
Восстановление правды. Какой была роль Донетчины в провозглашении украинской независимости
Каким было проукраинское движение на Донетчине накануне провозглашения независимости Украины в 1989-1991 годах? В чем оно заключалось? И как повлияло на ситуацию в стране? Восточный Вариант вспоминает о событиях того времени в рамках исторического проекта “Деколонизация. Восстановление правды”
“Роль Донетчины в проукраинском движении накануне провозглашения независимости очень недооценена”, — говорит докторка исторических наук и профессорка Донецкого национального университета им. В. Стуса Надежда Темирова. С этим мнением соглашается ее коллега, доктор исторических наук родом из Макеевки Дмитрий Белый.
А ведь и в самом деле. Деятельность Донецкого историко-этнографического общества “Курень”, Донецкого Общества украинского языка им. Шевченко, Донецкой организации Украинского Хельсинского Союза, Донецкого “Мемориала” и т.п. А еще шахтерские забастовки, митинги и демонстрации в поддержку Украины, открытие первой украинской школы, Донецкая Краевая организация Народного Руха Украины.... И этот список можно продолжать долго. Безусловно, что Донетчина не осталась в стороне тогдашней перестройки, которая происходила в Советском Союзе.
“Украина не стала бы независимой, если бы пролетариат, шахтеры, не подхватили это движение”, — говорит Дмитрий Белый.
Сегодня, в 33-й День независимости Украины, вместе с учеными, общественными деятелями и очевидцами тех событий вспоминаем украинское движение Донетчины в 1989-1991 годах.
Когда все начало меняться
В конце 1980-х годов Советский Союз показал все недостатки своей тоталитарной системы. Уже было известно о катастрофе на Чернобыле и попытках ее сокрытия, неудачах советских войск в Афганистане, все больше говорили о массовых репрессиях и убийствах гражданского населения, массовом товарном дефиците, отставании в уровне жизни. Объявление политики Перестройки и гласности, как считала красная власть, должны были бы изменить ситуацию, но все мы уже знаем, к чему это привело.
На фоне тех событий в Советском Союзе медленно, но заметно, начало рождаться либеральное движение. Как на территории современной россии, так и в Украине. Свою работу начали общественно-политические и правозащитные организации, которые выступали и за восстановление украинскости.
Быстрый рост неформальных общественных организаций начался с середины 1980-х годов. Как правило, они охватывали небольшие группы людей и не имели уставных документов. Например, в 1986-1987 годах в тогдашнем Ворошиловграде (современном Луганске) действовал дискуссионный клуб “Диалог” и городской экологический клуб “Лугань”. В тогдашнем Донецком государственном университете (сейчас национальный университет им. В. Стуса) появился клуб “Аргумент”, участники которого собирались и обсуждали вопросы о преступлениях Сталина, о тоталитарной системе и направлениях ее деконструирования. Об этом вспоминает доктор исторических наук Дмитрий Белый, который в 1989 году как раз закончил исторический факультет того же университета.
В том же году Дмитрий Белый возглавил созданное на историческом факультете Донецкое историко-этнографическое общество “Курень”. Оно проводило прежде всего просветительскую работу, организовывало мероприятия на Ивана Купала, помогало в строительстве музейного комплекса в селе Прелестное, который показывает настоящую культуру донецкого края. В Донецке и за его пределами участники и участницы общества читали лекции по истории Украины. А в 1990-м году провели в Донецке первый вертеп.
Первой массовой общественно-политической организацией на Донетчине стало Донецкое областное Общество украинского языка имени Т. Г. Шевченко. Ранее Восточный Вариант уже рассказывал о его истории. Деятельность Общества была направлена на развитие и расширение украинского языка во всех сферах общества. В частности, в 1989-1991 годы при его организации проводился еженедельный “Лекционно-дискуссионный клуб”, в который приглашали местных и киевских профессоров, а также представителей новейших национально-демократических организаций. Проводилась исследовательская, просветительская и культурная работа.
В 1992 году члены Общества основали еженедельную газету “Східний часопис”, за 5 лет существования которой был издан 161 номер. В ней освещались новости экономики, политики, культурологии и спорта Донецкой области. В 1991 году члены Донецкого Общества приняли участие в создании Хоровой капеллы имени Н. Леонтовича, куда также входили специалисты-профессионалы Донецкого академического театра оперы и балета и Фонда им. С. Прокофьева. Но через год капелла прекратила деятельность из-за нехватки необходимых средств.
Именно по инициативе Общества 1 сентября 1990 года в Донецке свои двери открыла первая на тот момент украинская школа № 65. До этого в городе, конечно, существовали украиноязычные школы, однако со временем они все были закрыты, зато открывались русскоязычные.

22 апреля 1989 года небольшая группа патриотов организовалась в Донецкий областной филиал Украинского Хельсинского Союза. Среди участников был и известный журналист, диссидент и общественный деятель Вячеслав Черновол. Они проводили просветительскую и политическую деятельность. В частности, основали Донецкую областную организацию Украинской Республиканской Партии. Со временем члены Донецкого филиала практически все влились в советы Донецкой Краевой организации Народного Руха Украины.

В том же году, в августе, свою работу начала упомянутая выше Донецкая краевая организация Народного руха Украины. Со временем ее ячейки были созданы в Димитрово, Белицком, Горловке, Енакиево, Покровске, Мариуполе. В состав организаций входили ученые, служащие, писатели, шахтеры.


1990 год начался для Украинской ССР с яркого и бурного празднования Дня Соборности. Мероприятие проводилось 22 января в честь провозглашения воссоединения между УНР и ЗУНР в 1919 году. Тогда организовали “живую цепь”, для которой тысячи людей взялись за руки из Ивано-Франковска (через Львов) до Киева. В акции принимали участие и представители Народного Руха Украины из Донецка.
В том же году в августе проводилось массовое историко-просветительское мероприятие по празднованию 500-летия Запорожского козачества. Помня о козацких корнях Донетчины и Луганщины, к мероприятию присоединилось и донецкое представительство Народного Руха Украины.

Украинское движение Донецка глазами тогдашнего школьника
Дончанин Сергей Шевченко в те времена учился в старших классах. Еще будучи парнем, он довольно рано начал интересоваться политикой. Сергей поддерживал связь со своими единомышленниками — вместе они создали свой политический клуб и кружок активистов.
“Мы дискутировали между собой, обсуждали различные исторические, философские и политические вопросы, выступали перед студентами в учебных заведениях, ходили на неформальные политические акции, распространяли различную самиздатовскую литературу, издавали свои листовки. В то время, 1989-1991 год, мы контактировали и частично взаимодействовали с другими политическими украинскими объединениями, участвовали в учредительном собрании Народного Руха в Донецке, после чего нами заинтересовалось местное КГБ. Мы регулярно посещали встречи Общества украинского языка им. Т. Шевченко, которые проходили каждую неделю в актовом зале Донецкой областной библиотеки. Поэтому моя «политическая жизнь» была тогда очень насыщенной”, — вспоминает Сергей Шевченко.

Сергей вспоминает большой митинг проукраинского сообщества, который проходил в Донецке осенью 1989 года.
“Там собралось, пожалуй, все проукраинское общество, которое было в городе в то время. Тогда я познакомился со многими людьми, которые потом организовывали украинское движение на Донетчине. Это были активисты и основатели таких объединений, как Народный Рух, Украинский Хельсинский Союз, Украинская Республиканская Партия, Союз Независимой Украинской Молодежи, Просвита и другие. Украинское сообщество проводило много культурных и политических акций, одной из которых было празднование Дня Воссоединения УНР и ЗУНР в январе 1990 года. Это было, пожалуй, самое большое открытое украинское мероприятие того времени на Донетчине. Тогда я вывесил впервые украинский флаг над городом”.
О том, как Сергей вывесил украинский флаг над Донецком, он рассказал подробнее. Это было в ночь на День Соборности, 22 января 1990 года. 15-летний Сергей вместе со своим другом решили заночевать в квартире старого украинского диссидента, которая тогда служила штабом проукраинского сообщества в городе. Сергей и его друг долго не спали, слушали украинские песни на магнитофоне, дискутировали. И вдруг парню в голову пришла идея вывесить украинский флаг прямо над площадью возле здания областного комитета КПУ-КПСС (которая потом стала Донецкой областной администрацией, в народе здание еще называлось “Белым Домом”). Так и решили сделать.

Желто-синий флаг нашли в квартире диссидента. И пошли с ним ночью к площади. Ребята залезли на крышу пятиэтажки напротив “Белого Дома” и закрепили флаг. Утром, перед началом акции ко Дню Соборности, перед главным государственным зданием Донецка развевался украинский флаг.
“Утром мы вышли из квартиры старого Марковича и пошли на площадь, чтобы присоединиться к митингу. Нас было пятеро, всех нас объединяло желание видеть нашу Украину свободной и независимой. Мы взяли желто-голубые флаги и один большой черный флаг, на котором были повязаны желтая и голубая ленты, подошли к парадному входу здания «Белого Дома» и, развернувшись в цепочку, пошли к памятнику Шевченко с развернутыми флагами. Пока мы шли к месту митинга, к нам со всех сторон набежало довольно много «людей в штатском», как я пойму кэгэбистов и ментов. Они говорили нам что-то угрожающее, требовали сворачивать флаги и угрожали всеми «карами небесными». Но мы молча шли, так и не свернув флаги, дойдя так до других участников митинга”, — вспоминает Сергей Шевченко.

После митинга Сергея арестовали милиционеры и отвезли в участок, допрашивали. И хотя парня отпустили, к Сергею в школу и дальше приходили инспекторы из милиции, чтобы проводить “профилактические беседы”. Флаг Украины, который в ночь на День Соборности вывесил Сергей, очевидно сняли представители Коммунистической Партии.
Сейчас Сергей Шевченко военнослужащий Вооруженных Сил Украины. Как 33 года назад, так и сейчас, он отстаивает и защищает украинскую государственность.

Официально же впервые над Донетчиной подняли национальный желто-синий флаг 16 июля 1991 года, в годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете Украины. Сделали это в знаковом месте — на Святых Горах возле реки Северский Донец.
Беспрецедентное значение шахтерских забастовок для провозглашения независимости
Говоря о проукраинском движении Донетчины накануне провозглашения независимости, невозможно не вспомнить о шахтерских забастовках 1989-1991 годов. Шахтерское движение охватило тогда всю Донетчину, а также другие угледобывающие регионы Советского Союза.
“Шахтерские выступления — это было проявление общего кризиса. Причем кризиса разностороннего: социально-экономического, политического, идеологического. Проект «Советский Союз» разваливался на глазах”, — рассказывает докторка исторических наук Надежда Темирова.

Как уже упоминалось выше, к концу 1980-х годов резко ухудшилась социально-экономическая ситуация в стране. Начался товарный дефицит, с полок магазинов исчезли даже стабильные, казалось бы, продукты питания для Советского Союза. Донецк, как город шахтеров и металлургов, хорошо обеспечивался товарами и продуктами питания, вспоминает Надежда Темирова. В магазинах были колбасы, сыры, сливочное масло, которых не было в меньших городах, и тем более селах. Однако в конце 1980-х годов они все быстрее исчезали из магазинов.
К тому же с каждым годом ухудшалась ситуация в сфере угледобычи. С конца 1970-х годов шахты не выполняли плановые задания по ряду причин: устаревшее оборудование, тяжелый уровень труда, отсутствие вложения средств со стороны государства. Увеличивалось количество несчастных случаев и смертей. Поэтому шахтеры решили реагировать.
Первые забастовки состоялись в шахтерском районе Кузбасса (современная россия), их довольно быстро подхватили шахтеры Донбасса. 15 июля 1989 года начала бастовать шахта “Ясиноватская-Глубокая” в Макеевке. 18 июля к забастовке присоединились шахты Красноармейска (современный Покровск), Дзержинска (современный Торецк), 19 июля — Донецка и Горловки. Из имеющихся в тогдашней УССР 286 угольных шахт бастовали 203 с общей численностью бастующих в 120 тысяч человек.
Стоит отметить, что тогда шахтеры выходили прежде всего за собственные интересы. Политические лозунги появились чуть позже.
Власть Советского Союза отреагировала на митинги и издала постановление, которым обещала удовлетворить едва ли не все требования шахтеров. Забастовки на некоторое время прекратились, шахтеры вернулись на рабочие места. Однако следующим летом, в 1990 году, забастовки возобновились уже с новой силой и даже политическими лозунгами.
“Проблемы шахтеров не решили. И поэтому горняки снова поднимаются на защиту своих прав. Но теперь, летом 1990 года, их выступления приобретают более организованный характер. Уже собираются всесоюзные шахтерские съезды, и естественно, что на них уже появляются элементы политики. Тогда же, во вторую волну шахтерских забастовок, шахтеры Донецка заявили о том, что они не будут дальше подчиняться Коммунистической Партии Советского Союза. На митингах шахтеров в марте 1991 года к социально-экономическим требованиям добавились уже чисто политические. Это были очень серьезные требования: во-первых, придание конституционного характера Декларации о государственном суверенитете Украины, которая была принята 16 июля 1990 года, во-вторых, роспуск Коммунистической партии Украины и Компартии Советского Союза. А также перевыборы в Верховную Раду”, — рассказывает Надежда Темирова.

По ее словам, шахтеры видели, что политическая власть Москвы не способна решить их проблемы. В то же время руководство УССР в Киеве действительно начало думать, как удовлетворить потребности митингующих, рассматривали возможность повышения заработных плат. Горнякам это понравилось, и они начали смотреть на руководство в Киеве, как на свое.
“Здесь уже на повестку дня стал вопрос об экономической самостоятельности Украины. Независимость политическая без экономической невозможна, неполная. Случилось так, что в начале 1991 года интересы донецких шахтеров и украинских национально-демократических сил совпали. И это очень важно. Всех не удовлетворяла зависимость от Москвы”, — говорит докторка исторических наук.
После провозглашения независимости шахтерские митинги продолжились в Украине из-за сложной экономической ситуации. Однако это уже другая тема для разговора. А пока безоговорочно можно сказать, что шахтерское движение 1989-1991 годов объединило десятки тысяч людей и имело большое значение для провозглашения независимости Украины.
“Шахтерское движение на Донбассе было одним из фундаментов провозглашения украинской независимости”, — говорит историк Дмитрий Белый.
Воспоминания о 24 августа 1991 года — Дне Независимости
Дмитрий Белый вспоминает, накануне провозглашения украинской независимости он вернулся с фестиваля “Червона Рута”, который проходил в Запорожье. Он проснулся утром, включил радио и услышал “Лебединое озеро” Петра Чайковского. А через некоторое время услышал заявление о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.
24 августа 1991 года в 17:55 Верховная Рада Украины приняла исторический документ — Акт провозглашения независимости Украины.
“Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетнюю традицию создания государства в Украине, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховная Рада Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства — Украины”, — говорилось в Акте.

Надежда Темирова вспоминает, что в тот день она была в Донецке и наблюдала в новостях за тем, что происходит в Киеве. После провозглашения независимости появилось ощущение неожиданной радости.
“Это был как глоток свободы. Свежего воздуха. Было ощущение перспективы”, — делится она.
Дончанин Сергей Шевченко во время Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года был в комиссии общественных наблюдателей на одном из избирательных участков Донецка. Он говорит:
“Тогда шахтерский Донецк и вся область проголосовала за независимость. Мы просидели на участке почти сутки и наблюдали за подсчетом голосов. Настроение наше было на подъеме, я видел, как мои земляки массово голосовали за Независимость Украины. Это был настоящий праздник”.
***