«Разводка» идентичностями
До парламентских выборов ещё полгода, но контуры предвыборных статегий уже начали проступать. Коммунисты раздают бабушкам пасхальные куличи, националисты протестуют, а демократы ищут, с кем бы выгоднее объединиться. В общем, всё как обычно. Похоже, и в штабе Партии регионов не будут прибегать к новациям, а сделают ставку на привычные средства мобилизации электората. Так, в начале апреля на пресс-конференции в Луганске Александр Ефремов выложил, как на духу: «Нам очень хотелось бы, чтобы нас поддержали, хотя бы потому, что мы по нутру свои. И если нас будет меньше в Верховной Раде и перекос пойдет в другую сторону, то нам будет плохо всем». По сути, нардеп призвал нас голосовать не за тех, кто лучше (например, менее коррумпирован), а за тех, кто «свой».
Собственно говоря, удивляться тут нечему: манипуляции идентичностями пользуются среди украинского политикума устойчивой популярностью. Причин тому несколько. Во-первых, это гораздо дешевле, чем завоёвывать умы и сердца электората реальными управленческими достижениями. Хорошие дороги и рабочие места нужно сначала создать, а потом только предъявить избирателям в качестве аргументов в свою пользу. Идентичности же создавать не нужно – они и так есть. Достаточно аккурат перед выборами «подогреть» их с нужной стороны и получить какой-никакой электоральный гешефт. Во-вторых, реальные достижения – продукт скоропортящийся: на одной восстановленной дороге нельзя «пиариться» постоянно. Другое дело – идентичности, которые формируются поколениями и так же долго размываются, поэтому спекулировать на них можно практически бесконечно. И в-третьих, спекуляции на идентичностях требуют минимальных материальных вложений: если под рукой имеется пара телеканалов, полдесятка интернет-сайтов и горстка админресурса, то дело в шляпе.
Поэтому есть основания предполагать, что на предстоящих выборах заигрывание с идентичностью базового электората если не ляжет в основу предвыборной кампании ПР, то уж точно будет играть в ней не последнюю роль. По крайней мере, на Донбассе. Как известно, в доме повешенного о верёвке не говорят. Поэтому «регионалы» наверняка будут всячески уходить от разговора об обещанном «покращенні життя». Безусловно, Николай Янович «толкнёт» пару бравурных речей о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее», но всерьёз делать ставку на эту чушь врядли кто-то решится. Поэтому в ход пойдёт простая и практически безотказная технология «разводки» электората, а именно – создание эффекта осаждённой крепости. Особенно это касается Донбасса.
Дело в том, что сформированной донбасской идентичности не существует. Наши представления о своей региональной специфике достаточно размыты и в основном сводятся к пророссийским внешнеполитическим ориентациям и гордости за промышленную мощь региона. Пресловутая идеологема «луганский характер» в массовом сознании не укрепилась, а на митинг против НАТО в Донецке пришло аж 20 человек. В таких условиях основной упор делается на формирование образа врага, когда черты собственной идентичности собираются по принципу «от противного». Чем отвратительнее и опаснее враг, штурмующий цитадель «Донбасс», тем милее и роднее кажется харя начальника гарнизона и тем мельче и безобиднее кажутся его прегрешения. «Лучше уж наши воры и дураки, чем их насильники и садисты» - чешет за ухом избиратель, ставя галочку в бюллетене.
Для формирования образа врага в ходе предвыборных игр у нас традиционно педалируются темы истории, языка и внешней политики. С «исторической» темой «регионалам» на информационные поводы повезло: 9 мая – День Победы, 8 сентября – день освобождения Донбасса и (самый цимес!) 28 сентября – 70-летний юбилей «Молодой гвардии», который будет отмечаться на государственном уровне с большой помпой. То есть до самых выборов в октябре можно проводить митинги (под флагами ПР, разумеется), говорить о высоком и держать избирателей в состоянии «возбуждения памяти».
Роль Врага традиционно сыграют «бандеровцы», от поползновений которых заслонять грудью Донбасс будут депутаты и партийцы ПР. Например, главный украинский борец с фашизмом Вадим Колесниченко. В Луганске к этому особенно хорошо подготовились, установив даже памятник «жертвам ОУН-УПА». Конечно же, избирателю напомнят прошлогодние майские столкновения во Львове, а возможно и организуют провокацию на бис. Тут-то и дрогнет сердце избирателя: фиг с ними, с ценами на бензин – с фашизмом бороться надо!..
С языком – та же «ботва». Ещё в феврале «регионалы» пообещали утвердить законопроект Кивалова и Колесниченко, согласно которому русский язык станет официальным в 10 областях Украины. Как считают в штабе ПР, это единственная возможность победить по партийным спискам. Но подобных обещаний было уже слишком много, поэтому будет не лишним подогреть страсти вокруг «насильственной украинизации» и ущемления прав русскоязычных граждан. Например, разрекламировать и подать в нужном свете некоторые аспекты деятельности «бандеровской валькирии» Ирины Фарион. Мол, смотрите, что случится, если за «своих по нутру» не проголосуете.
В общем, ничего принципиально нового нас не ждёт: с креативом у ПР всегда было туговато, да и зачем изобретать велосипед. Вопрос в том, насколько жесткой будет предвыборная «промывка мозгов»: то ли всё ограничится официозом под флагами ПР и обещаниями спасти (от НАТО) и сохранить (память о Победе, русский язык и т.п.), то ли власть решит отработать по-максимуму и устроит угар в духе 2004-го, когда нас пугали окатоличиванием, американскими казармами в каждом дворе и штрафами за каждое произнесённое русское слово.
Впрочем, конкуренты ПР тоже не гнушаются подобных манипуляций с массовым сознанием (вернее, бессознательным). Вспомнить хотя бы усиленно раскручиваемый оппозиционерами разных мастей лозунг «Спасибо жителям Донбасса…» Стараниями оппозиции недовольство действиями власти проецироваться на жителей областей, где сосредоточен её базовый электорат. Здесь роль Врага играют уже не злокозненные галичане, а «донбасское быдло», «даунбассовцы», против которых должны сплотиться избиратели.
Артикуляция и тиражирование образа Врага всегда комплиментарно для целевой аудитории. Например, житель Донбасса сможет ощутить своё моральное превосходство над «галицаями», которые пали до реабилитации «фашистских пособников». Или – как уже было – почувствовать себя кормильцем страны. Киевский интеллигент по сравнению с донецкими гопниками, только спустившимися с терриконов, почувствует себя свободомыслящим культурным европейцем, а галицкий обыватель – тем самым Настоящим Украинцем, на плечах которого зиждется Соборность и Самостийность государства. Поэтому электорат легко и не без удовольствия идёт на поводу у политических манипуляторов.
Однако разыгрывание идентичностей в предвыборной борьбе имеет целый букет негативных последствий для украинского общества. Во-первых, происходит политизация межрегиональных различий, а культурные, исторические и бытовые особенности приобретают политическое значение. Например, разного рода профпатриоты регулярно объявляют русскоговорящих украинцев холуями Москвы, а галичанам то и дело приходится выслушивать гадости о том, что они, дескать, вчерашние лакеи и вообще не украинцы.
Во-вторых, общество постоянно пребывает в состоянии напряжения, временами переходящего в массовый психоз, как это было в 2004-м. Когда от результата голосования зависят вещи сугубо материальные (например, будут ли урезаны или расширены социальные программы) – это одно. Но когда на карту поставлена – ни больше, ни меньше! – судьба нации или региона, разгораются просто таки эпического масштаба страсти.
И наконец, третье. Ни для кого не секрет, что украинская политическая элита представляет собой конкурирующие клиентельные группы (по-простому – кланы), состоящие из олигархов и их политической обслуги, нагуливающей жирок на депутатских зарплатах и прочих, дипломатично выражаясь, «возможностях», связанных с должностными полномочиями. Общество рассматривается ими как источних обогащения и – в короткий предвыборный период – источник политической власти. Реальный же раскол в украинском обществе проходит совсем не между Западом и Востоком, а между узкой прослойкой, сосредоточившей в своих руках власть и собственность, и остальным населением страны независимо от языковых предпочтений и взглядов на историю. Проще говоря, «пересічному» луганчанину потребуется максимум день (и, может, бутылка «Закарпатского»), чтобы найти общий язык с «пересічним» львовянином, и много лет, чтобы насобирать денег на такие же часы, как у «своего по нутру» Александра Ефремова. То же самое касается и «пересічного» львовянина, жене которого не светят ни Юлины «Луи Виттоны», ни «брюлики» Катерины Ющенко. Не говоря уже обо всех остальных реальных и номинальных привилегиях власть имущих.
Но пока украинское общество наивно покупается на «разводку идентичностями», и львовяне, и луганчане обречены быть подножным кормом у «своих по нутру» ребят.