
"Луганск — это Украина". Как рок-группа из Старобельска помогает землякам
Группа молодых музыкантов из Старобельска после оккупации их города оказались на Черкасщине, пишут песни о войне и помогают землякам. “Восточный Вариант” встретился с музыкантами и записал их историю.
В Луганской области до полномасштабного вторжения было не так много музыкальных групп. Одна из них — «Конец Июля». Это молодые музыканты-рокеры с яркой проукраинской позицией и мечтой штурмовать большую сцену.
Когда в их дом пришла война, они оказались под оккупацией. Выживали как могли и помогали другим.
Рассказываем, как музыкантам удается возобновлять свое музыкальное творчество, переехав в Черкассы, помогать ВСУ и своим землякам с Луганщины.
Пришел и сказал «давай играть музыку»
Рок-группа «Конец Июля» была создана в 2017 году в Старобельске. Основатель группы Роман Миронов решил объединить свое музыкальное творчество вместе с приятелем Денисом Степановым.
«Я пришел к Денису и сказал: “давай играть музыку”. Потом нашли барабанщика Мишу — играли втроем, потом нашли еще гитариста и так создалась группа», — рассказывает Роман.

К тому времени, когда группа пополнялась музыкантами, у ребят уже был наработан материал, и они сразу записали первый альбом «Репетиция жизни». В 2019 году состоялась премьера. Через год уже сделали второй полноформатный альбом «Шаг» на 17 песен.
Музыканты играют в разных стилях, однако преобладает панк с элементами альтернативы. Своим стилем считают Roof Rock — это сочетание музыкальных вкусов участников команды.

«Каждому из нас нравятся разные направления рока. Диапазон расхождения очень велик, но в этом весь кайф. Вместе мы создаем что-то особенное, свое, чего не было до нас», — говорит фронтмен группы Роман.
«Луганск — это Украина и никак иначе»
До войны группа «Конец Июля» была с концертами на фестивалях во многих городах Луганщины и Донетчины. Это, в частности, Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Авдеевка.
А осенью 2021 года коллектив выступал на фестивале в Мариуполе, который состоялся возле того самого Драмтеатра.

Большинство записанных песен группы на украинском языке, одна из которых «Луганськ — це Україна».
«У нас вообще позиция за Украину была всегда — это не обсуждалось никогда. В какой-то момент я придумал прикольный хук “надія є, хоч і немає дива, Луганськ — це Україна” (рус. — “надежда есть, хоть и нет чуда, Луганск — это Украина”). Так и зародилась песня. Я не скажу, что мы в какой-то момент прозрели, нет. Конечно, Луганск — это Украина и никак иначе», — говорит солист группы Роман.
День в оккупации можно считать за год
День полномасштабного вторжения для музыкантов начался со звонков родных и знакомых. И уже через два дня оккупанты были у Старобельска.
«Я зашел в нашу группу в телефоне и наши девушки записали голосовое сообщение, что “ребята, мы в Харькове, в нас стреляют”. Я не поверил. И уже когда другое сообщение прослушал, услышал, что в записи действительно что-то бахает. И где-то около 7 утра к нам в город “прилетело”», — вспоминает Михаил.
По словам солиста группы, Старобельский военкомат сожгли на второй день полномасштабного вторжения. Парень предполагает, что это сделал кто-то из местных, чтобы враги не добрались до базы с информацией.
Музыканты вспоминают, что многие знакомые начали уезжать из города, но они не торопились. «Я в нашей больнице помогал баллоны с кислородом грузить, — вспоминает Михаил, — а ребята наши вообще на танки голыми руками бросались».
С 26 февраля по 1 марта было непонятно, кто контролирует город. Впоследствии Старобельск оказался под оккупацией. Ребята выходили на митинги против оккупантов.

«День в оккупации можно за год считать, но каждый день был по-особому разный. На подконтрольной Украине территории есть угроза преимущественно во время воздушной тревоги, а в оккупации — постоянно. Помню, как сидел дома, а за окном по моей улице ехал танк, и я не знаю, чей это танк, куда двигается и с какой целью», — вспоминает Роман.
Ребята со своими семьями в оккупации были месяц. «Мы, когда уже длительное время просидели в городе, — вспоминает Денис, — то начали отличать по звуку, что именно летит, ракета или самолет».
Впоследствии удалось эвакуироваться, но группа сократилась до трех музыкантов. Роману, Денису и Михаилу удалось уехать в Черкасскую область. Один из гитаристов уехал с семьей за границу, а второй остался в Старобельске.

«Мы забрали почти все свои инструменты, компьютер. Уезжали машинами вместе с моими родителями, друзьями. Также взяли с собой незнакомую женщину с ребёнком. Было два автомобиля. И еще прицеп у меня был — туда загрузили, что могли», — рассказывает Роман.
Дорога была долгой, за 16 часов из Старобельска удалось доехать до Днепра. Потом поехали дальше в село Красная Слобода Черкасской области, где уже к тому времени был арендован дом.
Через некоторое время вернулись на восток
В начале мая музыкантам предложили поехать в Луганскую область, чтобы отвезти гуманитарную помощь местным. Ребята отправились на восток без лишних раздумий, поскольку хотели помочь и имели возможность поехать своей машиной.
«Мой брат уехал в Закарпатье и вместе с активистами из Старобельска организовал хаб для помощи нашим переселенцам в Сваляве. Они сказали, что едут на восток, и пригласили нас. Было сложно. Одна машина доехала только до Лисичанска, а мы доехали до Северодонецка», — рассказывает Роман.

Ребят попросили проехать с гуманитарной помощью в больницу на краю Северодонецка, которая находилась за 800 м до линии фронта. Там было бомбоубежище, в котором скрывались маломобильные люди. Музыкантам удалось доставить туда еду и воду.
«Нам сказали, что там в морге есть укрытие, где прячутся пожилые люди, и если сможете, то забросьте хоть какой-то ящик еды туда. С нами были еще наши знакомые военные», — рассказывает Денис.
Ребята отмечают, что дорога была достаточно удачной, так как удалось обойти обстрелы и не пробить колеса, поскольку вся дорога была засыпана кусочками стекла и железа.

Раздавать гуманитарную помощь пришлось очень быстро, поэтому некогда было даже пообщаться с местными жителями, которые были в укрытиях. Денис говорит:
«У нас был груз с едой и кое-какими лекарствами, поэтому нужно было все развезти максимально быстро. Там были старики, дети, но на разговоры не было времени. Мы точек пять проехали и должны были ехать назад».
В Черкассах к группе присоединились новые гитаристы
Первый месяц после эвакуации ребята занимались поиском жилья именно в Черкассах. По их словам, в апреле-мае было достаточно дорого снимать жилье в городе. Пришлось потратить много времени, чтобы подобрать удачный вариант.
«Я две недели с утра до вечера сидел в объявлениях по аренде квартиры. Мы уже думали в Винницу поехать или еще куда-то. Но позже появилась нормальная квартира», — вспоминает Роман.
Потом ребята попали в студию черкасских музыкантов и там познакомились с Павлом Гульчуком, а через некоторое время с Константином Поздняковым. «Так начали играть, — рассказывает солист, — довольно быстро догнали утраченное».

«Группу я раньше не знал, но видел на афише фестиваля Рок Булава. От знакомой узнал, что ребята ищут гитариста. Написал, сказали приходить — пришел. Мне сразу понравилась энергетика песен. Да и коллектив, и как люди, и как музыканты». — Рассказывает Константин.
Павел также раньше не знал ребят из Старобельской группы, но после знакомства решил присоединиться к этому музыкальному коллективу как бас-гитарист. Павел рассказывает:
«В мае друзья-музыканты позвали меня на репетиционную базу поджемить, сказали, что еще будет группа из Луганска. Оказалось, что бас-гитариста у них нет. Так что поиграли, пообщались и до сих пор играем вместе».
Первый концерт, на котором музыканты сыграли новым составом в Черкассах, был благотворительным в поддержку ВСУ. Выступали три коллектива. Удалось собрать около 8 тысяч гривен, хотя зрительской публики было достаточно немного.

Сейчас музыканты пытаются по два раза в неделю проводить репетиции, чтобы «прогрессировать и не забывать». У каждого из ребят свой график и достаточно сложно собраться вместе в одно время, поскольку помимо музыки есть основная работа.
«Раньше у меня дома была студия, и мы могли заниматься, когда нам удобно и когда у всех получается, а тут еще и со студией нужно договариваться. Но ребята хорошие, все решается хорошо», — делится Роман.
Новые песни создаются совместными усилиями, каждый из музыкантов придумывает свою партию. Солист группы рассказывает:
«К примеру, Костя начинает играть какую-то мелодию, придумали ритм, Миша придумал партию на барабанах. Ребята пока джемят, я придумываю какие-то стихи, слова. И раньше, когда были в Старобельске, мы так и придумывали песни. Такого, чтобы кто-то принес все на репетицию и сказал “играем” у нас никогда не было».

В планах переформатированной группы записать новый альбом. У ребят уже есть песни, на которые можно снимать клипы. Также музыканты хотят продолжать проводить мероприятия и собирать средства в поддержку ВСУ. Они уже планируют концерты, в частности, хотят поехать в Киев, Закарпатье, Ивано-Франковск, возможно, в Винницу.
Послушать песни и посмотреть клипы группы можно здесь.
***
Читайте также: Без любимого дела и дома: как молодой предприниматель с Луганщины "возрождается" в Хмельницком
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.