RU
RU UA
22 декабря 2023, 13:53
330
Рождественские традиции Донетчины и Луганщины: что о них известно
Антифейк

Рождественские традиции Донетчины и Луганщины: что о них известно

25 декабря Украина празднует Рождество Христово. В этот день Восточный Вариант рассказывает о рождественских традициях, которые господствовали и господствуют на востоке Украины.

Теперь Украина отмечает Рождество 25 декабря. Соответствующее решение в этом году приняла Верховная Рада. Целью этого законопроекта был отказ от российского наследия навязывания празднования Рождества Христова 7 января и установление даты празднования Рождества Христова 25 декабря.

Российская пропаганда привыкла говорить, что в Донецкой и Луганской областях “испокон веков господствовали российские устои и традиции”. Однако это неправда. Подробнее об украинских традициях на востоке Украины, а также об их притеснении со стороны советской власти, читайте в материале.

Какие рождественские традиции есть на Донетчине и Луганщине

Ранее Восточный Вариант рассказывал, что территории Донетчины и Луганщины в большинстве были заселены украинцами из разных регионов. Несмотря на политику русификации и увеличение числа россиян во время “промышленного бума”, украинцы оставались и остаются доминирующей нацией в этих областях. А где украинская нация, там и украинские традиции, которые веками передавались из поколения в поколение.

Завершал цикл предрождественских праздников в Украине День Игната (в народе Игната), который отмечается 20 декабря (ранее — 2 января). В этот день семьи забивали свиней, которых готовили на рождественские столы. Запрещалось на Игната прясть и стирать. Женщины готовили печенье, убирали в доме, а мужчины заготавливали дрова на праздник и чинили сани. В этот же день изготавливали различные украшения, которые создавали новогоднее настроение. Например, “пауки” — фигурки из ржаных стеблей соломы, или Дидухов — из колосков первого зажинкового снопа. Дидухи использовались на протяжении всех рождественских праздников, их роль — символизировать общего предка Деда.

різдво традиції
“Паук”. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

На Святвечер 24 декабря (ранее — 6 января) готовили вечерю из 12 постных блюд (символизирующих 12 календарных месяцев). Таким ужином заканчивали рождественский пост. Обязательным блюдом стола была кутья. 

Существовала в этот день традиция посылать блюдо вместе с детьми к своим родственникам. В информационно-методическом сборнике “Традиции и обряды Донецкой области” рассказывается:

В нашей Донецкой области кутью носили к крестным родителям. Для приготовления кутьи использовали специально обработанное в ступе пшеничное или ячменное зерно, а в Донецкой области — рис. Блюдо должно было быть постным. Однако к зерну добавляли толченый мак, грецкие орехи и распаренный изюм (в зависимости от региона). Например, на Луганщине и Донетчине в прошлом веке кутью готовили из риса и ставили на стол вареники. Варилась кутья в глиняных горшках”.

різдво традиції
Дидухи Донецкой области (село Звановка, 2019 год). Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

В день Святвечера верующие ничего не ели, соблюдая пост. А ужинать садились тогда, когда засияет вечерняя заря. Семья обязательно вспоминает своих умерших родственников, приглашает их к ужину. Садясь за стол, необходимо подуть на стул, чтобы “не придавить мертвую душу”. Первой традиционно пробовали кутью, а потом уже остальные блюда.

На большой праздник Рождество Христово 25 декабря (ранее — 7 января) украинцы сначала почитали души умерших, а потом шли в церковь, чтобы отдать дань уважения новорожденному Христу. После этого семья собиралась на праздничный обед, который уже не был постным. На столе были сало, печень, колбаса, жареное и копчености. Есть очень давняя украинская традиция мириться в этот день и прощать друг другу обиды.

В этот день украинцы ходили колядовать и желать друг другу счастья и многих здоровых лет. Уже в Святвечер украинцы начинали ходить по домам, а на Рождество после окончания Богослужения начинали колядовать. Во время колядования хозяевам домов желали всех благ и “засевали” дом зерном: рисом, пшеницей, просом. Вечером на Рождество накрывали пышный стол.

різдво традиції
Разновидности кутьи. Можно увидеть луганскую кутью и лемковскую из села Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

Щедрый вечер или Праздник Меланки отмечают накануне Нового года. Во время Щедрого ужина накрывают пышный богатый стол, где преобладают мясные блюда. Кутья также обязательно присутствует на столе. С наступлением сумерек по селам ходили щедрувальники с музыкантами и карнавальными костюмами. Среди ряженых чаще всего встречались образы Маланки, Василя, козы, деда с бабой, медведя, кота, журавля.

В первый день Нового года на Донетчине наиболее распространенным был, да и сейчас остается, обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще с дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому обряд посевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым”, — рассказывается в сборнике “Традиции и обряды Донецкой области”.

Водокрещение теперь празднуется 6 января (ранее — 19 января). Это третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла. Главной традицией в этот день, конечно, водное крещение. Вода освящалась в колодцах и источниках. Считается, что в полночь вода приобретает целебные свойства, а значит, является такой же чудодейственной, как и та, в которую входил Иисус. Стало традицией купание на Крещение. Также верующие в этот день святят воду домой. Уже на следующий день после Крещения все возвращались к обычному ритму жизни, работали и занимались бытом.

Многогранность Рождества на востоке Украины

Земли Донетчины и Луганщины были заселены украинцами из разных регионов: Черниговщины, Слобожанщины, Херсонщины, из областей центральной Украины и т.п. И каждая этнографическая группа привносила свои особенности в украинские традиции. Из-за политики русификации и постоянного угнетения украинцев эти традиции также подверглись притеснениям.

Кандидат исторических наук и доцент кафедры истории Украины и специальных отраслей истории Украины Донецкого национального университета им. В. Стуса Инна Мартынчук говорит, что, рассматривая тему украинских традиций на Донетчине и Луганщине, следует различать различные спектры их развития в городах и селах.

Конечно, абсолютное большинство сельчан в этих регионах — это украинцы, которые смогли сохранить больше всего традиций. Во времена советского союза это строго запрещалось: не просто следование украинским традициям, а даже их упоминание. Поэтому в селах они праздновались, но тихо и осторожно, чтобы не привлечь к себе большего внимания со стороны власти.

різдво традиції
Фото из открытых источников

Иная ситуация была в крупных городах. Сюда во время промышленного бума приезжали люди как из центральных районов Украины, так и из центральных районов россии, из-за чего украиноязычного населения было значительно меньше, чем в селах. Соответственно, и украинским традициям здесь уделяли меньше внимания.

Но Инна Мартынчук говорит, что все традиции, которые праздновали украинцы, были и есть на территории Донецкой и Луганской области:

Что касается сельской местности, то здесь абсолютно прослеживается доминирование украинских традиций на Донетчине и Луганщине. Другая ситуация была, опять же, в городах — там было сочетание советских традиций, которые искусственно насаждались и очень активно пропагандировались, к ним была очень большая подготовительная работа”.

После Второй мировой войны по приказу советской власти некоторые этнографические группы украинцев были депортированы из западных регионов в восточные. Так лемки попали в 1945 году на Луганщину (село Победное), а бойки — в 1951 году на Донетчину (село Звановка и другие). Переселение стало сложным и разрушительным для сотен семей, но в заключении способствовало объединению украинских традиций востока и запада.

різдво традиції
Депортация украинцев из села Новосельцев (Сяноцкий уезд Польши) в СССР, 1946 год. Фото: Историческая правда

Переселенцы из Карпат привезли на Донетчину не только украинский язык и традиции, но и рождественский Вертеп. Сначала его ставили только в Звановке, а потом начали возить по всей Донетчине. Это способствовало объединению украинских традиций восточных и западных регионов.

різдво традиції
Звановский вертеп. Фото: Историческая правда

Во времена советского союза украинские традиции на Донетчине и Луганщине испытывали сильное притеснение. Все делалось для того, чтобы растворить украинскую национальность среди “советских граждан единой великой страны”.

Но украинские традиции сохранились на Донетчине и Луганщине, и даже сейчас продолжают передаваться из семьи в семью, а также отдельно изучаться для сохранения истории наших регионов.

Рождественские традиции Донетчины: воспоминания Ирины Крюченко

Руководительница лаборатории фольклора и этнографии Донетчины “Степь” Ирина Крюченко делится воспоминаниями о том, какие традиции были в ее семье. Ирина родом из села Малиновка Волновахского района Донецкой области

різдво традиції
Ирина Крюченко. Фото с личной страницы Ирины в Facebook

Ирина вспоминает, как праздновали Рождество в ее семье. Бабушка обязательно придерживалась поста. Само понятие “12 блюд” в ее семье не было, но на рождественский ужин обязательно были постные блюда. Перед Святвечером домой старший мужчина обязательно заносил сноп и говорил: “Пусть будет у нас плодовитое лето”. Тогда много еды украинцы получали с собственных огородов, поэтому много молились за то, чтобы на огороде все хорошо росло.

Ирина вспоминает, что была на Донетчине традиция носить кутью от хаты к хате. Делали это в Святвечер до восхода первой зари. Для этого преимущественно посылали детей, которые несли своим родственникам кутью и, по возможности, подарки на праздники. Когда дети приходили к родственникам, то говорили: “Папа и мама передали вам ужин”.

Кутья была самым важным блюдом на Рождество. И это была кутья, которая говорила о том, что завтра родится сам Иисус. С этой кутьей ходили и обменивались, как бы делали связь между своей семьей. То есть связывались друг с другом. Чтобы Господь был между их семьей”, — объясняет Ирина Крюченко.

різдво традиції
Фото: Радио Свобода

Подарки для родственников были тогда незначительными. Бабушке могли сшить платочек, а дедушке — махорку для трубки или носовой платок. В ответ детям родственники также давали подарки — преимущественно еду, но бывало и копейками. И вот, когда дети приходили домой, то разбирали полученные подарки: родителям отдавали продукты, а деньги оставляли себе.

На Святвечер бабушка Ирины пекла хлеб из серой муки не первого сорта. Для этого могла использовать даже дерть. Такой хлеб был очень твердый, изготовленный на самодельных дрожжах. Кутья была более постной, не такой, как в западных регионах.

Во время поисков информации о традициях Ирина узнала, что почти в каждом селе Донетчины был обычай выносить кутью перед Святой вечерей. Для этого отец обходил с ней все хозяйство, а когда заходил в дом, не закрывая дверь, звал мороза, говоря: “Мороз, мороз, иди к нам ужинать, если не идешь, так не ломай нашу пшеницу и рожь”.

Блюда в семье Ирины бабушка готовила постные: жареная капуста с морковью и луком, домашние соленья, жареная рыба, борщ без мяса с грибами и фасолью, гречневую и пшенную кашу и т.п. Не было принято на Святвечер готовить блюда из картофеля, потому что он считался будничным блюдом. Особенно приятно было поставить на стол рыбку. Для этого жители села Малиновка Волновахского района, откуда Ирина родом, ходили на рынок аж в Пологи.

Когда семья уже собралась за столом, бабушка начинает молиться, а потом берет первую ложку кутьи и поминает всех умерших близких. После этого кутью уже пробовали все остальные. Затем разделяли серый хлебец, его не резали, а ломали на кусочки, как Иисус Христос ломал и раздавал людям, когда читал свои проповеди.

Поев, все ложатся спать, оставляя все на столе, в том числе чистые ложки. Это делали для того, чтобы умершие родственники пришли ужинать, пока семья спит. Свечу также не гасили в доме, она горела всю ночь. А когда просыпались, то наступала уже радость от Рождества. Шли колядовать.

Еще с ночи, сразу после восхода первой звезды, колядовать начинала молодежь. На Донетчине колядники брали с собой Рождественскую звезду, изготовив ее из блестящей бумаги и деревянного каркаса. Как правило, звезду держал взрослый парень или мужчина. Когда приходили в дом, то спрашивали: “Разрешите заколядовать”. И если хозяин позволял, то пели колядки на счастье семье. За это хозяева давали молодым продукты: колбасы, сало или что-то другое.

різдво традиції
Иллюстрация Anisia Vishnevskaya

Ближе к обеду колядовать ходили уже дети. Им давали за пение конфеты или пирожки. А вечером на Рождество колядовать ходили уже взрослые. Заходили друг к другу в гости, накрывали столы, поминали родственников и угощались.

А на следующий день после Рождества  отмечался День Марии, Матери Божьей. В этот день крестьяне устраивали вечерницы. Выкладывали на стол все собранные продукты и веселились, пели и танцевали.

Об интересном обычае на Водокрещение Ирина Крюченко услышала в родном селе Малиновка от старожилов. В селе не было церкви, поэтому крестьяне святили воду следующим образом. Ходили сначала к дальнему колодцу и набирали чистой воды, которую потом передавали через 9 порожков.

Рассказывали мне, что стоит вся семья в дверях: в одних, в других, в третьих. И так в каждую комнату, а в последней стоит бабушка возле иконы. Ведерко с водой ставят у входа в дом. Мать набирает кружку воды из этого ведерка и начинает передавать от человека к человеку, и так до самой бабушки. Бабушка берет кружку, читает молитву и переливает воду в другую ведерко. И потом снова передает матери пустую кружку. И так они передавали всю воду, и так вода считалась святой. Тогда семья пользовалась ею так, как будто это в церкви посвятили”, — рассказывает Ирина Крюченко.

Традиции Донетчины и Луганщины являются важной частью культурного наследия, как регионов, так и всей страны. Во время полномасштабной войны с россией вопрос украинских традиций стал более острым и актуальным. Память о нашем историческом прошлом и культурном бытии, а также их передача последующим поколениям, сохранит сведения о нашем народе и нашей идентичности. Поэтому помните наши семейные традиции, сохраняйте их и цените! 

Восточный Вариант поздравляет всех читателей и читательниц со светлым праздником Рождества Христова! Пусть этот светлый праздник наполнит ваш дом радостью и теплом, а его благословение принесет мир, любовь и счастье в вашу семью.

В материале была использована информация из информационно-методического сборника “Традиции и обряды Донецкой области”.

***

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
03 июля Среда
09:37

Кураховская громада подверглась многочисленным обстрелам: в ОВА сообщили об обстрелах Донетчины

09:21

Молодежь на ВОТ Луганщины не доверяет оккупационной власти, — Лисогор

09:02

За сутки на фронте произошло 158 боев с оккупантами

08:42

На Донетчине за сутки — двое погибших, еще 9 получили ранения

08:19

Освобожденные села Луганщины подверглись 117 обстрелам за сутки, — ОВА

08:04

Потери россиян за сутки составили почти 1200 воинов и 57 артсистем

02 июля Вторник
23:18

Подкаст Краматорск. Настоящая история украинского города

Краматорск. Настоящая история украинского города
22:59

В "Дії" уже сгенерировали более 200 тыс. удостоверений ветерана

22:47

Политика США по применению американского оружия по территории рф остается без изменений, — Пентагон

22:40

В Лимане работает управление социальной защиты населения

22:36

Боевики оккупационной "лнр" признали нехватку более полутора тысяч врачей на ВОТ Луганщины

22:32

Житель Краматорского района отдал мошенникам со своего счета более 28 тысяч гривен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: