченный орган в течение 30 дней со дня размещения объявления об этом, с паспортом гражданина рф или иным документом, удостоверяющим личность и правоустанавливающими документами на жилое помещение.
По сообщениям Восточной правозащитной организации, схема отработана и достаточно проста. Местные жители, которые поддерживают захватническую администрацию, вызывают “полицию” и составляют протокол о признании квартиры или коммерческого помещения “бесхозным”.
Этот протокол затем передается в оккупационный суд, где принимается решение об отчуждении имущества.
Кроме того, оккупационные администрации могут арестовать недвижимое имущество и требовать у владельцев оплатить снятие ареста.
Если собственник заявит о своих правах на жилье после того, как его “национализировали”?
Это возможно, но имеет свои нюансы, которые прописаны в “документе”. Оккупанты утверждают, что владелец квартиры может защитить свои права, даже если квартиру уже передали кому-то другому. Если он подаст документы позже, в течение трех дней после этого договор с новым собственником помещения будет расторгнут. Но при этом владелец должен компенсировать расходы нового “жильца” на содержание квартиры или дома, а также на любые ремонты, которые тот может захотеть сделать.
“Если владелец предоставит документы, которые подтверждают право собственности на жилое помещение, оно передается собственнику уполномоченным органом по акту приема-передачи, в котором указывается условие о компенсации собственником в течение 3 месяцев со дня подписания акта приема-передачи жилого помещения уполномоченному органу расходов, понесенных на ремонт, содержание этого объекта”, — говорится в статье 9 так называемого “законопроекта”.
Кроме этого, есть также отдельный подпункт в документе, в котором сказано о том, что когда собственник заявляет свои права на жилье, уполномоченный орган направляет ему обращение с просьбой отказаться от прав на помещение в пользу муниципального образования или принять меры к его надлежащему содержанию, с целью отмены признаков “бесхозного имущества”.
Что говорят правозащитники?
Главная директорка и координаторка ОО “Донбасс SOS” Виолетта Артемчук отмечает, данный “законопроект” не имеет никакой юридической силы в Украине.
Право на собственность принадлежит только тем лицам, которые оформили жилье в соответствии с законодательством Украины.
Правозащитница подчеркивает, что любые попытки присвоения имущества украинцев на временно оккупированных территориях является нарушением Международного гуманитарного права и подпадают под раздел 4 Женевской конвенции.
Защита жилья от так называемой “национализации” является достаточно болезненной проблемой для украинцев, однако сейчас правозащитница выражает главный совет — сдержать эмоции и избежать поездок на оккупированную территорию для “переоформления собственности”.
Во-первых, такие поездки могут быть опасными из-за непредсказуемых обстоятельств на оккупированных территориях.
Во-вторых, процесс переоформления является очень длительным и сложным, для которого также нужно оформлять паспорт гражданина рф. Его получение занимает минимум месяц. Это означает, что вам придется проживать на оккупированной территории в течение этого времени, а гарантировать безопасность пребывания там никто не может.
По данным ОО “Донбасс SOS”, доступ на оккупированные территории без наличия российского гражданства возможен только через аэропорт “Шереметьево”, где проводится фильтрация. Однако большинство людей, которые пользовались этим маршрутом, не прошли ее и были просто возвращены.
“Был случай, когда из ста человек, которые воспользовались этим маршрутом, только пятерым удалось пройти фильтрацию, остальные были возвращены обратно. Это трата денег и времени, которая не гарантирует вам ничего”, — рассказывает Виолетта Артемчук.
Ситуация по возврату утраченных имущественных прав остается сложной. Сейчас в Украине отсутствуют эффективные механизмы для возвращения такого жилья. И хотя существуют различные предложения по решению этого вопроса, ни одно из них не обсуждается на официальном уровне.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.