Рейв для Донбасса: как молодежь развивает культуру электронной музыки
“Звук Донбасса должен услышать весь мир”. Рассказываем историю 23-летнего парня, который стоит у истоков техно-культуры Донетчины
От идеи провести небольшой концерт в родном городе до организации фестивалей электронной музыки. Как и зачем появились первые рейвы в Славянске, почему так “зашли” молодежи, удается ли развивать культуру техно там, где ее нет — нам рассказал автор проекта Евгений Скрипник.
Евгений Скрипник, фото автора
Всё началось с платформы инициатив “Теплица”. Об открытии этого пространства 17-летний Женя узнал от своих друзей и из постов в соцсетях. Это было нечто новое, первое после окончания боевых действий в Славянске.
Сначала парень был волонтером, затем ему предложили работу в “Теплице”. Именно здесь Женя открыл в себе способности организатора и уже не смог остановиться.
Встреча, которая изменила все
Годовщина “Теплицы”, фото Facebook Евгений Скрипник
“Уже не помню на какое направление меня поставили работать в “Теплице”. Добавили ответственности и плюс начал получать зарплату. Так началась моя активная жизнь. Тогда у нас была серия встреч с разными прикольными людьми. Одна из них всё изменила. Накануне харьковского фестиваля “План Б” к нам приехали Райка и Боен, это организаторы из Сербии. Они объезжали небольшие города, чтобы привлечь внимание к фестивалю всего региона. Тогда я на встречу так и не попал, но хорошо их запомнил”, — рассказывает он.
Так вышло, что перед обменной поездкой в Польшу Женя оформлял визу (на тот момент безвизовый режим еще не действовал) в Харькове. Там, по стечению обстоятельств, он встретился с этими самыми ребятами из Сербии. Они попросили о помощи в организации части “Плана Б”, которая должна была пройти в Славянске и объяснили основные организаторские моменты. У Жени был небольшой опыт в организации празднования полгода деятельности “Теплицы”, уже тогда он познакомился с местным звукорежиссером, главой студии звукозаписи Андреем Корнеевым. Договаривался обо всем Женя уже дистанционно, из Польши. Тогда фестиваль удался на славу, первый опыт прошел успешно.
“Ребята пригласили меня в Харьков на основную часть фестиваля. Так я попал во все организаторское движение. Вернулся в “Теплицу” уже с багажом полезных знакомств. Задумался о небольшом фестивальчике в Славянске, который открыл бы неизвестные стороны города. Пришла идея сделать концерт в заброшенном здании. Снова случилось сотрудничество с Корнеевым, тогда я еще ничего не понимал в музыке и аппаратуре, меня всему учили”, — делится Женя.
Всё начинается с концепта
Евгению удавалось, казалось бы, невозможное. Он организовывал приезд в небольшой Славянск известных артистов. В заброшенном здании одного из цехов бывшего керамического комбината выступила группа “Вагоновожатые”. Организация проходила при поддержке международных организаций и вход был бесплатный для всех желающих. Концерт такого формата прошел впервые в городе и вызвал немалый интерес.
Дальше Женя привозил “ТНМК”, “Бумбокс”, Joryj Kłoc.
“У меня был перед глазами хороший пример. Райка и Боен организовывали фестиваль, который поменял ход выборов в Сербии. Он принес туда демократию. Всегда должен быть концепт почему ты это делаешь. Потом уже ты думаешь кто идеально вписался бы из локальных групп твоего города, региона, потом всей страны.
Должна быть идея, сильный посыл всей задумки. Ищешь контакты менеджеров артистов. Если группа супер популярная, то звонишь менеджерам. Дальше вопрос твоего имени и отношения с музыкантами. Если уже есть наработанное организаторское имя и хорошие отношения с музыкантами, то можно и написать . А если ты начинающий, то можешь написать менеджеру группы с предложением и это нормально. Тебе ответят. Так я привозил Святослава Вакарчука в Славянск на встречу со студентами”, — рассказывает он.
Фото Facebook Евгений Скрипник
Рождение SHUMа
Сейчас Жене 23, он работает в интернет-маркетинге и делает самые мощные в регионе фестивали электронной музыки.
Начиналось всё “для себя”. В Славянске был всего один ночной клуб, с попсой из радиостанций и обилием алкоголя среди посетителей. Самой культуры электронной музыки не было вовсе. Это стало своеобразным вызовом. Появилась идея самому сделать качественную техно-тусовку.
“Делая Shum, мы решили, что не будем подстраиваться под локальный контекст. Наша команда привозит тех диджеев, которых выбирает сам, находит те места проведения, которые хотим именно мы, выбирает свет, нравится нам”, — объясняет Женя.
Первый рейв вместе с друзьями из “Ебара” сделали в заброшенном здании “Керамкобината” в сентябре прошлого года. На следующий, уже в ноябре, пришло гораздо больше людей. Третий вышел еще лучше — на новой локации в историческом здании “Монополия Крона” и с более мощным диджейским составом. Играть приехали музыканты из разных уголков Украины и даже из Германии.
Фото Facebook Евгений Скрипник
Рейв перешел в онлайн
“Следующую вечеринку должны были сделать в апреле. Мы уже начали продавать билеты, тогда еще не было ничего известно о карантине. Поняли, что это всё надолго и фестивали начали переносить. Затем стали проводить стримы — бесплатные, потом с донатами. В один из моментов организаторы фестиваля “Плана Б” со мной связались. Оказалось, они перенесли всё мероприятие полностью в онлайн. Мы начали делать совместные стримы. На первом показали музыку, которую играем на “Shum-е”, а на втором показали как звучит электронная сцена Донбасса”, — делится Скрипник.
Рейв транслировали онлайн по всем социальным сетям. С помощью графики за спинами диджеев создавали визуальное сопровождение. Успех был колоссальный. Если вечеринка офлайн собирала несколько сотен людей, то трансляции — более 20 000 просмотров.
Скриншот с видео
Звук Донбасса должен услышать весь мир
На карантине Женя много времени проводил в интернете, смотрел видео с фестивалей, видео Cercle с красивых мест планеты и нашел одно, которое сильно вдохновило и он захотел повторить увиденное у нас в регионе.
“До сих пор считаю, что природа всегда создает самые красивые формы. И я захотел показать всем, что Донбасс тоже красивый. Я показал видео ребятам, объяснил что хочу и в меня поверили. В один момент нас поддержали ПРООН и мы решили снять три проморолика для региона на таких местах, которые могли бы стать туристическими. Где мы покажем музыку и красоту этих мест”, — рассказывает он.
Первое видео уже отсняли на меловых скалах в Белокузьминовке в 30 км от Славянска. Это геологический памятник природы.
Фото Facebook Евгений Скрипник
Скалы состоят в основном из мелового щебня, который образовался около 90 млн лет назад из морских организмов, а высота достигает 110 метров.
Сейчас видео в процессе монтажа и совсем скоро будет опубликовано. Где снимут остальные ролики пока не разглашают.
Фото Facebook Евгений Скрипник
Фото Facebook Евгений Скрипник
“Дальше мы хотим сделать DJ школу, чтобы выпустить ребят, которые потом бы ездили играть на разные вечеринки по Украине и показали бы как звучит Донбасс, потому что я глубоко убеждён, что музыка объединяет, рассказывает историю и влюбляет”, — резюмирует Женя.
Мария Богач, Восточный вариант