<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Общество

История

Самые интересные рождественские традиции востока Украины: как жители Донетчины и Луганщины встречали праздники

Обложка: Восточный Вариант

В Украине приближаются рождественско-новогодние праздники. И несмотря на полномасштабную войну, массированные обстрелы и отключения электроэнергии, украинцы и украинки стремятся хоть немного отвлечься и окунуться в атмосферу чуда. Восточный Вариант рассказывает о самых интересных рождественско-новогодних традициях, которые существовали на востоке Украины и которые можно воссоздать сегодня.


Российская пропаганда часто распространяет тезис, что якобы в Донецкой и Луганской областях испокон веков доминировали российские порядки и традиции. Однако это не соответствует действительности. В историческом измерении и даже в современности можно найти много фактов об украинских обычаях на востоке. Подробнее об этом — далее в материале

Пауки и дидухи — обереги, чтобы следующий год был урожайным и удачным

Уже много лет украинцы и украинки на рождественско-новогодние праздники изготавливают своеобразные обереги, которые должны принести благополучие семье и хороший урожай в следующем году. В том числе на Донетчине и Луганщине.

“Паук” — это традиционное рождественское украшение, которое символизирует защиту от зла и помогает очищать дом от негативной энергии. Чтобы его изготовить, брали соломинки разного размера и с помощью нитки складывали из них “многогранник”. Самый большой из них размещали в центре “паука”, а по бокам добавляли меньшие. Готовое изделие подвешивали в доме.

Предки верили, что “паук” в течение года впитывает в себя всю негативную энергию, поэтому перед следующими рождественско-новогодними праздниками его сжигали, чтобы очистить дом. Вместо него изготавливали и вешали новое украшение, чтобы снова защитить дом от зла.

Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

Еще один традиционный украинский оберег на Рождество — Дидух. Это сноп сена, который с помощью веревки складывали в разнообразные колоски, из которых формировали своеобразный “букет”. Ветки обвивали цветными лентами, бумажными или засушенными цветами. Дидух символизировал в украинской культуре общего предка — Деда. Им украшали дома, чтобы отдать дань уважения предкам, а также символизировать будущий хороший урожай.

Дидухи в Донецкой области. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

Кутья — рисовая, пшеничная или ячменная?

Традиционно на рождественско-новогодние праздники готовили кутью — кашу из зерен пшеницы или ячменя. Обычно ее готовили трижды: на Святой Вечер — Богатая кутья, перед Старым Новым годом — Щедрая кутья и в канун Крещения — Голодная кутья. Об этом говорится в сборнике “Традиции и обряды Донецкой области”.

Разновидности кутьи. Можно увидеть луганскую кутью и лемковскую из села Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

Для ее приготовления брали пшеничное или ячменное зерно, а в Донецкой области иногда и рис. В готовую кашу добавляли толченый мак, грецкие орехи и распаренный изюм, для сладости — мед.

“Существует также обычай отправлять блюдо вместе с детьми к своим еще живым родственникам, в нашей Донецкой области кутью носили к крестным родителям. После ужина кутью вместе с ложками оставляют на столе на всю ночь для умерших предков, «чтобы родные поужинали и на нас не гневались», или гадая о своем долголетии”, — говорится в “Традициях и обрядах Донецкой области”.

12 блюд на Сочельник

На Сочельник 24 декабря (по старому порядку — 6 января) украинские семьи традиционно готовили 12 блюд на стол. Обычно это были постные блюда — жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины, узвар, кутья. В настоящее время на праздничный стол ставят имбирно-медовое печенье, тушеную капусту, постный борщ, маринованные грибы или огурцы с помидорами, постные голубцы, селедку, фасоль, картошку, пампушки. Традиционно, сначала пробовали кутью, а затем — остальные блюда.

Рождественский ужин. Фото Ирины Крюченко из сообщества “СТЕП” — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины

12 блюд на Сочельник символизируют 12 апостолов Иисуса Христа и 12 месяцев. Готовя их, семья настраивалась на единство, здоровье, достаток, долгую жизнь и плодородие в новом году.

“В Сочельник семья обязательно вспоминает своих умерших родственников, приглашает их принять участие в ужине. Садясь за стол, необходимо подуть на стул, чтобы «не придавить мертвую душу», которая, вероятно, приняла приглашение на этот праздничный ужин. Для усопших душ родственников можно либо оставить узвар на окне, либо после ужина не убирать со стола немытые ложки — как бы чтобы души лизали и не остались голодными. Хозяин дома трижды обходит «за солнцем» вокруг стола с кутьей и свечой в руках, затем на коленях перед образами молится за умерших родственников. Жена и дети поступают так же. Затем вся семья молится за свою семью и господу — чтобы все было хорошо. Далее хозяин приглашает все грешные и праведные души на Святую вечерю, передает миску с кутьей хозяйке. И только после этого семья начинает вместе ужинать”, — рассказывают в сборнике “Традиции и обряды Донецкой области”.

В Сочельник дети носили кутью близким родственникам и крестным родителям или соседям, чтобы поздравить с праздником. При этом пели поздравления-колядки.

Колядовали и меланковали

Издавна в украинском народе существовал красивый обычай желать друг другу и хозяевам дома здоровья, счастья, долгих лет жизни и благополучия в семье. После Святой Вечери украинцы отправлялись от дома к дому, поздравляя хозяев и их детей колядками и разыгрывая бытовые сценки, желали согласия и достатка.

К коляде готовились заранее: изготавливали обрядовые атрибуты — восьмилучевую звезду, маски Козы и Медведя. Рождественские колядные группы чаще всего состояли из парней, которые выбирали атамана — уважаемого в громаде юношу, известного своей сообразительностью и остроумием. Он должен был уметь искусно начинать колядку и вести пение. Участники ватаги надевали традиционные праздничные наряды: белые или коричневые тулупы и свитки, собственноручно сделанные сапоги, а девушки — платки или венки. В зависимости от региона, колядные группы отличались количеством участников и набором обрядовых персонажей.

Фото из села Сергеевка Бахмутского района, ныне Покровский район, 1905 год. Мальчик в центре — Марко Зализняк, в будущем станет известен как фотограф, который документировал Голодомор. Фото из сообщества “Степь — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook

Главное украшение — Рождественская звезда. На Донетчине ее изготавливали из яркой бумаги или фольги, которые в те времена можно было приобрести на рынках. Заранее изготавливался каркас из дерева, а затем вырезали фольгу по форме звезды и обклеивали ею каркас. В разных селах изготавливались свои звезды, они могли быть и четырехугольными, и пяти-шестиугольными, а также многоугольными, которые напоминали форму звезды на небе. Об этом Восточному Варианту рассказывала директорка Хлебодаровского сельского дома культуры Ирина Крюченко.

За поздравления и песни хозяева давали колядникам угощения, деньги или приглашали к своему столу.

Вертеп 1950-1970-х годов в селе Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото из сообщества “Степь — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook со ссылкой на “Лемко центр” села Звановка

На Праздник Меланки или Щедрый вечер 31 декабря накрывают богатый стол, где преобладают мясные блюда. Во второй раз в течение зимних праздников готовят кутью.

С наступлением сумерек по улицам ходили группы щедровальников в карнавальных костюмах с музыкантами.

Среди групп преобладали юношеские громады ряженых, отдельно ходили и группы девушек. Для щедровальников, как и для колядников, не существовало половых ограничений, однако девичья Маланка в основном щедровала под окнами, а группы ряженых парней просились в дом, да и персонажей в масках в юношеской Маланке было значительно больше. Среди ряженых чаще всего встречаются образы Маланки, Василия, козы, деда с бабой, цыгана, медведя, журавля, кота”.

Подойдя к окну, ряженые просили у хозяев разрешения щедровать. В щедривках они восхваляли хозяина и его семью, желали благополучия и согласия.

В первый день Нового года на востоке был распространен обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел еще с дохристианских времен, ведь предки встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому обряд посевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем более щедро всех одаривали тех, кто пришел в дом первым.

***

В наше время украинцы и украинки дарят друг другу подарки на рождественско-новогодние праздники, желают достатка и удачи, счастья и любви, а главное — мира и спокойствия. В очередной раз в этом году на Рождество и Новый год украинцы загадают желание — чтобы война закончилась, все родные вернулись домой, а в Украину наконец-то пришел мир.

Память сквозь пепел: история основания и развития города Покровск
Сегодня Покровск находится на линии столкновения и полностью разрушен в результате наступления российской армии. Славный город с более чем 140-летней историей сейчас опустошен и ежедневно сотрясается от боев и бомбардировок. Восточный Вариант совместно с начальницей отдела культуры, туризма и охраны культурного наследия Покровского городского совета Еленой Олехнович и директоркой Покровского исторического музея рассказывает об истории основания и развития города Покровы. 1881 год — официальны
Знаковая личность родом с Луганщины: история Николая Руденко
Писатель, поэт, политический и общественный деятель, правозащитник, основатель и глава Украинской Хельсинкской группы, Герой Украины. Бесспорно, Николай Руденко является одной из самых ярких исторических личностей Украины, деятельность которого стала частью украинской борьбы за независимость XX века. Подробнее о выдающемся общественном деятеле, родом из Луганской области, рассказывает Восточный Вариант вместе с доктором исторических наук, профессором Луганского национального университета им. Та
Василий Стус и Донетчина: пять фактов о жизни поэта на востоке Украины
Василий Стус — знаковая фигура в украинской истории. Поэт, правозащитник, переводчик, преподаватель, член Украинской Хельсинкской группы, диссидент и шестидесятник — он стал одним из борцов за независимость Украины в XX веке. За свою деятельность был арестован советской властью и приговорен к длительному заключению в местах лишения свободы, где и погиб в 47 лет. Часть жизни Василий Стус провел в Донецкой области — здесь прошло его детство, учеба и первые преподавательские годы. Детство и юны
І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку