
Писанки Донетчины и Луганщины: какие они были
К празднику Пасхи Восточный Вариант рассказывает о писанках Донетчины и Луганщины, и какими они были
Писанкарство — неотъемлемая часть культуры Украины. С давних времен украинцы и украинки расписывали яйца, веруя в жизнеспособную силу писанки, ее символичность и духовность. Цвета и орнаменты выбирались не просто так, а со смыслом, что делало писанку своеобразным оберегом. Технология изготовления и росписи передавалась из поколения в поколение.
Есть примеры технологий писанкарства и на востоке Украины. Подробнее об этом в материале.
Писанки Донецкой и Луганской области
В прошлом году мастерица Зоя Сташук отписала для Музея Ивана Гончара коллекцию писанок, которые представляют каждую область Украины. В том числе Донетчину и Луганщину.
Зоя называет два источника, откуда она брала рисунки: альбом “Описание коллекции народных писанок”, составленный Сергеем Кульжинским и изданный Лубенским Музеем Скаржинской в 1899 году. И альбом-сборник писанок Юрия Ференчука “Писанки наших бабушек” 2016 года.
Донецкая область в коллекции Зои Сташук представлена одной писанкой, которую авторка отписала по образцу из альбома “Двадцать кип писанок”. В альбоме подается 1200 иллюстраций украинских писанок, одна из них подписана селом Очеретино (сейчас Краматорский район, а ранее — Бахмутский уезд Екатеринославской губернии).

На писанке изображены фигуры, которые могут символизировать грабли, поля, солнце. Использовались белый, желтый и красный цвета, фон — черный.
Из Луганской области не зафиксировано ни одной писанки. Поэтому Зоя Сташук воспользовалась исследованиями и имеющимися описаниями писанок с Луганщины. Как она рассказывала, на старобельских писанках обычно изображали кресты, линии, сосенки. В своей работе Зоя использовала желтый и красный цвета.

Орнамент надазовских писанок “Иканыча”, или мариупольская писанка
“Иканыча” — это писанки, которые изготавливали гречанки в Надазовье, и уникальный образец народного искусства конца XIX века. Коллекцию начали формировать в Александровской мужской гимназии Мариуполя в 1920-х годах, а затем — в новосозданном Мариупольском краеведческом музее.

Интересно, что “иканыча” в переводе с румейского языка Надазовских греков означает “картинки” или “рисунки”.
“В Александровской гимназии было собрано около 500 греческих писанок — коллекция была очень большая. На них были орнаменты тохма, которые встречаются и на греческих декоративных рушниках, или на греческих памятниках. В 1956 году в результате музейной реформы 141 писанку из фондовой коллекции передали в Сталинский областной краеведческий музей. Далее писанки списывались, и в результате в Мариуполе оставалось только 18 писанок из коллекции, которые пробыли в музее до 24 февраля 2022 года», — рассказывает методистка Донецкого областного учебно-методического центра культуры Людмила Савченко.
Из-за начала полномасштабного вторжения россии 18 писанок были утрачены. Однако в архивах сохранились 98 карточек с зарисовками греческих писанок “Иканыча”. Благодаря этому орнаменты воссоздали в наше время.

И уже на следующей неделе, 24 апреля, в Музее Ивана Гончара в Киеве (ул. Лаврская, 19) пройдет открытие выставки “Иканыча: мариупольская писанка”. Физическая экспозиция посвящена культурному наследию Мариуполя.
“В 1967 году в Мариупольский музей поступило 6 экземпляров писанок, изготовленных мастерицей из Сартаны. На них также были орнаменты тохма, присущие греческим декоративным рушникам, крупные цветы. Такие орнаменты не похожи на традиционные украинские, однако, пообщавшись с работниками музея, можем отметить, что минимум две писанки в коллекции «Иканыча» были чисто украинскими”, — рассказывает Людмила Савченко.
До полномасштабной войны на Донетчине исследовали и орудия писанкарства. В Волновахе нашли старинный писачок, который размером значительно больше современных. Что касается технологии, то на Донетчине она была такая же, как в других регионах. Расписывали дома на куриных яйцах, брали воск, парафин, домашние краски.

Писанки Покровска и Бахмута
В фондах Покровского исторического музея хранятся две оригинальные писанки, которые туда передали местные жители. Их происхождение и авторство неизвестны. При изучении представители музея пришли к выводу, что их изготовили примерно в 1990-е годы.
Первая из них — это писанка на курином яйце. По своему орнаменту она больше похожа на Днепропетровскую или Полтавскую области. Об этом рассказывает заместительница директора по научной работе Покровского исторического музея Татьяна Костюченко.

На писанке изображено сочетание растительных и геометрических орнаментов на черном фоне. Виднеются желтый и зеленый цвет.
“Вторая писанка — на гусином яйце. Она у нас красного цвета, на котором белыми линиями нарисованы сложные геометрические узоры с сочетанием ярких цветов: желто-горячим, зеленым. Здесь используются мотивы крестообразных звезд, решеточек. Такое сочетание более присуще гуцульской писанке. При этом такая сложная звездоподобная композиция, которая изображена в центре, встречается и на писанках центральной Украины”, — рассказывает Татьяна Костюченко.

В коллекции Бахмутского музея сохранились три писанки с петриковской росписью. Они попали в фонд в середине 1990-х годов. Одну из них передала бывшая директорка школы № 12 Галина Галик.
“Это простенькая писанка, возможно это изделие народных мастеров, а возможно она выполнена ученическим кружком во время занятий по трудовому обучению, трудно сказать. Это деревянное яйцо, окрашенное в синий цвет, расписанное малиновым цветом, с лепестковыми цветами, белыми листьями и орнаментальным пояском из белых точек. Писанка датируется примерно 1980-ми годами”, — рассказывает в. и. о. директора Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий.

Еще две писанки остались в музее после выставки работ мастеров петриковской росписи. Одна из них создана в 1990 году автором С. Сосной. На белом фоне писанки изображен растительный орнамент. В центре каждой части три ягоды: одна малиновая и две желто-горячие в окружении листьев. В нижней части яйца указана надпись поселка Петриковка, фамилия автора и дата. Работа покрыта лаком.

“Третье яйцо автора А. Данильченко. Здесь на белом фоне так же симметрично изображен растительный орнамент, который состоит из двух желто-горячих распустившихся цветков и четырех зеленых листков, которые расположены вертикально. Надпись красной краской год и фамилия автора. Писанка тоже покрыта лаком”, — рассказал Игорь Корнацкий.

До полномасштабной войны в Бахмуте была известна деятельность мастера народного творчества по росписи писанок Дмитрия Денисенко. Он преподавал изобразительное искусство, занимался гончарством и писанкарством. После 24 февраля 2022 года Дмитрий некоторое время еще работал в городе, а после — выехал в Краматорск. И до сих пор он занимается писанкарством и популяризирует ремесло на Донетчине и во всей Украине.

Писанка восточной Украины есть и будет жить. Хотя многие из нас далеко от дома, мы можем сохранить наше наследие и воспроизводить искусство, присущее нашим краям.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Александр Глущенко: Доступ к правде — это уже сопротивление
В Лимане на Донетчине огнеборцы более 9 часов боролись с пожаром (фото)

В так называемой "лнр" наибольшее давление испытывают продуктовые предприниматели Должанска и Марковщины
Россияне 12 раз ударили по Константиновке и 7 раз по Дружковке: подробности от полиции (фото)

PR Трудоустройство в Краснограде: что предлагают работодатели
Эвакуация Из Покровской громады ежедневно эвакуируют по 5-7 человек (видео)
