Из Мариуполя в Ивано-Франковск: как семья переселенцев возобновила бизнес по производству деревянных сувениров
У военнослужащего Николая Воропая с дочерью Марией Глезой в Мариуполе был успешный бизнес по изготовлению сувениров. Но из-за полномасштабного вторжения россии все имущество было потеряно, дом сгорел, а производство остановилось. Однако семья предпринимателей не сдалась, и теперь возобновляет собственное дело в Ивано-Франковске. Как им это удается — узнавал Восточный Вариант
Деревянные сувениры пользовались популярностью
До полномасштабного вторжения у Марии Глезы в Мариуполе была собственная фотостудия, в которую она приглашала клиентов и клиенток. А у ее отца Николая — мастерская по изготовлению деревянных сувениров.
“Мой отец проходил службу с 2014 года в морской охране, это пограничная служба. А два года назад он уволился и решил начать бизнес. Отец всегда любил заниматься с деревом, у нас был свой лазерный станок”, — рассказывает Мария.
Производство получило название “Велес” от имени языческого бога торговли. Такое название Николай Воропай выбрал сам.
Среди продукции были подставки под чашки, коробки для цветов, чайные домики, настольные органайзеры. Мария говорит, что дело шло довольно успешно. “Под каждого человека находился свой товар”. Она занималась изготовлением макетов, а ее родители — производством сувениров. Благодаря навыкам графического дизайна Мария могла подготовить любой дизайн, который хотели клиенты. В этом было преимущество магазина.
Продажи вели через социальную сеть Instagram. Семья планировала открыть свой собственный магазин в городе, однако не успела — началось полномасштабное вторжение.
“Мой отец и муж остались защищать Мариуполь”
Утром 24 февраля семья собрала вещи и уехала в Днепропетровскую область. Муж Марии, тоже военнослужащий, остался в городе для его защиты от оккупантов, ее отец тоже вернулся на службу.
“Сначала с мужем у меня была связь. Потом, когда Мариуполь был уже в кольце, переписывались СМС. Он писал: “Я жив, все хорошо”. С 25 марта у меня не было с ним связи. Я держала связь с его частью и могла только узнать, попал ли он в “плохой” список или нет. Однажды мне позвонили и сказали, что его ранили. Позже позвонила подруга из Мариуполя, которую вывезли на оккупированную территорию, и сказала, что видела его среди пленных по новостям. Я позвонила в часть и его внесли в списки пленных”, — вспоминает Мария события прошлого года.
Муж Марии получил пулевое ранение в ногу. На заводе Ильича его прооперировали медики. 12 апреля с территории завода он попал во вражеский плен. Во время пребывания в Еленовском СИЗО врачи сказали, что есть угроза потерять ногу.
“Я думаю, что из-за этого ранения его и обменяли в июне прошлого года. Это был один из первых обменов. Он позвонил мне и сказал: “Нас обменяли”. Это была наша первая связь с 25 марта. Полгода он проходил операции, реабилитировался. Сейчас уже вернулся на службу”, — рассказывает Мария.
Отец Марии тоже оставался в Мариуполе и держал оборону. У него своя история выхода из города, о которой Мария пока не может рассказать. Сейчас он вернулся на службу и продолжает защищать нашу страну.
В Мариуполе семья потеряла дом, мастерскую, фотостудию. Оккупанты уничтожили все оборудование и инструменты производства.
“Были станки, которые только купили и еще даже не опробовали”, — говорит Мария.
И даже несмотря на все пережитые испытания, семья решила взять второй шанс.
“Ивано-Франковск сам захотел, чтобы я в него приехала”
После трех месяцев пребывания в Днепропетровской области Мария переехала в Ивано-Франковск. Говорит, что они с мужем еще до полномасштабной войны думали переехать в западные области. Но Львов для них был немного шумным и перенасыщенным, потому выбор пал на Франковск.
Однажды в гости приехал отец Марии и предложил возобновить деятельность по изготовлению деревянных сувениров. Николай Воропай выиграл грант от Украинского ветеранского фонда, деньги из которого пошли на перезапуск производства. Название решили взять новое — “ARTнация”. Мария говорит: “Мы решили, если все начинается с нуля, то и название нужно новое”.
Для работы создали новую страницу в Instagram, использовали дизайнерские макеты, которые остались еще из Мариуполя. Сначала это была такая же продукция, что и до войны — подставки под чашки и телефоны, настольные календари из дерева, салфетницы, магниты, брелоки и прочее.
“У нас есть и новое звено производства. Мы приобрели вышивальную машинку. Сейчас овладеем ею, ведь это совершенно новое для нас. Но надеемся наладить выпуск футболок, экосумок и может кепок с вышивкой. Сейчас начали сотрудничать с мариупольским сувенирным магазинчиком, изготавливаем заказы”, — рассказывает Мария.
Запуск производства во время войны прошел не без проблем. В ноябре, когда семья начала восстанавливать мастерскую, были периодические отключения света, вызванные российскими обстрелами по украинским ТЭЦ. Проблемы есть и с логистикой. Если в Мариуполе мастерская и дом семьи были в одном месте, то сейчас приходится каждый день преодолевать немалое расстояние. Стало сложно искать новых клиентов.
“Здесь труднее все это начинать, потому что никого не знаем. И пока все это освоишь, для этого нужно время. Очень тяжело с нуля начинать. В другом месте тем более”, — говорит Мария.
Мария работает сейчас одна, ведь муж и отец находятся на службе. Признается, что пока успевает все делать, но в ближайшее время планируют развиваться и расширять коллектив.
“Сейчас у нас есть продукция, есть сотрудничество с мариупольским магазином, планируем осваивать новый вид продукции. Так и работаем. Но мы все еще находимся на стадии запуска”.
Если вы хотите узнать больше о патриотичных изделиях “ARTнации”, это можно сделать на странице производства
***