Регионалы споткнулись в Луганске
31 октября в Украине состоялись местные выборы. И хотя к серьезным переменам в политической жизни региона они вряд ли приведут, продемонстрировали ряд интересных тенденций. Если в большинстве городов области регионалы взяли победу без особых сложностей, то в Луганске ситуация накаляется.
ПРОБЛЕМА №1 – ЯВКА
«Все равно за нас уже решили» - самое активно применяемое объяснение причины игнорирования выборов. Такая позиция – урожай, посеянный политтехнологами.
По неофициальным данным, на выборы в среднем пришли 43,509% жителей Луганской области.
Как уже сообщалось, наивысшая явка зафиксирована в Беловодском (74,4%), Троицком (67,5%) и Марковском (66,7%) районах. Это северные сельскохозяйственные районы области.
Также больше 60% избирателей пришли на выборы в Краснодонском (60,2%), Белокуракинском (60,3%) и Новоайдарском (60,3%) районах.
Самой плохой явка была в Перевальском (43,2%), Старобельском (44,6%), Лутугинском (46,6%) и Кременском районах (46,9%).
Однако куда более проблемным стал вопрос явки на юге региона, в крупных промышленных городах Луганской области.
Так, всего 46% избирателей пришли на выборы в Северодонецке (и то наилучший показатель среди городов), 44% - в Стаханове, 42% - в Ровеньках.
Около 40% явились голосовать в Первомайске, Луганске, Кировске, Рубежном, Антраците и Алчевске.
Самой низкой стала явка в Краснодоне (всего 34,1%), Лисичанске (35,5%), Красном Луче (36,2%) и Брянке (37,3%).
ГЛАВНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Сенсационные результаты голосования в Луганске стали пощечиной ПР – безусловно.
Напомним, по данным трех экзит-поллов, которые были проведены в Луганске по заказу различных политических сил, разница между уровнем поддержки Сергея Кравченко и Спиридона Килинкарова колебалась в рамках 1,4-6,7%.
Фактически вышло, что кандидат-коммунист, сформировавший команду из бизнесменов, которые оплатили ему массированную медиа-кампанию, за 2 месяца набрал себе столько же сторонников, сколько городской голова Сергей Кравченко за 4 года работы, которую сам он называет успешной. Учитывая, что Виктор Янукович публично дистанцировался от предвыборки и фактически поручил ее партийцам чтобы увидеть, на что они реально способны без фотографии с ним на биллбордах, результат более чем красноречивый.
Но, по большому счету, это демонстрирует интересную тенденцию – ведь, если верить предварительным данным ПР, уровень поддержки Партии регионов также высок – по крайней мере, по сравнению с другими партиями. А вот в абсолютных цифрах результаты выборов в том же Луганске – провал для регионалов. По тем же экзит-поллам, ПР в городе поддержали менее половины избирателей. Однако за мэра от ПР Сергея Кравченко проголосовало намного меньше избирателей, чем за партию.
С другой стороны, снижение рейтинга партии власти всегда является естественным процессом, особенно на фоне ряда непопулярных реформ, которые запланированы правительством. Но даже при том, что эхо правительственных реформ больно ударило по рейтингу ПР, Кравченко все равно набрал слишком мало. По сути, недовольных политикой мэра – столько же, сколько сторонников.
В этом контексте стоит вспомнить, что кандидатура Сергея Кравченко и в 2006-м, и в 2010-м была воспринята и партийцами, и электоратом весьма неоднозначно. Но если в 2006-м его сравнивали с «ведром с керосином» - дескать, кого бы партия регионов тогда не выдвинула, победил бы, то сейчас многие в среде ПР считали, что регионалам нужно сделать ставку на другого кандидата. В том числе из-за ряда промахов и конкретных имиджевых проблем Сергея Ивановича.
Вспомним, как о своих амбициях баллотироваться в мэры заявил поселковый председатель Юбилейного Владимир Струк, а потом также публично от них открестился – дескать, поддерживает линию партии. Хотя, одиозный Струк мог бы стать еще худшей кандидатурой. Но, возможно, станет в следующий раз, и тогда все внимательные избиратели смогут вспомнить все то, что тянется шлейфом из 90-х за Владимиром Струком.
Килинкаров, по сути, стал единственной реальной альтернативной мэру Кравченко. Коммунист, пользовавшийся и гласной, и негласной поддержкой крупных бизнесменов, провел очень активную кампанию и получил хороший результат. Теперь Килинкаров обвиняет регионалов в затягивании подсчета с целью фальсификации результатов, и уже заявил, что не верит в тотальную монополию ПР и не признает результатов ни выборов городского головы, ни депутатов городского совета. Судя по его решительному настрою, оглашение результатов горизбиркомом, который 31 октября демонстрировал недружественность по отношению к коммунистам, сразу же будет оспорено в суде.
Сыграют свою роль и политические факторы – запланированный на 3 ноября визит Президента Виктора Януковича, возможные договоренности между партийными руководителями. Однако как бы там ни было, Килинкаров стал единственным реальным оппонентом кандидату от ПР.
Но ситуация в Луганске – как раз то самое исключение, которое лишь подтверждает правило. В крупных городах Луганской области наоборот – буквально «воцарение» Партии регионов.
Фактически безальтернативными стали выборы в Краснодоне, где избиратели показали наименьшую явку, Антраците и Свердловске, где ПР уже в который раз поддержала действующих мэров Юрий Баклагова, Вячеслава Салиту и Александра Шмальца соответственно.
ПО АЛЧЕВСКОМУ ПУТИ
Убедительную победу в Северодонецке одержал кандидат от Партии регионов Валентин Казаков. Впрочем, на первый план в данном случае выходит именно личный авторитет, известность и статус руководителя градообразующего предприятия, а не партийность. Казаков, как известно, до избрания мэром работал директором «Северодонецкого объединения «Азот».
Характерная деталь – регионалы приложили множество усилия для дискредитации Владимира Грицишина, который 4 срока подряд был мэром города.
Публичный конфликт между ПР и Грицишиным начался в 2007 году, когда регионалы инициировали проведение второго северодонецкого съезда. Однако местный городской совет, полностью подконтрольный мэру Грицишину, отказал им в праве аренды Ледового дворца. Ситуация накалялась – регионалы утверждали, что своего добьются и съезд отменять не намерены, а Грицишин не соглашался. В итоге в ситуацию вмешался Виктор Янукович, который встретился с мэром Северодонецка. Стороны договорились. Цена вопроса – 5 млн. грн., которые должны были пойти на ремонт дворца. Эта самодеятельность Владимира Грицишина и стала «точкой невозврата» - он нанес фактически личное и статусное оскорбление Валерию Голенко, который тогда был председателем Луганского областного совета, однако с мэром города справиться не смог. В 2009 году Грицишин проявил лояльность к кандидату на пост президента Юлии Тимошенко.
Впрочем, известный своей самоуверенностью Грицишин после проигрыша Тимошенко заявил о намерении баллотироваться в мэры в пятый раз. Технически он использовал для этого Прогрессивную социалистическую партию Украины. Регионалы, понимая, что «свалить» Грицишина будет сложно, использовали алчевский опыт – выдвинули против действующего мэра руководителя градообразующего предприятия Валентина Казакова.
Сам же Алчевск, на котором опробовали такую технологию в 2006 году, особых сюрпризов на этот раз не приготовил. Поскольку после президентских выборов некогда «оранжевый» мэр Владимир Чуб вступил в ПР и повторно на пост градоначальника баллотировался уже как выдвиженец регионалов, его победа была предсказуемой. Во-первых, несмотря на корпоративное ослабление владельцев «ИСД», в Алчевске директор АМК Тарас Шевченко и мэр Владимир Чуб все равно остаются влиятельными людьми, и если перемены внутри корпорации и повлияют на их статус в городе, то произойдет это не так быстро. Баллотировавшийся в мэры Николай Кириченко, которому «не посчастливилось» в 2006 году и с техногенной катастрофой, и с последовавшим за ней поражением на выборах, набрал заметно меньше голосов, чем действующий градоначальник.
НАРОД УСТАЛ
Лисичанск стал одним из лидеров рейтинга пассивности горожан. Что, по большому счету, и не удивительно. В частности, за мэра им пришлось голосовать 4-й раз за последние 4 года.
Напомним, до 2006 года мэром города был Валерий Бондаренко, в 2006-м победил Леонид Крысанов, который ушел в отставку, и в мае 2009-го состоялись внеочередные выборы.
Поскольку явка была очень низкой, да и одного из кандидатов - провластного, к слову, секретаря горсовета Сергея Баранника – в день голосования сняли с регистрации и выборы признали не состоявшимися. В сентябре 2009 года состоялись повторные внеочередные выборы, на которых победил регионал Сергей Дунаев. Однако в 2010 году он был вынужден снова идти на выборы. 31 октября основными конкурентами стали все те же регионал Дунаев и внезапно ставший коммунистом Валерий Бондаренко (в 2009 году он работал с партией «Единый центр»). Дунаев, по предварительным данным Комитета избирателей Украины, побеждает.
Непонятна ситуация в г. Стаханове. Там реальная борьба развернулась между двумя кандидатами на пост мэра – действующим градоначальником Сергеем Жевлаковым (был мэром 2002-2006 и 2008-2010 гг.) и бывшим регионалом, а ныне выдвиженцем ПСПУ Юрием Борисовым. Борисов пытался стать мэром ее в 2008 году, на досрочных выборах, однако тогда бренд ПР использовали два кандидата, в результате чего победил третий – Жевлаков. Однако после победы, взвесив все «за» и «за», Жевлаков стал членом ПР. В августе 2010 г. в городе с пафосом отметили годовщину Стахановского движения, приезжал Янукович… И вот – по предварительным данным, Жевлаков выборы проигрывает. Юрия Борисова можно считать «обиженным», но реальным оппонентом ПР его на назовешь.
ПАРТИЙНОЕ РЕШЕНИЕ
В Ровеньках избран новый мэр. Точнее, избрание городском головой – логическое продолжение карьеры Александра Есенкова. Он уже занимал должности гендиректора ГП «Ровенькинатрацит», был руководителем предвыборного штаба Виктора Януковича по г. Ровеньки, а в 2010 году стал исполняющим обязанности городского головы.
Произошло это после смены власти в городе – после президентских выборов в городе, где верхушка власти (мэр Александр Онасенко, руководитель ГП «Ровенькинтрацит» Юрий Зюков и председатель теркома ПРУП Николай Полухин, а также 19 депутатов городского совета) перешли на сторону кандидата на пост президента Юлии Тимошенко, регионалы провели политическую зачистку. Мэр и секретарь совета были отправлены в отставку сразу же после президентских выборов «по собственному желанию», Зюков был уволен министром угольной промышленности, а Полухин ввязался в войну с народным депутатом Украины Владимиром Ландиком. К слову, Ландик, который является куратором от ПР, закрепленным за этим округом, имеет давние счеты с Полухиным, но только в 2010 году получил возможность рассчитаться «по полной».
В марте Есенков стал исполняющим обязанности городского головы, 31 октября – выиграл выборы городского головы.
В Красном Луче решение о смене мэра приняла Партия регионов. Вместо отработавшего один срок Николая Антощенко, результатами которого партийное руководство оказалось недовольно, в мэры выдвинули амбициозную и политическую активную Марину Филиппову – секретаря горсовета, активистку ПР в Красном Луче.
Антощенко, не отличавшийся особыми ораторскими способностями, молча доработал свой срок. В течение всех 4,5 лет работы он постоянно становился объектом критики губернаторов – в 2007 Антипов критиковал его за плохую подготовку к отопительному сезону и угрожал отставкой, в 2010-м – Голенко за неправильную организацию работы исполкома, формирование бюджета, неспособность создавать рабочие места и так далее.
Несмотря на то, что Филиппова фактически являлась вторым человеком в исполкоме и несет за провал политики мэрии такую же ответственность, как и Антощенко, руководство ЛОО ПР посчитало ее реальной альтернативной бывшему мэру.
Самый депрессивный город Луганской области - Брянка - также получил нового градоначальника, и также – по политическому решению партии власти.
В августе на коллегии ЛОГА, после оглашения результатов проверки работы Брянковского исполкома, мэру Николаю Грязеву был вынесен политический приговор.
Долги за газ, неправильное формирование городского бюджета, раздутые штаты и чиновников и неадекватные ситуации в городе зарплаты работников исполкома, отказ от оптимизации сети школьных и лечебных учреждений – все это вменили в вину мэру. Главный вывод комиссии заключался в том, что депрессивность Брянки – это вина мэра и результат его политики, а следствие закрытия всех градообразующих угольных и смежных предприятий.
Но тут картина такая же, как в Красном Луче – на смену Грязеву регионалы привели его заместителя, который также, по идее, должен нести ответственность за политику своего бывшего начальника и предшественника.
Брянка стала одним из лидеров пассивности людей на местных выборах.
Многолетний мэр г. Первомайска бывший коммунист Василий Мозалев на этих выборах работал с Партией регионов. Причиной этого перехода, ставшего сенсацией локального масштаба, стал конфликт Мозалева с первым секретарем обкома КПУ Спиридоном Килинкаровым, который не поддержал Мозалева на стадии подготовки к выборам, поскольку был недоволен его работой. В ходе этого конфликта на Киликарова даже «нападали» через луганские интернет-издания – такие же «обиженные» бывшие коммунисты. По предварительным данным, Мозалев выборы в Первомайске проиграл. Борис Бабий, который пока лидирует в предвыборной гонке – «темная лошадка» в политике. О нем мало что известно.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Из 14 городов областного значения мэры сменились в 7-ми (без учета неопределенной ситуации в Луганске). Однако только 2 из них – не регионалы, пусть и условно.
По большому счету, можно говорить о том, что в 2006 году автономных мэров было больше – тогда «помаранчевым» слыл Владимир Чуб (Алчевск), непотопляемым – Владимир Грицишин. Именно они контролировали горсоветы, а не горсоветы – их, несмотря на большинство ПР. в этот раз нерегиональные мэры – Борисов и Бабий - куда более слабые, чем Чуб и Грицишин. А значит, в целом ПР укрепила свои позиции в крупных городах Луганской области.
Ситуация в Луганске выглядит еще интереснее, учитывая положение в других городах региона. Именно поэтому она заслуживает максимального внимания и является тестом для регионалов. Ведь если Килинкаров сумеет в суде доказать факт фальсификации голосования, он фактически заложит «бомбу» под тезис о том, что регионалы пользуются реальной поддержкой населения в Луганской области. Ведь если подтасовали в Луганске, могли сделать это и в других городах. Пусть сейчас в это и сложно поверить, учитывая высочайший относительный уровень поддержки ПР. Но учитывать нужно и катастрофические для регионалов абсолютные цифры.