"ПРИВЕТ" ОТ НАЛОГОВОЙ
Последние события, связанные с главным ровеньковским предприятием – ГП «Ровенькиантрацит», породили множество слухов один ужасней другого, которые циркулировали по городу, обрастая все новыми и новыми леденящими подробностями. Например, такими, что генерального директора ГП Юрия Зюкова встретили «люди из органов» в киевском аэропорту и прямо оттуда увезли в наручниках.
Подогревало ажиотаж то, что Юрия Зюкова действительно нет в городе. Наконец, 28 апреля на профсоюзной конференции, на которой подводились итоги выполнения тарифного соглашения между администрацией и трудовым коллективом ГП, председатель теркома ПРУП Николай Полухин был вынужден сделать официальное заявление – как он подчеркнул, «особенно для СМИ» – о том, что Юрий Зюков отправился в Киев, чтобы окончательно решить вопрос о выделении ГП денег из стабилизационного фонда на оборудование лав в шахтах им. Фрунзе и им. Дзержинского. В самолете ему стало плохо с сердцем, и сейчас он находится на лечении в одной из столичных клиник.
Надо признаться, что определенные основания для слухов были: на той же конференции технический директор Юрий Малиборский сказал, что в отношении пятерых руководителей подразделений ГП возбуждены уголовные дела, работники налоговой милиции провели обыски на ряде предприятий, и даже у директоров дома. Это связано с тем, что в целом ГП «Ровенькиантрацит» должно в бюджеты разных уровней и всевозможные фонды более 110 миллионов гривен, и эта сумма, по сравнению с концом 2008 г., выросла почти на 20 миллионов и, скорее всего, будет продолжать расти, поскольку рассчитаться в полном объеме предприятие не в состоянии. Даже если государство погасит долг за уже отгруженный уголь, который сегодня составляет 140 миллионов гривен, это проблемы полностью не решит. И Ю. Малиборский, и Н. Полухин не раз в ходе конференции подчеркивали, что главной задачей и для администрации, и для профсоюзов является своевременная выплата заработной платы и сохранение рабочих мест.
А если будет выполнено постановление Пленума ЦК ПРУП о повышении тарифных ставок в соответствии с Законом «О повышении престижности шахтерского труда», исходя из минимальной заработной платы с учетом коэффициента 1,3 для подземных рабочих, – то ежемесячный фонд оплаты труда вырастет в целом по ГП как минимум на 15 миллионов.
Долг главного бюджетообразующего предприятия в городскую казну тоже может вскоре создать проблемы. На сессии горсовета городской голова А. Онасенко назвал цифру в 9 млн. грн. – это почти двухмесячный фонд зарплаты учителей, медиков, работников культуры. Что касается Пенсионного фонда, то туда угольщики задолжали почти 90 млн. гривен, и, что самое неприятное, из-за этого около двух тысяч работников не могут подтвердить стаж для начисления пенсии, начиная с октября прошлого года.
Но проблемы ГП на этом не заканчиваются. Много внимания было уделено недостаточному финансированию мероприятий по охране труда. Ю. Малиборский и Н. Полухин в своих докладах приводили практически одни и те же цифры и факты: вместо 3% средств, полученных от реализации продукции, как это записано в тарифном соглашении, на охрану труда в 2008 году было выделено всего 0,7%, то есть вместо 46 миллионов потрачено немногим более 15. Средствами индивидуальной защиты горняки обеспечены всего на 50%, спецодеждой – на 30%, обувью – на 4%. На медикаменты для аптечек, которые должны быть на каждом участке, было выделено 21% от запланированных средств, на фильтры, респираторы и другие средства индивидуальной защиты – 22,7%. Не выполняются мероприятия по снижению уровня запыленности и температуры воздуха в забоях. При нехватке фильтров это создает большую угрозу возникновения заболеваний дыхательной системы. В немалой степени это стало причиной и того, что количество производственных травм в 2008 году, по сравнению с предыдущим, выросло на 12%.
Коснулись на конференции, правда, как-то вскользь, и такой проблемы: количество бытовых травм, полученных работниками всех подразделений ГП, по официальным данным, превышает количество производственных в 10 раз (4 тысячи против 407)! Получается, сказал профсоюзный лидер, что для горняков безопаснее находиться в шахте, нежели вне ее.
Безусловно, такая статистика наводит на размышления. Однако о том, как профсоюз борется с таким явлением, как «маскировка» производственных травм под бытовые, что намерен делать, чтобы защитить людей от давления (ведь не по своей же воле они соглашаются на пресловутое «шел, поскользнулся, упал, очнулся – гипс»), сказано не было ничего.
Не удалось получить ответ и на вопрос, что намерено делать ГП с долгами в бюджеты и фонды, ни на профсоюзной, ни на пресс-конференции, которую дали после форума Юрий Малиборский и Николай Полухин.
Такая ситуация уже возникала в середине 90-х, и тогда правительство и Верховная Рада, чтобы снизить социальную напряженность в угольных регионах, пошли на губительный для местных бюджетов вариант – просто «простили» угольщикам все долги, почти ничем не компенсировав потери городам и районам. Горняки и сейчас неоднозначно дали понять, что ждут помощи от государства, тем более, что она не раз была обещана с самых высоких трибун – в том числе, и в июне прошлого года, когда Юлия Тимошенко приезжала в Ровеньки.
Некоторый оптимизм внушает то, что, несмотря на все трудности, на шахтах готовятся новые лавы. В этом году, по словам Юрия Малиборского, их планируют запустить 12, надеются, что две будут оборудованы на средства из стабилизационного фонда, а 60 млн. – на лаву на «Дзержинке» – должны поступить в ближайшее время.
Нина ДЬЯЧЕНКО