

Годовщина теракта в Еленовке: как семьи пострадавших и погибших борются за своих родных
В ночь с 28 на 29 июля 2022 года россия совершила теракт — взорвала один из бараков в Еленовском СИЗО, где содержались украинские военнопленные. Так оккупанты хотели поквитаться с украинскими защитниками, при этом цинично заявив, что обстрел якобы был со стороны Украины. Тогда погибли по меньшей мере 53 украинских военных и более 130 были ранены.
Сегодня, в третью годовщину массовой казни россиянами украинских военнопленных, семьи погибших и раненых в Еленовке в очередной раз призывают мир не молчать и привлечь страну-агрессорку к ответственности за военное преступление.
“Если я умру – попаду в рай, потому что в аду я уже побывал”
Елена более трех лет ждет из плена своего родного брата Андрея. Они родом с Сумщины. Ей — 43 года, ему — 42. До начала российской вооруженной агрессии Андрей работал газоэлектросварщиком на заводе. В 2014 году он присоединился к полку “Азов” и переехал на место базирования вблизи Мариуполя.
В 2021 году Андрей планировал оставить военную службу и вернуться в гражданскую жизнь, вспоминает Елена. Однако помешало полномасштабное вторжение россии.
“После 3 марта в Мариуполе пропала какая-либо связь. Новости о том, что там происходит, мы узнавали из телевизора. Несколько раз он писал нам через мессенджеры, старался быть позитивным, говорил, что они держатся. Уже в начале мая он писал, что им очень тяжело, мало еды, много побратимов погибло”, — вспоминает Елена.

“Если я умру — попаду в рай, потому что в аду я уже побывал”, — так Андрей однажды написал своей сестре. 17 мая он, выполняя приказ командования Украины, вышел из Азовстали и попал в российский плен.
“Мы обращались во все структуры: полицию, Координационный штаб, Красный Крест. Красный Крест позвонил нам только один раз — в июне 2022 года, когда сообщили, что подтвердили нахождение Андрея в российском плену. После этого от них не было ни единой весточки. Мы пытались связаться с Андреем, писали письма, но они до ребят не доходили”, — рассказывает Елена.
Утром 29 июля 2022 года российская федерация совершила теракт — взорвала один из бараков в Еленовском СИЗО на временно оккупированной территории Украины, где находились украинские военнопленные. Когда появились списки, Елена сразу же искала фамилию своего брата.
“Мы узнали, что всех тяжелораненых отвезли в больницу в Донецк. Пересматривали российские новости и пытались увидеть Андрея, но весь следующий месяц ничего не узнали. В сентябре 2022 года россияне готовили сюжет о том, как перевозили ребят в Таганрог. И там мы увидели Андрея — живого. Тогда мы очень обрадовались, оживились. Мы знали, что он жив, и была большая надежда, что скоро они все вернутся домой”, — говорит Елена.

Андрей, как и сотни защитников Мариуполя, более трех лет находится в российском плену. За все это время семья не имела с ним контакта. От него не было ни одного звонка, а письма, которые Елена отправляла ему, не факт, что дошли до него.
Семья Андрея не знает, в каком состоянии его здоровье и и его точное местонахождение. Единственное, что помогает, — это свидетельства ребят, которые уже вернулись из плена рф в Украину.
“Последний раз муж видел нашего ребенка, когда ей был месяц. Сейчас ей уже три года”
Олег и Анна познакомились в 2020 году. Дружба постепенно переросла в отношения. Чтобы быть вместе, Анна бросила свою работу и согласилась переехать к Олегу, который тогда уже служил. Вскоре пара узнала, что ждет ребенка. Она родилась за месяц до начала полномасштабного вторжения россии.

24 февраля 2022 года Олег был в Мариуполе. Первое время он мог звонить и отправлять сообщения, но когда российская армия разрушила вышки связи — контакт оборвался.
В течение 86 дней в Мариуполе шла адская битва. Украинские защитники достойно сдерживали врага и давали отпор. К сожалению, во время боев Олег потерял своего брата-близнеца. Обычно он писал жене: “Мы норм”, что означало, что они с братом живы. Но однажды Олег написал только за себя.
“Стало понятно, что его брата больше нет. Что муж выжил, а его брат погиб. Когда Олег был на Азовстали, то писал, что там все время что-то горит. Я говорила, что мы боремся за них, что бросаем массовые призывы, чтобы их спасти. А с 16 на 17 мая мне пришла СМС личного характера. Что он обнимает меня и ребенка. Позже я уже поняла, что в тот день, 17 мая, он вышел в плен”, — рассказывает Анна.

Первое время была надежда, что это действительно эвакуация и скоро украинские защитники будут дома. Анна читала российские паблики, искала любую информацию об Олеге. Шло время, стало понятно, что это не эвакуация, а плен.
Утром 29 июля Анна проснулась и по привычке зашла в социальные сети прочесть новости. И узнала о теракте, который россияне совершили в Еленовском СИЗО. В российских списках Олег был среди раненых.

Вскоре рф опубликовала видео, где было видно Олега. Во время взрыва он получил ранения головы и тела. Раненый, но живой. А дальше для Анны начались долгие месяцы ожидания хоть какой-то информации.
“Артем говорил, что шансов выжить нет. На Азовстали он начал прощаться с жизнью”
Артем и Анастасия дружили более 20 лет. А в один из вечеров, проведенных вместе, они поняли, что уже не могут друг без друга.
Тогда Артем работал в морской охранной компании, ходил в рейсы. Когда он в очередной раз ушел в море, через три месяца позвонил и сказал, что не сможет выдержать такой длительной разлуки с любимой, поэтому будет увольняться. После этого Артем устроился в воинскую часть Кривого Рога. А впоследствии вместе с женой переехал в Мариуполь, где продолжал службу. Здесь они встретили полномасштабное вторжение.
Анастасии удалось выехать из Мариуполя. Сразу же она начала искать мужа.
“7 апреля мне пришло от него сообщение, что он в порядке, что нашей квартиры больше нет, что у них заканчивается еда, что не осталось никаких вещей. А на следующий день мне позвонили и сказали, что его ранили, у него осколочное ранение. И осколок остался в тазу. В тех условиях на Азовстали не было возможности его достать. Артем говорил, что шансов выжить нет, что ночью авиация накрывает просто все. Днем там кричали раненые от боли, а ночью бомбила авиация. Он начал прощаться с жизнью. 17 апреля у нас пропала связь”.

Артем писал Анастасии записки. Их фотографии она получала с других номеров. Последняя пришла 16 мая. А через час ей позвонили из воинской части и сообщили, что военных эвакуировали с Азовстали.
18 июня Артем позвонил. Сказал, что все хорошо и он держится. Надеялся, что уже в августе успеет на урожай винограда, который так сильно любит.
Утром 29 июля Анастасия узнала, что произошло в Еленовке. И выпала из жизни на два дня. Артем был в списках раненых.
“Некоторое время нас просили хранить молчание. И мы это делали. Я отказывалась от интервью, от общения с журналистами. А потом 4 августа я увидела своего мужа на российском телевидении. Его показали в прямом эфире. Он сказал мне: «Настя, привет. Со мной все хорошо, меня кормят и я почти целый. Я очень тебя люблю, передай всем привет. Очень жду обмена». Это меня вдохновило, это был знак, что он в порядке”, — рассказывает Анастасия.

Сообщество семей Еленовки более трех лет борется за возвращение своих родных
В январе 2023 года ООН расформировала миссию, которая занималась расследованием теракта в Еленовском СИЗО. Тогда семьи пострадавших и погибших объединились между собой, потому что понимали, что только они могут бороться за своих родных. За более чем два года работы Сообщество семей Еленовки побывало на сотнях митингов, конференций, международных поездках. Везде единый призыв — освободить из плена тех, кто прошел через ад Еленовского теракта.
“С мая 2022 года наши родные находятся в российском плену. Все мы знаем, какие там условия и что переживают наши защитники. Наши родные пережили смертельный взрыв в Еленовке и были тяжело ранены. Мы не знаем, какое их состояние здоровья сейчас, какая помощь им оказывалась и оказывается сейчас. Поэтому мы и дальше продолжаем бороться за них, за их возвращение домой. Сейчас нам стало труднее. Несколько лет назад было больше веры и надежды, что они вернутся домой. Они выполнили свой долг, они выполнили свой приказ и вышли из Азовстали, надеясь, что скоро вернутся домой. Однако до сих пор они там”, — делится Анна.

У семей военнопленных нет информации о родных от органов власти и Красного Креста. Все, что остается — это надеяться и ждать.
Каждый обмен семьи раненых в Еленовке проверяют списки в надежде увидеть родную фамилию. Однако до сих пор многие из них находятся в плену.
«Каждый обмен есть надежда. А когда просматриваешь списки, имени брата нет, то ждешь следующего. И так постоянно. Но надежда есть всегда. Мы уже не знаем, куда стучаться. Мы были уже везде и везде рассказывали о нашем горе, о наших родных. Даже голодали на Майдане. Тогда к нам вышли представители власти и снова пообещали, что делают все возможное для возвращения”, — говорит Елена.

Все время своей деятельности Сообщество семей Еленовки выступало за установление в Украине даты для чествования памяти убитых и пострадавших в теракте с 28 на 29 июля 2022 года. Наконец, в этом году Верховная Рада установила 28 июля Днем памяти украинских защитников и защитниц, участников добровольческих формирований и гражданских лиц, которые погибли, были замучены или казнены в плену.
Помним каждого и каждую, кто отдал свою жизнь в борьбе за Украину и нашу свободу. Помним каждого и каждую, кто сейчас в плену у врага. Ждем всех защитников и защитниц домой!
***
Читайте также: «Он — один из символов украинской Донетчины»: памяти Степана Чубенко