Реклама без хлама: сможет ли дизайн-код преобразить города Донецкой области?
В Славянске, Краматорске и Мариуполе стартовал проект “Реклама без хлама”. В чем смысл инициативы и как ее воспринимают местные жители?
Донецкая область многогранна и каждый город здесь по-своему уникален. Слобожанщина, Донбасс, Приазовье — такие разные исторические области существуют вместе в одном регионе.
Подчеркнуть уникальность каждого города, показать его собственный стиль, свою идентичность может помочь дизайн-код. Это комплексный подход к формированию эстетики внешнего вида города, общая концепция правил оформления и размещения вывесок и наружной рекламы. В Украине эту практику внедряют в таких областных центрах, как Харьков, Одесса, Днепр, Черновцы, Киев и так далее. Сейчас очередь дошла до Донецкой области.
В трех городах Донецкой области, Славянске, Краматорске и Мариуполе, при поддержке USAID внедрена общественная инициатива “Реклама без хлама”.
Поднимая пласт проблем наружной рекламы, открываются другие: сохранение должным образом исторических памяток, нормативно-правовые документы для регулирования внешней рекламы, зонирование города и так далее.
В Мариуполе дела обстоят на порядок лучше. Там уже разработаны собственный брендбук города и положение о рекламе. Поэтому рассмотрим два соседних города на севере области.
В чем суть проекта?
Реклама должна быть не только эффективной для бизнеса, но и привлекательной для города. Это прежде всего диалог между предпринимателем и покупателем, но сейчас он превратился в “крик”, когда бизнесмены пытаются перекричать друг друга.
“Город это один большой организм и мы хотим показать как можно его изменить, визуально преобразить. Мы бы хотели объединить людей, чтобы они работали не на благо этого проекта, а на благо города. От нас будет зависеть, как будет выглядеть наш город, какое будущее нас ждет и какую старость мы встретим. В каком городе, с какой молодежью, с какой историей в их голове”, — считает координатор проекта в Славянске Евгения Калугина.
Рекламная сфера затрагивает много сторон — общество, власть и бизнес. “Реклама без хлама” объединяет рекламщиков, предпринимателей, архитекторов, художников и местные власти. Из представителей этих отраслей в каждом городе создана рабочая группа.
“Наша основная цель — объединить общество вокруг решения проблемы с наружной рекламой. Чтобы все заинтересованные стороны в городах могли высказать свое мнение и предоставить свои предложения для улучшения ситуации в этой сфере. А наши юристы и прочие привлеченные специалисты помогут создать из этих предложений конкретный пакет изменений в регуляторных актах. Этот пакет предложений мы и будем адвокатировать перед городскими властями”, — отмечает коммуникационный менеджер проекта Денис Бигунов.
Могут ли города улучшиться визуально?
"Хорошо там, где нас нет. Мы путешествуем по другим странам, восхищаемся их архитектурой, культурой и так далее. Каждый может быть архитектором своего города! Единственное, что нужно — действовать сообща, слышать друг друга. К сожалению, сейчас принято считать, что самое красивое и вечное уже построено, сейчас не могут построить здания, которые станут памятниками архитектуры. Кроме того, то, что построено до нас, находится в упадке. Это именно то наследие, которое мы оставим нашим детям и нужно начинать приводить его в порядок”, — считает архитектор Эллина Герасименко.
Сейчас на улицах преобладает так называемый “виртуальный шум”. Фасады домов и большинство витрин завешены рекламой. Яркие, пестрые вывески и баннеры разных размеров выглядят хаотично. От этого город выглядит некомфортно и неэстетично.
Дизайнер-архитектор Эллина Герасименко разработала визуализации, на которых представила как может выглядеть вариант отделки фасадов, основанный на лучших практиках других городов.
Вот несколько примеров Славянска:
А вот несколько примеров Краматорска:
Мариуполь:
Жители отреагировали по-разному
Славянск и Краматорск находятся в 15 км друг от друга. Проект “Реклама без хлама” показал насколько эти соседние города отличаются между собой.
Славянск известен своей исторической архитектурой. Здесь сохранились постройки начала 19 века. Большинство из них расположены в центральной части города. Реставрация и сохранение культурного наследия это совершенно другая тема для разговора, но вот на первых этажах исторических зданий работают магазины и фасады домов, соответственно, завешены рекламой.
Судя по обсуждениям в социальных сетях, жителям Славянска “болит” тема архитектуры и визуализации Эллины Герасименко оставили глубокое впечатление.
В Краматорске ситуация иная. В издавна промышленном городе варианты оформления фасадов от архитектора “не зашли” и нарвались на критику. При этом предприниматели города проект поддержали.
От предпринимателей Славянска есть и негативная реакция. У Дмитрия есть магазин мобильных телефонов и аксессуаров. Его торговая точка одна из четырех в помещении магазина.
“Нарисовать на компьютере легко, а нагнуть предпринимателей на деньги в очередной раз — это уже другая история. Сколько это все стоит и кто за это будет платить? Заставлять всегда есть кому. Через 10-15 лет город перестанет существовать если не создавать рабочие места и производства, а у нас и дальше гнобят оставшиеся ФОП, которые платят налоги”, — считает Дмитрий.
Подобное мнение и у владелицы одной из местных кофеен:
“Малому бизнесу сейчас очень нелегко, многое меняется и очень быстро. Мне, по сути, сейчас некогда думать как развивать бизнес, потому что я только и делаю, что решаю хозяйственные вопросы. И если ко мне, например, придут еще и с предложением заменить мои вывески или покрасить фасад, я пойду и застрелюсь. Потому что у меня элементарно на это нет средств. Хотя как житель города, я согласна, что город выглядит как колхоз. Но тут же надо понимать собственников бизнеса. Конечно, первая задача предпринимателя — привлечь клиента. А из того, что предлагают рекламные агентства, то, что висит на магазинах — дешево и сердито. Мое личное мнение: сейчас не лучшее время поднимать такой вопрос. Нужно дать возможность людям заработать, а потом уже браться за красоту”, — говорит Юлия.
Конечно же нельзя штамповать вывески по единому шаблону и делать тем самым город серым и однообразным, считают авторы инициативы. Главное — это сочетание между собой архитектуры, ее уникальности вместе с витринами и вывесками. Внешний вид улиц города может существенно повлиять на привлечение инвестиций и туристов, а значит на развитие в целом.