Провокационная соборность
День Соборности отметили в Луганске скромно и без особых эмоций. Даже информовода внятного не вышло. Неожиданная помощь пришла… из России: в Воронеже состоялась акция под лозунгами единства с Украиной. Аналогичная акция при участии «украинского десанта» также состоялась в на Кубани, а вот в Ставропольском крае, по имеющимся данным, попытка «помитинговать» успехом не увенчалась – помешали правохранительные органы.
Организаторами столь экстравагантных мероприятий выступила российская организация ВО «Соборная Украина» и поддержавшая её скандально известная украинская партия «Братство» Дмитрия Корчинского. Что касается «Соборной Украины», она впервые «засветилась» во время протестов на Болотной площади, но на их красно-черный флаг с белым тризубом тогда мало кто обратил внимание. Что же касается псевдоправославного «Братства», его деятельность связана прежде всего (и в основном) с эпатажными и весьма сомнительными перформансами вроде приготовления яичницы на вечном огне или публичного повешения Деда Мороза и Снегурочки. Сам же Дмитрий Корчинский вошёл в историю как один из лидеров УНА-УНСО – военизированной националистической организации, в конце прошлого века занимавшейся то ли волонтёрством, то ли наёмничеством на Кавказе и в Приднестровье, а также в ряде громких силовых акций в Украине.
Свои действия организаторы объясняют с помощью исторических аргументов, а именно тем, что часть украинских этнических земель (т.е. населённых преимущественно украинцами) нынче входят в состав РФ. Несмотря на определённую обоснованность «теоретической» части, реальную социальную базу для акций наскрести не удалось – в Воронеже «митинговали» всего три человека.
Впрочем, в эпоху сверхсильного влияния СМИ и этого оказалось достаточно – резонанс в интернет-изданиях оказался куда более громким, чем сами акции. Собственно, именно на такой эффект и расчитывали организаторы, не потрудившиеся придать своим акциям сколько-нибудь внушительный вид. Зато над приданием действу максимально провокационного характера поработали на славу. В анонсах участники мероприятий обозначались то ли как бандеровцы, то ли как борцы с «кремлёвской оккупацией» - в ход пошли и красно-черные флаги УПА, и «благословение» Юрия Шухевича (сына того самого повстанческого генерала). В общем, очевидно, что целью организаторов была именно провокация. Вопрос о том, кому понадобилось создавать прецедент на пустом месте, слишком туманный, чтобы выявить всю подноготную. Но вот о вероятных последствиях можно и порассуждать.
Некоторые ура-патриоты уже успели высказать свои восторги, разглядев в данной провокации то ли возрождение украинского империализма, то ли внешнеполитических амбиций. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении всё выглядит совсем не радужно.
Прежде всего, ставится под вопрос судьба украинских организаций в России. Они и так существуют там на птичьих правах. Например, пару лет назад в Москве прикрыли украинскую библиотеку – только потому, что там обнаружились какие-то экстремистские книжки. Правда, «ложечки» потом «нашлись» и библиотека возобновила работу, но осадок остался. А уж после «бандеровского десанта» на приграничные территории самое безобидное землячество можно легко заподозрить в «пособничестве экстремистам» или ещё каких-нибудь посягательствах на «единую и неделимую» федерацию. По всей видимости, завтра-послезавтра соответсвующие российские органы начнут (если уже не начали) «шерстить» украинские общины Кубани, Воронежчины и Ставрополья.
Выгодно ли это украинцам России? Нет. Украина как государство тоже оказывается в сомнительной ситуации. С одной стороны, официальный Киев не может нести ответственность за наших гастролёров, приглашённых российскими авантюристами. С другой стороны, сквозь призму СМИ это выглядит именно как инцидент из украино-российских отношений, а не междусобойчик провокаторов. Какой резон Киеву подливать масла в и без того взрывоопасные отношения с Москвой? Да никакого – тут хоть бы с «газовыми» вопросами разобраться, а уж о территориальных лучше и не вспоминать.
А вот Кремль легко может воспользоваться ситуацией для нагнетания антиукраинских настроений. Тем более, что почва уже хорошо унавожена кампанией против российской оппозиции, которую обвиняли в подготовке «оранжевой революции» в России. Теперь у Кремля есть повод заговорить о «ползучей бандеризации» или о сепаратизме «с украинским лицом». Информационное агентство «Росбалт» уже успело обозначить инцидент как «прецедент вмешательства внешних сил в российские дела», а губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков заявил, что ситуацию в крае «раскачивают» некие «внешние силы». А уж вспомнить кавказские вояжи УНА-УНСО (кстати, с тем же Дмитрием Корчинским) не составит большого труда, да и параллели сами просятся. Кроме того, кремлёвские идеологи получили дополнительный повод для демонизации Украины: мол, национал-фашизм уже заполонил всю страну и выплёскивается через край.
Не исключено, что за созданием видимости «украинского сепаратизма» стоят российские спецслужбы (или некие другие органы), заинтересованные в том, чтобы отвлечь внимание общества от сепаратизма кавказского, опирающегося не на опереточных «десантников», а на вооруженные бандформирования. Которых, к слову сказать, Путин обещал «мочить в сортире», но в итоге был вынужден просто взять на бюджетное довольствие в обмен на хотя бы формальную лояльность Кремлю. Не случайно ведь Ставрополье, в котором планировался «бандеровский десант» сегодня представляет одну сплошную проблему – ситуация между кавказским и славянским населением постоянно балансирует на грани открытого противостояния. Например, население города Невинномысска (где собственно и планировалась «высадка» под лозунгами соборности) уже второй месяц пребывает в напряжении. В декабре 2012-го местный житель был убит выходцем с Северного Кавказа, после чего местное население, недовольное приезжими, даже вышло на стихийный митинг. В свете этого не такой уж невероятной кажется версия, согласно которой кто-то просто решил переключить внимание с кавказцев на украинцев и на всякий случай создать «заглушающий» информационный повод.
В общем, как ни крути, выгода Украины остаётся крайне сомнительной, а Кремля – несомненной. Жаль только, что патриотические мотивы в очередной раз стали прикрытием для дурно пахнущего политического шулерства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.