
Без рабочих лифтов, но с отоплением в доме: чем живет прифронтовой Краматорск
В Краматорске, одном из последних относительно безопасных городов Донецкой области, сохраняется комфорт в наиболее возможном из прифронтовых вариантов: в многоэтажках есть газо-, свето- и водоснабжение, товары в магазинах представлены в изобилии — на любой кошелек и потребность. При этом город ежедневно вслушивается в глухие звуки войны, но когда ее прерывает звук прилета — мало кто пригибается. Люди, говорят, уже привыкли — и в Краматорске не такая ситуация, чтобы “пугаться каждого выстрела”.
На сегодня тревоги в городе — настолько обычное дело, что на них фактически не обращают внимания. По крайней мере такое впечатление может сложиться, если идти по центральной части города. Кафе, магазины в большинстве продолжают работать. Исключение — если в небе раздаются выстрелы громче, чем до сирены. Тогда заведения закрываются, хотя не на камеру добавляют: часто прилеты происходят до того, как в городе объявляют воздушную опасность.

“Сирена в Краматорске настолько часто (звучит — ред.), что нет смысла ее включать и выключать. По ощущениям, тревога у нас круглосуточная”, — говорит София, жительница Краматорска.
“Больше всего беспокоят аварии”
Краматорские правоохранители рассказывают, что на сегодня ситуация в городе абсолютно контролируемая. Количество вызовов фактически не меняется, — остается на том же уровне, что и летом или в прошлом году. Количество звонков в правоохранительные органы растет только в те дни, когда город обстреливают россияне — тогда полиция выезжает для оказания помощи горожанам и для фиксации военных преступлений и нанесенного ущерба. Во всем же остальном вопрос краж, конфликтов и т.п. не стоит остро.
“Ежедневно есть вызовы на ДТП в городе. И с участием гражданских, и по два автомобиля не разминаются. Очень много аспектов этой проблемы. Много новых водителей в городе, которые не обращают внимание на знаки или сигналы светофора. Со всеми по возможности проводим объяснительные работы на опережение аварий, на дорогах находятся патрули. Но, к сожалению, досадные инциденты все равно происходят”, — отмечает правоохранитель Андрей.
Мужчина добавляет, что в Краматорске случаи ограбления почти не фиксируют. За жильем, владельцы которого выехали, часто следят соседи, которые при необходимости сразу вызывают полицию. Многие же объекты находятся под охраной полиции, что также делает невозможным проникновение в них. Но с улыбкой полицейский замечает, что иногда случаются забавные ситуации, которые сначала выглядят как правонарушения. В частности, в случае, когда владелец дома попросил товарища отправить ему из дома личные предметы. У того были ключи, однако замок в двери не поддавался. Непонятное копошение у двери заметили соседи, которые сразу же вызвали полицию и собственноручно, с криками, пошли ловить “вора”. Когда патруль приехал на место — инцидент исчерпали, однако такие ситуации — не единичны.
Жизнь под российскими обстрелами
Журналистам Восточного Варианта краматорчане рассказывают, что на сегодня больше всего их смущает вопрос, насколько долго в городе можно будет прожить со всеми условиями — в частности, водой, светом и газом. Вместе с тем в горсовете Краматорска уверяют: в городе делают все возможное, чтобы эти удобства остались в домах горожан. Правда, часто от самих энергетиков и представителей власти это совсем не зависит — поскольку перспективы поставки теплой воды и отопления в домах россияне регулярно уничтожают.
Вместе с тем сегодняшняя коммунальная ситуация в Краматорске — на достаточно высоком уровне. По крайней мере как для прифронтового города, в небе вблизи которого регулярно сбивают российские ракеты и дроны. В многоэтажках города есть водо-, газоснабжение и почти постоянно — электроэнергия. Условия, как говорят горожане, столичные — при том, что даже в Киеве отключения света по состоянию на сейчас происходят чаще.
Однако насколько долго продержится такая идиллия — вопрос. И скорее не времени, а выдержки внутренних систем. И, конечно, того, насколько к отопительному сезону подготовились местные коммунальщики. В частности, на крайнем оперативном совещании начальник Краматорского ГВА Александр Гончаренко сообщил, что старт отопительного сезона вызывает много вопросов к одной из теплоснабжающих организаций.

“Процесс запуска отопления в Краматорске — продолжается. Острой проблемой именно сейчас является отсутствие отопления у некоторых потребителей ООО «Краматорсктеплоэнерго». В течение весны-лета город выполнил рекордный объем работ на магистральных сетях, но это не дало возможности уделить большее внимание внутриквартальным сетям. Именно поэтому в момент запуска отопления дали о себе знать слабые места на менее нагруженных участках. Сейчас тепловики с Краматорской ТЭЦ имеют в своей зоне ответственности 33 порыва”, — добавил он на совещании.
В то же время для Краматорска актуальной проблемой остается и низкий уровень оплаты коммунальных услуг. В частности, еще 28 февраля 2024 года КП “Добробут” отметил, что часть многоэтажек города окажется без обслуживания и движения лифтов — из-за огромных долгов горожан перед предприятием.
“Мы верили, что в марте жители более ответственно подойдут к оплате за текущие услуги, а платежная дисциплина — улучшится. Однако так не произошло. С 1 мая мы пошли на вынужденный шаг — в тех домах, где уровень оплаты наших услуг был критически низкий (менее 20%) мы начали отключать лифты”, — отмечают в пресс-службе предприятия.

Из-за того, что многие из горожан выехали, оплата коммунальных действительно повисла в воздухе — и поэтому миллионные убытки легли на плечи тех соседей, которые остались в Краматорске.
“Мы максимально долго шли навстречу людям, потому что понимали, что в домах остаются жить маломобильные люди и краматорчане пожилого возраста. Поэтому сколько было возможно — ремонтировали лифты и обслуживали их. Но на сейчас это очень убыточно. Отключение лифтов — вынужденный шаг на который мы идем из-за существенного подорожания энергоносителей. У нас нет финансового или физического ресурса, которого бы хватило на продолжение работы лифтов во всех домах города. А со временем и потребность в запуске некоторых тоже отпала. В некоторых подъездах жители оплатили долги — и там лифты продолжают работать.
Мы напоминаем: лифты в жилом фонде работают при условии, что оплата за услугу по управлению многоквартирным домом по подъезду составляет не менее 35%. Если задолженность уменьшить — работа лифтов будет восстановлена”, — отмечают на предприятии.
В частности, в конце октября жители домов, которые обслуживает управляющая компания, сократили список лифтов для отключения почти на 20 адресов: из запланированных к отключению 53 лифтов вынужденно остановят работу 34.

В то же время Наталья Рязанцева, краматорчанка, возмущается: она живет в многоквартирном доме, откуда большая часть жителей выехала. Остались единицы жителей, которые платят коммунальные услуги, в том числе и обслуживание дома. Из-за этого она оказалась буквально заложницей ситуации — живя на девятом этаже, она вынуждена носить большие бутылки с водой домой по лестнице.
“Я уже возмущалась, ходила к ним, жаловалась. Требовала включить лифт, потому что это кино — мы лично регулярно оплачиваем счета, а с бутылками с водой, пакетами с продуктами нам приходится ходить пешком на девятый этаж. Это какие-то античеловеческие действия”, — жалуется женщина.
“У меня дома батареи теплые, куда ехать?”
Местные жители отмечают: даже если в ближайшие недели ситуация в городе с отоплением не изменится — скорее всего, это не заставит их даже временно уехать куда-то. По крайней мере именно для таких периодов, с надеждой на свет, многие приобрели обогреватели.
“У нас дома есть электропростыни, масляный обогреватель и «дуйка». Если будет холодно — то в детскую поставим обогреватель, а сами будем спать на электропростынях. Или будем обогревать кровати по очереди. Главное — чтобы свет был, потому что все должно работать от него. Одеял также хватает — их и в гуманитарных наборах волонтеры выдавали, и я несколько купила. Лишними этой зимой они не будут”, — рассказывает Наталья Коваль, мама двоих детей.
Женщина отмечает, что на сегодня в ее многоквартирном доме отопление есть. Его недостаточно, чтобы, условно говоря, ходить в футболках и шортах дома. Но температура в квартире во всех комнатах — комфортная. Поэтому пока необходимости включать электроприборы для обогрева нет.
“В прошлом году у нас был опыт жизни в холодной квартире, в которой в конце зимы ударной волной выбило стекла в окнах. Была повреждена и линия электропередач, поэтому двое-трое суток, пока мы ждали остекления, грелись чем могли: дети ходили в куртках дома, ночью спали под несколькими одеялами на одной кровати. Между мной и мужем — дети, под нами всеми — одеяло, сверху — несколько пледов и еще одно одеяло. Если бы было совсем холодно, то мы бы выехали в село к маме, — у нее в доме есть печь. Но поскольку в Краматорске мы с мужем работали — это было невозможно. И мы нормально пережили тот период, никто из детей даже не заболел. Поэтому, думаю, этой зимой тоже все будет нормально”, — говорит Наталья.

На сегодня женщина предполагает, что в Краматорске могут быть перебои со светом, отсутствовать некоторое время газ или произойдут сложности с водоснабжением. Поэтому в ванной комнате и на балконе имеет около 100 литров технической воды, набранной в разные емкости, — говорит, на всякий случай, чтобы было чем умыться или помыть детей.
“Зимы в Краматорске не боимся. Если здесь будет некомфортно или не будет условий — выедем. Или к свекрови в Днепропетровскую область, или на зимовку ближе к центральной Украине. Сколько мы здесь будем жить, зависит и от фронта: если на краматорском направлении возобновятся боевые действия — мы поедем в эвакуацию. Ракет, падающих рядом, ждать не будем”, — замечает краматорчанка.
“В Краматорске все хорошо — настолько, что выбор товара здесь как в Киеве”
Прифронтовой город сегодня действительно, по сравнению с другими городами, удален от линии боевых действий. Это позволяет поставлять товары со всей Украины, завозить сюда грузовиками вещи первого, второго и вообще не обязательного потребления. И как отмечают краматорчане, в их городе на цене это почти не сказывается. В то же время это не касается Доброполья и маленьких магазинчиков в более опасных и фронтовых городах — как в Доброполье, например.
“Все сети магазинов и заведений, которые были еще год назад, продолжают работать. Никого из местных не испугало то, что к Покровску линия фронта все ближе. Здесь все очень спокойно: даже когда что-то взрывается — люди не пригибаются, потому что знают, что отсюда еще далеко. Хотя, конечно, не без прилетов... Но на товарах и услугах это не сказывается: по городу в каждом районе есть и салоны, и продуктовые магазины, и продовольственные — все работают. Конечно, люди больше ходят по тем магазинам, где цена на товары или еду немного больше, чем символическая, но это каждый день создает очереди”, — рассказывает жительница Краматорска Ольга.

Предприниматели из Краматорска также не спешат вывозить бизнес — наоборот, стабильно каждый месяц в городе открывается новая кофейня или ресторан, или же новый магазин специализированной одежды. Риск, говорят местные, не противоречит спросу, а потому конкуренция в прифронтовом городе ощутима.
“Если в 2022 году, когда началась большая война, здесь остался только минимум магазинов и все были востребованы, то теперь покупателей уже надо заманивать. Где-то товарами, где-то, если это заведения питания, услугами или меню. На расположение и дизайн тоже обращают внимание. В Краматорске уже все балованные”, — со смехом добавляет Ольга.

Вместе с тем цены на продукты несколько отличаются от стоимости аналогичных в центральной Украине — в Краматорске они обычно выше. Хотя это не касается стоимости еды в отдельных заведениях, где полноценный обед может стоить столько, сколько в Киеве — кофе с печеньем.
“Поход на сытный ужин с двумя сыновьями и женой мне обходится в 800-1000 гривен. То есть это несколько основных блюд, салат, десерты и напитки. Последний чек был около 1200 гривен — мы фактически поужинали в ресторане и утром доели то, что осталось. В Киеве этой суммы мне хватало на завтрак с женой”, — вспоминает Виталий, житель города.
Мужчина отмечает, что аналогичный разнообразный выбор — и с едой. В частности, недельную “корзину” (с фруктами, овощами, мясными или колбасными изделиями, с хлебом и крупами) можно собрать в магазине — за 1,5-2 тысячи гривен, а можно на местных рынках — за менее чем 800 гривен.

Вместе с тем, говорит Ирина, одна из продавщиц местного магазина, многие люди пенсионного возраста приходят брать акционные товары — те, срок годности которых истекает через два дня, или же если это “помятые” овощи или фрукты. Их качество или вкус, подчеркивает женщина, при этом не страдает — как об этом иногда думают горожане. В то же время скидка в четверть от цены или 50% от стоимости значительно экономит людям деньги.
“Бывает разная «просрочка», конечно, но у нас нет ни гнилых товаров, ни тех, которые уже начали цвести или испортились. В Краматорске большие требования к тому, что продают в магазинах. Если что-то не так — люди возвращаются с чеками и мы делаем им замену, или им возвращают деньги. Если возникает конфликт или что-то происходит — может приехать даже полиция. Поэтому нет продуктов «на выброс» на полках, к этому и администрация магазина, и люди в городе относятся серьезно”, — говорит женщина.
Эта значительная для горожан разница гарантирует и спрос местным “ярмаркам” и стихийным рынкам. Собственно, до сих пор она остается одним из весомых аргументов для краматорчан, которые выбирают жизнь под собственной крышей, в родных, хоть и холодных четырех стенах. А не в незнакомом новом месте, где неделя проживания может обходиться вдвое или втрое дороже при тех же минимальных затратах.
“Давайте честно: что ждет переселенцев из Краматорска в Киеве, Днепре или Полтаве? Нищета, минимальная зарплата или пенсия, если ее вообще будет хватать на жизнь или коммунальные. А здесь у людей есть знакомые, которые могут помочь, гуманитарка, при необходимости — все услуги и магазины в пешей доступности, по крайней мере пока. Нет необходимости ехать сейчас.
Если ситуация будет напоминать Покровск или Константиновку — конечно, многие люди уедут сразу, если будет куда. Даже если не будет, — мы же сами ищем и дома, и квартиры, куда нас пустят с донецкой пропиской. Но те люди, которые остаются в Краматорске сегодня, об эвакуации пока не думают. У нас еще нет такой потребности, и нет таких денег — на выезд из дома”, — также отмечает местная жительница Ольга.
***
Читайте также: На линии огня: какая ситуация в прифронтовом Покровске
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Педагог из Покровска рассказала о волонтерской деятельности
Ветеран из Луганщины поддерживает военных и их семьи в Черкассах
Эксклюзив Центр изучения оккупации рассказал о возросшем военном "призыве" и "сборах резервистов на ВОТ

Оккупанты определили количество народных дружинников на каждый населенный пункт так называемой "лнр"
Маленьких школьников оккупированной Луганщины росгвардейцы привлекают к "специфической игре" на блокпостах
В оккупированном Донецке захватчики сообщили о критических перебоях с электроснабжением и отоплением
Из-за российских обстрелов Белицкого вспыхнул пожар в квартире
Экс-главе марионеточного "правительства лнр" Сергею Козлову объявили подозрение
Ущерб Национального природного парка "Святые Горы" из-за войны превышает 537 млрд грн

Эксклюзив Для расселения людей с инвалидностью "Восток SOS" реконструирует и оборудует места временного проживания ВПЛ
К этому времени количество боевых столкновений с российским агрессором достигло 111
Эксклюзив Что задекларировал начальник ЛугОВА Артем Лысогор за 2024 год
